Цель лекции: Изучение деятельности КХ
Вопросы лекции:
1. Основные формы крестьянского (фермерского) хозяйства.
2. Гражданско-правовые отношения в КХ.
3. Земельные правоотношения в КХ.
Содержание лекции
Крестьянским (фермерским) хозяйством признается такое хозяйство, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции.
Основными формами крестьянского (фермерского) хозяйства являются:
• крестьянское хозяйство, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;
• фермерское хозяйство, основанное на осуществлении личного предпринимательства;
• фермерское хозяйство, организованное в форме простого товарищества на основе договора о совместной деятельности,
• лицом, представляющим интересы крестьянского хозяйства, является глава хозяйства, которым может быть любой дееспособный гражданин РК, достигший 18 лет;
• в случае болезни или длительного отсутствия глава крестьянского (фермерского) хозяйства может уполномочить кого-либо из членов хозяйства исполнять свои функции.
В случае смены главы крестьянского (фермерского) хозяйства его члены общим заявлением извещают об этом органы, зарегистрировавшие хозяйство. На имя правопреемника выдается государственный акт на право землепользования в соответствии с земельным законодательством.
Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки предоставляются (передаются) на праве постоянного или временного безвозмездного землепользования.
Гражданам, обладающим правом на земельную (условную земельную) долю и выходящим из состава сельскохозяйственных организаций, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель этих организаций земельные участки, кадастровая оценка которых должна быть на уровне средней по хозяйству.
За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и имеющими жилой дом в ауле (селе), сохраняется приусадебный земельный участок на праве собственности, который не включается в состав землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства.
Гражданам, не обладающим правом на земельную (условно земельную) долю, земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель специального земельного фонда и запаса.
Вопросы для самоконтроля
1. Виды индивидуального предпринимательства
2. Закон РК «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
3. Основные формы крестьянского (фермерского) хозяйства
Рекомендуемая литература
1. Малый бизнес [Текст] : организация, экономика, управление: учеб. пособие / ред. В. Я. Горфинкель. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 495 с.
2. Широков, Б. М. Малый бизнес: Финансовая среда предпринимательства [Текст] : учебно-метод. пособие / Б. М. Широков. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 496 с.
3. Сирополис, Н. К. Управление малым бизнесом [Текст] : руководство для предпринимателей: пер. с англ. / Н. К. Сирополис. - М. : Дело, 1997. - 672 с.
4. Кэссон, Г. Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (Эффективный менеджмент) : пер. с англ. / Г. Н. Кэссон. - М. : Бином, 1992. - 64 с. –
5.Загулин, М. С. Основы бизнеса и менеджмента [Текст] : учебн.пособие / М. С. Загулин. - М. : Компания Спутник+, 2000. - 176 с.
a. Қосымша әдебиеттер//Дополнительная литература
6. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан [Текст] : практ. пособие по специальным налоговым режимам Налогового кодекса от 12.06.01 г. - 3-е изд., перераб. - Алматы : LEM, 2005. - 236 с.
7. Маслов, Д. В. Малый бизнес:японский путь к успеху [Текст] / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. - М. : Пресс, 2005. - 192 с.
8. Чепуренко, А. Ю. Малый бизнес в рыночной среде [Текст] : учеб. пособие / А. Ю. Чепуренко. - М. : Издат. дом Международного ун-та, 2006. - 324 с.
9. Менеджмент: курс лекций / К. Б. Бердалиев; Рек. МОНРК. - Алматы : Экономика, 2005. - 238 с. - (МВА)
10. Менеджмент : Учеб. пособие / Т. П. Магай ; Академия труда и соц. отношений. - Алматы : Ценные бумаги, 2004. - 160 с.
a. Электрондық қорлар//Электронные ресурсы
11. Пирогов, К. М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс] : электронный учебник / К. М. Пирогов. - Электрон. дан. (683 Мб). - М. : КНОРУС, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.
Лекция. Особенности налоговой политики в области МСБ
Цель лекции:изучение налоговой политики в области МСБ
Вопросы лекции:
1. Особенности налоговой политики в отношении СМП.
2. Налоговые режимы: общеустановленный режим, на основе разового талона, на основе патента, упрощенной декларации, для субъектов МСБ аграрного сектора РК.
Содержание лекции
Сферы размещения малых предприятий и учетная политика. Налогообложе-
ние и финансовая отчетность в малом бизнесе. Учет доходов и расходов.
Расширение деятельности и поддержка малого бизнеса. Франчайзинг –
и лизинг в малом бизнесе. Кредитование малого бизнеса. Документация на малом предприятии. Калькуляция себестоимости. Проведение ревизий и инвентари-
заций на малом предприятии. Оценка и переоценка товарно-материальных
ценностей.
После прохождения государственной регистрации индивидуального предпринимателя в налоговых органах, а юридического лица – в органах Министерства юстиции РК и получения свидетельства субъект должен встать на регистрационный учет в качестве налогоплательщика в налоговых органах и получить свидетельство налогоплательщика и регистрационный номер налогоплательщика - РНН.
Субъект обязан встать на регистрационный учет в течение 10 дней с момента государственной регистрации в налоговый орган:
• юридическое лицо:
- по местонахождению;
- по месту осуществления деятельности;
- по местонахождению объектов, связанных с налогообложением;
• физическое лицо:
- по местожительству;
- по местонахождению или регистрации объектов налогообложения;
- по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Индивидуальный предприниматель становится на учет по местожительству.
Регистрация объектов налогообложения производится налоговыми органами в соответствии с требованиями НК РК от 12.06.01 г. № 209-Н и приказа МГД РК от 28.12.01 г. № 1794.
Кроме этого, налогоплательщик должен определиться в вопросе постановки на учет в качестве плательщика НДС:
• в соответствии с пунктом 3 статьи 208 Кодекса минимум оборота по реализации составляет 15 000-кратную величину месячного расчетного показателя, установленного на последний месяц периода, не превышающего двенадцатимесячного;
• для этих целей налогоплательщики определяют размер оборота по реализации за последний период, не превышающий 12 месяцев. В случае, если сумма этих оборотов превышает установленный минимум облагаемого оборота в размере 15 000-кратного месячного показателя, то они обязаны подать заявление в налоговый орган по месту регистрации о постановке их на учет по налогу на добавленную стоимость;
• заявление составляется только на бумажном носителе, в черно-белом цвете, заполняется шариковой или перьевой ручкой, черными или синими чернилами, заглавными печатными символами или с использованием печатающего устройства.
Заявление представляется в явочном порядке в двух экземплярах, один из которых возвращается налогоплательщику с отметкой налогового органа.
На заявлении налоговым органом проставляется отметка о принятии заявления:
• в течение двух рабочих дней на основании заявления налоговый орган выдает налогоплательщику свидетельство либо, в случае обнаружения несоответствия регистрационных данных, указанных в заявлении, сообщает налогоплательщику мотивированные причины отказа в постановке на учет по налогу на добавленную стоимость;
• свидетельство выдается плательщику налога на добавленную стоимость под роспись в журнале учета выданных свидетельств, который ведется в налоговом органе.
Свидетельство хранится у налогоплательщика;
• в случае не превышения облагаемых оборотов выше 15 000 МРП налогоплательщики могут подать заявление о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость в добровольном порядке;
• плательщик НДС имеет право сняться с учета, если за последний год размер облагаемого оборота не превысил 15 000-кратного МРП, но только после двух лет работы в качестве плательщика НДС.
Получив свидетельство налогоплательщика, РНН, свидетельство плательщика НДС или зарегистрировавшись как неплательщик НДС, субъект должен выбрать налоговый режим, т.е. порядок расчета с бюджетом:
• индивидуальный предприниматель - по уплате индивидуального подоходного и социального налогов;
• юридическое лицо - по уплате корпоративного и социального налогов.
Все остальные налоги и платежи уплачиваются в общеустановленном порядке согласно Кодексу от 12.06.01 г. № 209-Н.
Если субъект малого бизнеса отвечает всем условиям, то он имеет право выбрать только один из нижеперечисленных режимов:
• налоговый режим на основе разового талона;
• налоговый режим на основе патента;
• налоговый режим на основе упрощенной декларации;
• общеустановленный порядок.
В случае выхода за пределы установленных критериев либо выхода в добровольном порядке из специальных режимов субъект переходит на общеустановленный порядок уплаты налогов, при этом возврат вторично на спецрежимы возможен только после 2-летней работы в общеустановленном режиме.
От применения контрольно-кассовых машин освобождаются следующие субъекты:
- индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизную продукцию):
- осуществляющие деятельность на основе разового талона или патента по специальному режиму;
- на протяжении 6 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- осуществляющие деятельность в форме фермерских хозяйств;
- налогоплательщики, осуществляющие деятельность в соответствии с требованиями ст. 391-397 Налогового кодекса;
- адвокаты.
Порядок применения контрольно-кассовых машин регламентируется постановлением Правительства РК от 15.01.97 г. № 67, с изменениями и дополнениями, и постановлением Правительства РК от 06.08.01 г. № 1034 и ст. 546-548 НК РК от 12.06.01 г. № 209-И.
Порядок и сроки уплаты индивидуального подоходного налога регламентируются ст. 141, 143, 145, 163, 164, 169, 171, 179, а также ст. 79-124 Налогового кодекса РК от 12.06.01 г. № 209-И.
Этот режим в Законе РК от 24.04.95 г. № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» назывался «Упрощенный налоговый режим с ведением книги учета доходов и расходов».
Согласно ст. 163 Кодекса, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя относится к доходам, не облагаемым у источника выплаты, и определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными ст. 79-124 Кодекса.
Исчисление налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты, производится налогоплательщиком самостоятельно путем представления декларации по индивидуальному подоходному налогу по ставкам п. 1 ст. 145 Налогового кодекса РК не позднее 31 марта года, следующего за налоговым.
Несмотря на то, что индивидуальный подоходный налог, подлежащий уплате, определяется от дохода, полученного за отчетный период, индивидуальный предприниматель должен уплачивать текущие авансовые платежи в порядке, установленном ст. 126-127 Налогового кодекса.
Для предпринимателей, работающих в общеустановленном режиме, обязательно применение контрольно-кассовых машин с фискальной памятью с целью контроля за доходом и сверкой с бухгалтерским учетом по книге доходов и расходов.
Индивидуальные предприниматели уплачивают социальный налог, объектом обложения которого является численность работников, включая самого предпринимателя. Оплата производится ежемесячно до 15 числа следующего месяца в размере:
- 3-х МРП за предпринимателя;
- 2-х МРП за каждого наемного работника, вне зависимости от величины заработной платы.
Субъекты малого бизнеса уплачивают налог на имущество (основные средства и нематериальные активы), находящееся у них на праве собственности, по ставке 0,5 % к среднегодовой балансовой стоимости объектов, определенной по бухгалтерскому учету.
Уплата налога производится по месту нахождения объектов в порядке авансовых платежей равными долями до 20 февраля, 20 мая, 20 августа и 20 ноября текущего налогового года. Такой порядок расчета установлен для предпринимателей, осуществляющих деятельность в помещениях, выведенных из состава жилых помещений. Если деятельность осуществляется в помещениях жилого фонда, налог на имущество уплачивается в соответствии с требованиями ст. 361-367 НК.
Согласно нормам Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и постановлению Правительства Республики Казахстан от 15 марта 1999 года за № 245 индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты с бюджетом как в общеустановленном по-1 рядке, так и по специальным налоговым режимам на основе патента и упрощенной декларации, в свою пользу ОПВ исчисляются в размере десяти процентов от заявляемого дохода с учетом произведенных затрат, но не менее десяти процентов от минимальной месячной заработной платы и не выше десяти процентов семидесятипятикратного размера минимальной месячной заработной платы в месяц.
В соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2006 год» размер минимальной заработной платы в 2006 году составляет 9200 тенге.
На основании п. 7 постановления Правительства Республики Казахстан от 01.06.2004 г. № 683 «Об утверждении Правил исчисления социальных отчислений», для индивидуальных предпринимателей (в свою пользу), применяющих специальные налоговые режимы (патент и упрощенную декларацию), размер дохода, принимаемого для исчисления социальных отчислений, приравнивается к размеру минимальной заработной платы, устанавливаемому законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
При этом для исчисления социальных отчислений минимальный размер заработной платы не уменьшается на сумму исчисленных ОПВ.
Режим на основе разового талона применяют следующие налогоплательщики:
- физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер, не более 90 дней в году;
- лица, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы и оказывающие услуги на рынках, за исключением осуществляющих деятельность в стационарных помещениях по договорам аренды;
- при этом эти лица не должны использовать наемных работников, им не требуется государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и они не осуществляют уплату социального налога.
Разовые талоны выдаются налогоплательщикам до начала осуществления деятельности. В этих целях налогоплательщик предъявляет работнику уполномоченного органа свидетельство налогоплательщика (документ, подтверждающий присвоение регистрационного номера (РНН)). Разовый талон действителен по месту осуществления деятельности, указанному в разовом талоне.
Налогоплательщик имеет право приобретать разовый талон как на 1 день, так и на более длительный срок, но не более одного месяца. В случаях выдачи разового талона на срок более 1 дня его стоимость определяется путем умножения установленной решением маслихатов стоимости на количество дней действия разового талона.
При прекращении деятельности до истечения срока действия разового талона, при временном приостановлении или изменении условий осуществления деятельности уплаченная сумма стоимости разового талона возврату и перерасчету не подлежит.
В случаях, если у лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом нг основе разового талона, количество дней осуществления предпринимательской деятельности превышает 90 дней в году, им необходимо встать на учет в территориальном налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (90 дней считаются в целом за год, вне зависимости от того подряд или по несколько дней в течение года).
В этих целях налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган:
- заявление;
- фотографию;
- документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
К физическим лицам, деятельность которых носит эпизодический характер, относятся физические лица, предпринимательская деятельность которых в году в общей сложности не превышает 90 дней.
Указанные лица могут рассчитываться с бюджетом на основе разового талона только при занятии следующими видами предпринимательской деятельности:
• реализация (за исключением деятельности, осуществляемой в стационарных помещениях):
- газет и журналов;
- семян, а также посадочного материала (саженцы, рассада);
- бахчевых культур;
- живых цветов, выращенных на дачах и придомовых участках;
- продуктов подсобного сельского хозяйства, садоводства, огородничества и дачных участков;
• услуги по перегону автомобильного транспорта:
- из стран СНГ;
- из дальнего зарубежья;
• услуги владельцев личных тракторов по обработке земельных участков;
• услуги владельцев личных легковых и грузовых автомобилей по
перевозке пассажиров и грузов (за исключением лицензируемых перевозок)
К категории лиц, осуществляющих реализацию на рынках, относятся лица, реализующие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги на рынках, за исключением осуществляющих указанную деятельность в стационарных помещениях на территории рынков по договорам
аренды.
В случаях, если у физических лиц, осуществляющих реализацию на рынках, количество дней осуществления предпринимательской деятельности превысит 90 дней в году, им необходимо в налоговом органе встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя.
+ В случаях, если отдельные лица, кроме реализации на рынках, занимаются другими видами деятельности и осуществляют расчеты с бюджетом по патенту либо по упрощенной декларации, при исчислении суммы дохода, подлежащей налогообложению, согласно п. 4 статьи 370 Налогового кодекса, сумму дохода, полученного от реализации на рынках, не включают.