Методическое обеспечение дисциплины
1. Налоги и налогообложение. Программа. - Федеральное агентство по образованию. РГТЭУ. / Составитель., к.э.н., проф. Горина Г.А. - Москва 2006.
2. Налоги и налогообложение. Методические указания по выполнению контрольной работы. - Федеральное агентство по образованию. РГТЭУ. / Составитель., к.э.н., проф. Горина Г.А. - Москва 2005.
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
www. mba-start.ru
www. Seminars.ru
www. yandex.ru
www. subscribe.ru
www. kodex.ru
www. tax.vsau.ru
11. Конспект лекций
Экономическая сущность налогов
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с ЮЛ и ФЛ) по ставке установленной законодательством.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.
В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства.
Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.
С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.
Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:
а) первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета.
б) второй, заключается в стимулировании по средством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция.
Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход.
Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ.
Классификация налогов
I. Финансово-экономический признак.
1. По способу изъятия:
- прямые;
- косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По переложению налогового бремени:
- перелагаемые (косвенные);
- неперелагаемые (прямые).
3. По способу обложения:
- налоги с ЮЛ;
- налоги с ФЛ.
- общие налоги.
4. По объекту обложения:
- имущественные;
- рентные;
- с выручки;
- налоги на потребление.
5. По единице налогообложения:
- экономические налоги;
- расчетные.
6. По налоговым ставкам:
- прогрессивные;
- регрессивные;
- пропорциональные;
- твердые;
- кратные МРОТ.
7. По сфере функционирования:
- общеобязательные;
- специальные.
8. По целевой направленности:
- абстрактные;
- конкретные.
9. По способу выражения:
- налично-денежные;
- безналичные.
10. По общему признаку налогового источника:
- налоги на доходы;
- налоги на расходы;
11. По источнику уплаты:
- индивидуальные;
- включаемые в себестоимость;
- за счет балансовой прибыли;
- за счет чистой прибыли;
- с выручки.
12. По способу обложения и взимания:
- кадастровые;
- декларационные;
- у источника.
II. Административно-правовой признак.
По праву использования платежей:
- собственные;
- регулирующие.
2. По структурно-административному признаку:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
3. По способу перечисления:
- автоматически;
- самостоятельно;
- по поручению.
III. Пространственно-временной признак.
По периодичности:
- срочные;
- регулярные.
2. По времени и месту взимания:
- у источника дохода;
- у владельца собственника дохода;
- при расходовании средств.
Функции налогов
Фискальная функция. Обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства необходимых для реализации бюджетной, социальной и иных программ, а также для существования государственных институтов.
Экономическая функция. Предназначена для социально-справедливого перераспределения доходов, в зависимости от социально-экономических приоритетов или значимости субъектов предпринимательства, т.е. это инструмент косвенного регулирования экономики.
Регулирующая функция. Проявляется в том, что налоги являются инструментом оказания влияния на воспроизводство стимулируя или замедляя его темпы, платежеспособный спрос, накопление капитала, НТП и т.д.
Контрольная функция. Заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет контроль за доходами и расходами налогоплательщиков.
Социальная функция.