Раздел VI. Управление налогообложением
И функционирование налоговых органов
Тема 18. Организационная структура налоговых
Органов. Права и обязанности участников
Налоговых отношений
1. Законы и другие нормативные акты по исчислению
и уплате налогов
2. Федеральная служба по налогам и сборам РФ, ее функции
и задачи
3. Состав и структура налоговых органов, права и обязанности
налоговых органов
4. Права и обязанности налогоплательщиков
5. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
Законы и другие нормативные акты по исчислению
И уплате налогов
Основу нормативно-правовой базы составляет Налоговый кодекс Российской Федерации. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, с 1 января 2001 г. были введены четыре главы второй его части, а с 1 января 2002 г. к ним добавилось еще четыре главы. В результате постепенного принятия Кодекса сложилась некая переходная система налогового законодательства, когда одновременно с прямым налоговым законодательством (к таковому относится НК РФ) равноценно функционируют законодательные акты непрямого действия, то есть налоговые законы и инструкции по применению тех налогов, которые пока не включены в НКРФ.
Первая часть Налогового кодексаРФ устанавливает:
• виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации (перечни налогов и сборов, данные в ней, вступают в силу по мере принятия соответствующих глав второй части);
• основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
• принципы и порядок установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектовРФ и местных налогов и сборов;
• права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
• формы и методы налогового контроля;
• ответственность за совершение налоговых правонарушений;
• порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть НК РФ устанавливает отдельные виды налогов и сборов на территории РФ.
Налоговый кодекс РФ является законодательным актом прямого действия, в соответствии с которым должны приниматься федеральные законы о налогах и сборах.Налоговые законы РФлибо носят общий характер, либо определяют порядок взиманияконкретного налога.
Порядок применения конкретных налоговых законов определяется соответствующими инструкциями Федеральной налоговой службы. Их назначение - регламентировать единообразные способы практической деятельности налогоплательщиков, налоговых агентов и органов управления, связанные с правильным и своевременным исчислением и взиманием налогов и сборов. Предполагается, что по мере принятия новых глав второй части Кодекса все законодательство, касающееся взимания конкретных налогов, станет прямым. Таким образом, налогоплательщику будет достаточно одного Налогового кодекса, чтобы правильно рассчитать и своевременно заплатить налоги.
Большое значение в регулировании налоговых отношений имеют законы РФ о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Если данные акты предусматривают устранение или смягчение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии прав налогоплательщиков и плательщиков сборов, то они имеют обратную силу. Те законодательные акты, которые повышают налоговые ставки и размеры сборов, а также устанавливают новые обязанности и штрафные санкции налогоплательщикам и плательщикам сборов, обратной силы не имеют.
Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами Федеральной налоговой службы, постановлениями Конституционного Суда РФ, решениями и определениями Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда РФ.
УказыПрезидента РФ не только устанавливают самостоятельные нормы права, но и носят характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению.
Правительство РФ устанавливает (в некоторых случаях) ставки таможенных пошлин, определяет нормативы затрат и различные перечни, применяемые при налогообложении, разрешает иные вопросы налоговых отношений в соответствии с поручениями Президента РФ и в пределах своей компетенции по действующему налоговому законодательству.
АктыФедеральной налоговой службы и Министерства финансовРФ, если они прошли установленную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, имеют нормативное значение, могут разъяснять и трактовать порядок исчисления и взимания налогов и сборов. Акты, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ, определяют порядок функционирования налоговых органов, дают рекомендации по отдельным вопросам применения налогового законодательства, разрабатывают методики расчетов и порядок ввода в действие законов и нормативных актов и т.п.
Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются имеждународными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем в российском налоговом законодательстве и нормативных правовых актах, то следует применять правила и нормы международного договора РФ.