Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Рабочая программа дисциплины

Рабочая программа дисциплины

Стилистика и культура речи русского языка

Направление подготовки

45.03.01 Филология

Направленность (профиль)

Отечественная филология

Присваиваемая квалификация (степень)

бакалавр

Форма обучения

заочная

Костанай, 2016 г.

Рабочая программа дисциплины составлена:Свиркович О.В., старшим преподавателем кафедры филологии _____________________

в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г. № 947

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры филологии

Протокол № 01 от «13» сентября 2016 г.

Заведующий кафедрой __________________ К.С. Шалгимбекова

Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

Протокол № 01 от «22» сентября 2016 г.

Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко

Структура рабочей программысоответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»

Общие сведения

1.1 Характеристика дисциплины: «Стилистика и культура речи русского языка» рассматривает специфику и виды речевой деятельности, основные механизмы речи, обеспечение процесса создания и восприятия текстового сообщения языковыми, речевыми, этическими и коммуникативными нормами

1.1.1 Назначение дисциплины:знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры.

1.1.2 Цели дисциплины: изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

1.1.3 Задачи дисциплины:

- изложение теоретических основ функциональной стилистики,

- ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи,

- развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП. «Стилистика и культура речи русского языка» относится к Блоку 1 учебного плана направления подготовки 45.03.01 Филология направленности Отечественная филология, Б1.Б.18.

1.2.1 Пререквизиты: базовые знания, умения и навыки, сформированные при изучении русского языка в рамках дисциплин «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Современный русский язык».

1.2.2 Постреквизиты: дисциплины, в которых используются знания по «Стилистике и культуре речи русского языка»: «Современный русский язык», «История русского языка», «Язык рекламы как фактор ее эффективности», «Изобразительно-выразительные средства русского языка», «Документная лингвистика», «Практикум по риторике», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы», «Язык средств массовой информации».

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-5 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Знать: основы коммуникации в устной и письменной формах на русском языке Уметь: взаимодействовать в различных сферах коммникации Владеть: навыками межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-1 Способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области. Знать: историю, современное состояние и перспективы развития филологии в целом и стилистики как науки Уметь: демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и стилистики как науки Владеть: навыками создания различных типов текстов
ОПК-5 Свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке Знать: русский язык в его литературной форме Уметь: создавать, редактировать и анализировать различные тексты Владеть: русским языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке
ПК-7 Готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися Знать: основные понятия, принципы речевой организации стилей, закономерности функционирования языковых средств в речи Уметь: оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения Владеть: навыками популяризации филологических знаний и воспитательной работы с обучающимися

1.4 Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (тренинговые технологии: составление текстов различных стилей, решение учебно-познавательных задач; диалоговые технологии: работа в малых группах, дискуссия; кейс-технологии)

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объём дисциплины   Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
в том числе, аудиторная работа (всего):
Лекции
Семинары, практические занятия
Практикумы  
Лабораторные работы  
Внеаудиторная работа (всего):  
в том числе (необходимо указать конкретный вид учебных занятий)  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
Контроль
Вид промежуточной аттестации Экзамен

Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий

№ п/п Наименование темы Количество часов
ЛЗ ПЗ ЛР СРС
Введение. Функциональные стили речи.  
Норма как центральное понятие культуры речи    
Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка    
Лексические и фразеологические нормы    
Морфологические нормы русского языка    
Синтаксические нормы русского языка    
Изобразительно-выразительные средства.      
Основы ораторского искусства      
Всего    

Программа дисциплины

Темы лекционных занятий

№ п/п Тема ЛЗ Содержание ЛЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы
1. Введение. Функциональные стили речи. 1. Понятие о функциональных стилях. 2. Стилевые черты и языковые средства научного стиля. 3. Особенности официально-делового стиля речи. 4. Жанровое многообразие и особенности публицистического стиля. 5. Особенности разговорного стиля речи на разных уровнях языковой системы. 6. Вопрос о стиле художественной литературы. 2,5 интерактивная лекция (метод эвристической беседы)
2. Норма как центральное понятие культуры речи 1. Предмет изучения и задачи культуры речи. 2. Основные аспекты изучения культуры речи. 3. Литературный язык как основа культуры речи. 4. Норма как центральное понятие культуры речи. 2,5 интерактивная лекция (метод эвристической беседы)
Итого  

Темы практических занятий

№ п/п Тема ПЗ Содержание ПЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы
Функциональные стили речи. 1) Понятие о функциональных стилях. 2) Классификация стилей языка. 3) Стилевые черты и языковые средства функциональных стилей. Мозговой штурм, решение лингвистических задач
Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка 1. Предмет изучения орфоэпии и акцентологии. 2. Произношение существительных. 3. Произношение прилагательных. 4. Произношение глаголов. Мозговой штурм, решение лингвистических задач
Лексические и фразеологические нормы 1. Лексика. 2. Особенности слова в русском языке. 3. Типы лексических ошибок Решение лингвистических задач
Морфологические нормы русского языка 1. Морфологическая норма. 2. Ошибки, связанные с использованием именных частей речи. 3. Ошибки, связанные с использованием глагола. Мозговой штурм,
Синтаксические нормы русского языка 1. Нарушение норм координации главных членов предложения. 2. Ошибки в выборе форм управления. 3. Ошибки в согласовании определений и приложений. 4. Ошибки при использовании однородных членов предложения. Решение лингвистических задач
Итого  

Темы лабораторных работ

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наши рекомендации