Ключевые прогнозные оценки нефтяной отрасли в России
Варианты прогнозных расчетов подготовлены в соответствии с заданными сценарными условиями. Ниже представлены некоторые ключевые прогнозные оценки по «базовому» варианту развития отрасли, который в Концепции рассматривается в качестве основного.
Таблица 2
Прогноз объемов потребления нефти и нефтепродуктов
на внутреннем рынке в 2009–2030 гг., млн. т.
2008 факт | 2009 оценка | ||||||||||
Потребление нефти и нефтепродуктов | 130,6 | 126,3 | 126,5 | 128,4 | 131,6 | 135,1 | 139,3 | 144,2 | 171,4 | 200,6 | 229,1 |
- нефть | 13,6 | 14,6 | 14,4 | 14,3 | 14,1 | 14,0 | 13,9 | 13,7 | 13,2 | 12,9 | 12,5 |
- нефтепродукты | 117,0 | 111,7 | 112,1 | 114,2 | 117,5 | 121,1 | 125,5 | 130,5 | 158,1 | 187,7 | 216,6 |
В т.ч.: автобензин | 31,5 | 31,4 | 31,5 | 32,1 | 33,3 | 34,5 | 35,8 | 37,1 | 44,0 | 49,8 | 54,9 |
дизельное топливо | 31,9 | 28,3 | 28,7 | 29,6 | 30,8 | 32,2 | 33,7 | 35,5 | 45,2 | 55,3 | 64,8 |
Мазут | 19,9 | 18,0 | 18,0 | 18,1 | 18,5 | 19,0 | 19,6 | 20,2 | 23,5 | 26,3 | 28,3 |
Формирование прогноза объемов потребления нефти и нефтепродуктов выполнялось с учетом приоритетности удовлетворения внутреннего спроса в качественном топливе по приемлемым для российских потребителей ценам, а также необходимости расшивки существующих ограничений (ценовых, технологических и пр.) и повышения эффективности использования нефтяных топлив до уровня развитых стран.
Таблица 3
Прогнозный баланс спроса и предложения нефти до 2030 г., млн. т.
Показатель | 2008 факт | 2009 оценка | |||||||||
Добыча нефти | 488,0 | 494,6 | 498,5 | 502,3 | 506,2 | 510,0 | 512,4 | 514,9 | 527,0 | 533,5 | 534,1 |
Расход и потери нефти в добыче и транспортировке | 11,3 | 12,4 | 12,2 | 12,1 | 11,9 | 11,8 | 11,6 | 11,5 | 10,9 | 10,3 | 9,7 |
Переработка нефти | 236,1 | 235,1 | 235,8 | 236,6 | 237,3 | 238,1 | 240,4 | 242,8 | 254,5 | 277,1 | 299,7 |
Нетто-экспорт нефти | 240,6 | 247,2 | 250,4 | 253,7 | 256,9 | 260,1 | 260,4 | 260,6 | 261,7 | 246,1 | 224,7 |
Аналогичным образом составлены прогнозные балансы по основным нефтепродуктам (автобензину, дизельному топливу и мазуту).
Таблица 4
Прогноз объемов экспорта нефти и
нефтепродуктов в 2009-2030 гг., млн. т.
2008 факт | 2009 оценка | ||||||||||
Нетто-экспорт нефти | 240,6 | 247,2 | 250,4 | 253,7 | 256,9 | 260,1 | 260,4 | 260,6 | 261,7 | 246,1 | 224,7 |
Нетто-экспорт нефтепродуктов | 116,7 | 121,2 | 121,5 | 120,2 | 117,6 | 114,8 | 112,7 | 110,0 | 94,0 | 86,8 | 80,4 |
В т.ч.: автобензин | 4,2 | 4,7 | 6,3 | 7,4 | 7,9 | 8,4 | 7,6 | 6,8 | 2,5 | 1,9 | 2,0 |
дизельное топливо | 37,1 | 38,7 | 42,2 | 45,3 | 47,9 | 50,5 | 50,1 | 49,4 | 45,2 | 45,3 | 46,1 |
Мазут | 61,2 | 62,7 | 57,1 | 51,4 | 45,4 | 39,3 | 36,6 | 33,8 | 19,7 | 13,3 | 7,7 |
Полученные прогнозные показатели спроса на нефть и нефтепродукты для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и обеспечения экспортных поставок позволяют сформировать ориентиры объемов ввода производственных мощностей по добыче и переработке нефти.
Таблица 5
Прогноз прироста разведанных извлекаемых запасов нефти, млн. т.
Федеральные округа | 2009–2015 | 2016–2020 | 2021–2025 | 2026–2030 | 2009–2030 |
Северо-Западный | |||||
Южный | |||||
Приволжский | |||||
Уральский | |||||
Сибирский | |||||
Дальневосточный | |||||
Шельфы | |||||
Россия – всего |
Учитывая текущую ситуацию в сфере запасов нефти, существующие Программы и условия лицензирования недр в Российской Федерации, исходя из намечаемых уровней добычи на период до 2030 г., должно быть обеспечено воспроизводство минерально-сырьевой базы: прирост разведанных запасов нефти в количестве более 13 млрд. т. При этом текущие предварительно оцененные запасы и ресурсы распределенного фонда недр в основных районах добычи нефти могут обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы в ближайшие 10-15 лет не более чем на 50%, а остальные запасы будут приращены на новых объектах.
Таблица 6
Прогнозные объемы глубокого
поискового и разведочного бурения на нефть, тыс. м
2008 факт | 2009 оценка | 2010–2015 | 2016–2020 | 2021–2025 | 2026–2030 | 2009–2030 | |
Северо-Западный | |||||||
Южный | |||||||
Приволжский | |||||||
Уральский | |||||||
Сибирский | |||||||
Дальневосточный | |||||||
Шельфы | |||||||
Россия – всего |
Таблица 7
Общий объем инвестиций в добычу нефти, млрд. руб. в ценах 2008 г.
2016–2020 | 2021–2025 | 2026–2030 | 2009–2030 | |||||||||
Всего | 723,0 | 788,3 | 611,2 | 803,5 | 567,1 | 864,1 | 642,3 | 864,1 | 4376,3 | 5037,4 | 5742,2 | 20296,3 |
В т.ч.: | ||||||||||||
Бурение | 168,2 | 199,4 | 157,2 | 210,4 | 151,3 | 235,0 | 178,2 | 244,8 | 1331,7 | 1745,5 | 2316,4 | 6770,0 |
обустройство м/р | 316,2 | 328,7 | 237,0 | 291,1 | 191,8 | 307,0 | 239,5 | 308,6 | 1489,2 | 1354,0 | 1243,5 | 5990,5 |
Внеш.инфра-структура | 238,6 | 260,1 | 217,0 | 301,9 | 224,0 | 322,1 | 224,6 | 310,6 | 1555,4 | 1937,8 | 2182,2 | 7535,8 |
В связи с освоением новых нефтегазовых месторождений и провинций основной объем инвестиций будет направлен в объекты внешней инфраструктуры (их доля согласно базовому сценарию составит около 37%). Инвестиции в данные объекты в период до 2030 года достигнут 7,5 трлн. руб.
Таблица 8
Прогнозные показатели объемов производства основных нефтепродуктов, млн. т
Показатель | 2009 оценка | Прогноз | ||||
Производство нефтепродуктов – всего | 234,5 | 232,9 | 240,5 | 252,1 | 274,5 | 296,9 |
В т.ч.: моторные топлива | 114,0 | 111,9 | 140,2 | 149,1 | 154,3 | 187,3 |
Из них: автобензин | 35,7 | 36,1 | 43,9 | 46,6 | 51,8 | 56,9 |
дизельное топливо | 69,0 | 67,0 | 84,9 | 90,3 | 100,6 | 110,9 |
мазут (валовой выпуск) | 81,1 | 80,7 | 54,0 | 43,3 | 39,6 | 36,0 |
Таблица 9
Удельный вес автобензинов с различными октановыми характеристиками в общем объеме производства, %
Показатель | 2009 оценка | Прогноз | ||||
Автобензин – всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
ОЧИ=80 | 22,6 | 16,8 | 4,6 | 3,3 | 3,3 | 2,4 |
ОЧИ=92 | 59,9 | 64,6 | 45,6 | 44,6 | 45,9 | 44,8 |
ОЧИ=95+ | 17,4 | 18,6 | 49,8 | 52,1 | 50,8 | 52,8 |
Таблица 10
Удельный вес дизельного топлива различного класса
в общем объеме производства, %
Показатель | оценка | Прогноз | ||||
Дизельное топливо – всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
s>350 ppm (Ниже класса 3) | 82,2 | 79,9 | 21,1 | 19,0 | 21,6 | 22,9 |
s<350 ppm (Класс 3) | 3,4 | 4,2 | – | – | – | – |
s<50 ppm (Класс 4) | 6,1 | 5,6 | – | – | – | – |
s<10 ppm (Класс 5) | 8,3 | 10,4 | 78,9 | 81,0 | 78,4 | 77,1 |
Рост объемов переработки нефти и вывод старых мощностей определят необходимость реконструкции и модернизации существующих заводов и строительства новых НПЗ. Реконструкция и модернизация российских НПЗ будет ориентирована на опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки и снижение удельного потребления нефти на единицу целевых продуктов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбрекинг, производство битумов и др.), а также на внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации и алкилированию. В период 2010-2015 гг. объем требуемых инвестиций в переработку составит 400 млрд. руб., а в целом за 2010-2030 гг. – 1,2-1,5 трлн. руб. в ценах 2008 г.
Таблица 11
Объемы транспортировки нефтепродуктов на экспорт и внутренний рынок по нефтепродуктопроводам, млн. т.
2008 факт | 2009 оценка | ||||||||||
Транспорт через систему магистральных нефтепродуктопроводов | 29,2 | 28,9 | 32,1 | 37,7 | 39,6 | 41,4 | 42,0 | 45,7 | 49,3 | 56,4 | 62,1 |
- экспорт | 17,9 | 18,6 | 20,8 | 25,3 | 27,3 | 29,4 | 30,2 | 33,7 | 38,0 | 43,5 | 47,9 |
- внутренний рынок | 11,2 | 10,2 | 11,3 | 12,4 | 12,3 | 12,0 | 11,7 | 12,0 | 11,3 | 12,9 | 14,2 |
В т.ч.: -- автобензин | 2,7 | 2,5 | 2,7 | 3,0 | 2,9 | 2,9 | 2,8 | 2,9 | 2,7 | 3,1 | 3,4 |
-- дизельное топливо | 7,2 | 6,6 | 7,2 | 8,0 | 7,9 | 7,7 | 7,5 | 7,7 | 7,2 | 8,3 | 9,1 |
Рост объемов транспортировки светлых нефтепродуктов через систему МНПП будет обеспечен как за счет подключения к системе нефтепродуктопроводного транспорта нового Нижнекамского НПЗ (ОАО «ТАНЕКО»), Волгоградского, Саратовского и Ачинского НПЗ, так и за счет прогнозируемого роста сдачи в систему нефтепродуктопроводного транспорта с уже подключенных к ней НПЗ (в основном Ярославского, омского, Киришского, Пермского НПЗ, НОРСИ).
Инвестиционные затраты на реализацию мероприятий по расширению системы магистральных нефтепроводов для транспортировки нефти на НПЗ России в период 2010-2015 гг. составят 318 млрд. руб. Суммарные инвестиционные затраты на развитие системы МН «АК «Транснефть» (с учетом расширения экспортных поставок) в период 2010-2015 гг. ожидаются на уровне 686 млрд руб.
*Нефтяная промышленность России — сценарии сбалансированного развития.Проект//Коллектив авторов. М.: ИАЦ Энергия, 2010. 160 c.Авторский коллектив:В.В. Бушуев, В.А. Крюков, В.В. Саенко, В.Ю. Силкин, А.Н. Токарев, Ю.К. Шафраник, В.В. Шмат