Субъекты исполнения обязательства

Во взаимных обязательствах каждая из сторон является одновременно должником и кредитором по отношению к другой стороне.

1) Стороны

а) Должник – обязанности. По общему правилу исполнение является обязанностью той стороны, которая вступила в обязательство как должник и в этом качестве в нем названа. Исполнение обязательства связаного с личностью определенного должника, только должнику надлежит исполнять обязательство и кредитор вправе отказаться принимать исполнение от иных лиц. Если иное не предусмотрено соглашением сторон и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства, должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования

б) Кредитор - права. Кроме права требовать исполнения кредитор несет некоторые кредиторские обязанности:

i) кредитор обязан принять исполнение.

ii) в ряде случаев должен совершить какие-либо действия, при отсутствии которых должник не сможет исполнить обязательство, например, передача поставщику отгрузочных разнарядок (п. 2, 3 ст. 509 ГК РФ).

Управомоченным лицом кредитора, принимающим исполнение, обычно является его контрагент по договору. Такое лицо может быть названо уже в первоначальном обязательстве, но может быть определено и на последующих стадиях исполнения путем соответствующего извещения должника. Кредитор несет ответственность за действия такого управомоченного им лица.

2) Третьи лица - при определенных обстоятельствах в обязательственном правоотношении могут участвовать наряду со сторонами. Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. 3-е лицо не становится стороной обязательства, то есть оно по отношению к кредитору выполняет только определенные действия (производит работу, платит деньги, передает имущество и др.). Ответственным перед кредитором за исполнение обязательства остается должник, который отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено обязательство, если законом не установлено, что ответственность несет третье лицо (ст. 403 ГК). Третье лицо, подвергающееся опасности утратить свое право на имущество должника (право аренды, залога или др.) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество, может за свой счет удовлетворить требование кредитора без согласия должника. В этом случае к третьему лицу переходят права кредитора по обязательству.

3. Договор коммерческой концессии (понятие, характеристика, стороны, форма и регистрация договора, содержание, права и обязанности сторон). Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю.

Понятие.

Договор коммерческой концессии (фран­чайзинга) - это соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятель­ности пользователя комплекс исключительных прав, принад­лежащих правообладателю, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предус­мотренные договором объекты исключительных прав, в час­тности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Характеристика.

· консенсуальный;

· возмездный;

· двусторонний.

Цель коммерческой концессии – содействовать продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (продаваемых) право­обладателем.

Стороны.

1) Правообладатель — лицо, которому принадлежат те исклю­чительные права, использование которых он разрешает пользова­телю. Правообладатель д/б зарегистрирован в качестве предпринимателя.

2) Пользователь — лицо, получающее возможность использовать исключительные права. Он также д/б предпринимателем в момент заключения договора коммерческой концессии.

В договоре коммерческой концессии не могут участвовать некоммерческие организа­ции и публично правовые образова­ния, даже если им разрешено заниматься предпринима­тельской деятельностью.

Содержание

Существенные условия

1) Предмет - исключитель­ные права, принадлежащие правообладателю (права на фирменное наименование (фирму), на коммерческое обозначение правообладателя, на охра­няемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак об­служивания и т. д., т.е. исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности).

2) Цена - вознаграж­дение, которое подлежит уплате правообладателю пользователем.

Срок – м/б определенный или без указания срока. Если срок в договоре не указан, договор коммерческой концессии считается заключенным без указания срока. В этом случае любая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжи­тельный срок.

Форма - простая письмен­ная, несоблюдение влечет его ничтожность. И подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация производится органом, осуществляющим ре­гистрацию ЮЛ или ИП, выступающего в качестве правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, регистрация осуществляется органом, в котором зарегистрирован пользователь.

В отношениях же между правообладателем и пользователем дого­вор имеет силу и без регистрации, в отно­шениях с третьими лицами стороны вправе ссылаться на договор с момента его регистрации.

За неосуществление регистрации законом установлены 2 санкции.

- запрет ссылаться на договор коммерческой концессии в отношениях с третьими лицами, что может повлечь для сторон неблагоприятные имущественные последствия.

- неосуществление регистрации образует нарушение договора, ко­торое влечет за собой ответственность нарушителя, в роли которо­го, по общему правилу, выступает правообладатель).

Если по договору передаются права на использование товарных знаков (знаков обслуживания) и объектов патентного права (изобретений, полез­ных моделей и промышленных образцов) договор подлежит также регистрации в ФОИВ в области патентов и товарных знаков, при несоблюдении ее договор ничтожен.

Права и обязанности.

1) правообладатель

а) Обязан

i) обеспечить передачу поль­зователю всего комплекса исключительных прав по договору. Она включает в себя два компонента:

(1) передать пользователю техническую и коммерческую документацию (планы, расчеты, чертежи), проинструктировать пользователя и его работников по вопросам осуществления прав, переданных по договору коммерче­ской концессии, а также предоставить пользователю иную инфор­мацию, необходимую для осуществления этих прав.

(2) выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.

ii) обеспечить регистрацию до­говора коммерческой концессии. Правообладатель должен самостоятельно произвести обе регистрации - и в органе, регистрирующем ЮЛ, и в патентном ведомстве.

iii) может входить ока­зание пользователю постоянного технического и консультативно­го содействия, включая содействие в обучении и повышении ква­лификации работников.

iv) м/б обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании дого­вора коммерческой концессии.

Пользователь

а) обязан:

i) использовать коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;

ii) обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых ус­луг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производи­мых, выполняемых или оказываемых непосредственно правооб­ладателем;

iii) соблюдать инструкции и указания правообладателя, направ­ленные на обеспечение соответствия характера, способов и усло­вий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем;

iv) оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (зака­зывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

v) не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообла­дателя и другую полученную от него конфиденциальную коммер­ческую информацию;

vi) предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором; Субконцессия - это договор, в соответствии с которым пользо­ватель обязуется передать субпользователю весь комплекс полу­ченных им от правообладателя по договору коммерческой концес­сии прав или их часть. В результате заключения договора субконцессии пользователь по отношению к субпользователю становится правообладателем. Права субпользователя, таким образом, становятся производ­ными от прав самого пользователя. Условия субконцессии должны быть согла­сованы пользователем с правообладателем или определены в дого­воре коммерческой концессии. Передача пользователем всего комплекса полученных им прав или их части в субконцессию м/б прямо запрещена дого­вором. Срок субконцессии не м/б длиннее срока самой кон­цессии. Если срок субконцессии все-таки установлен как более длительный, то данное правило в договоре будет частично недей­ствительным. Если недействителен договор коммерческой концессии, не­действительны и заключенные на его основе субконцессионные договоры. Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользова­телей (п. 4 ст. 1029 ГК).

vii) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевид­ным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное сред­ство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Наши рекомендации