История развития налогообложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Аккредитованное образовательное частное учреждение
Высшего профессионального образования
«Московский финансово-юридический университет МФЮА»
НАЛОГОВОЕ
ПРАВО
Обзорные лекции
Для
Студентов
Подготовил: Ст. преподаватель Гусев В.А.
Введение
Хозяйственная деятельность в условиях рыночных отношений требует особенно глубоких знаний в области экономики и юриспруденции. Ведущее место в этом отводится налоговому праву. Необходимость соблюдения государственных интересов и интересов каждого собственника, будь то организация, индивидуальный предприниматель или иное физическое лицо, делает необходимым дальнейшее развитие научных знаний и углубление практических связей между налогообложением и его юридической основой.
В основе правовых знаний лежит изучение отношений собственности и имущественных прав организаций и физических лиц. Но установление имущественных прав влечет за собой возникновение обязанности по уплате налогов. Тесная взаимосвязь права и налогов привела к созданию новой отрасли экономических знаний — налогового права. Налоговое право рассматривает налоговые законы и другие нормативные акты, определяющие правовые принципы налогообложения, порядок организации налогового производства, устанавливающие права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, их ответственность за нарушение налогового законодательства.
В основе любого налога лежат установленные законами основные элементы налогообложения (плательщики налога, объекты налогообложения, налоговые ставки и т. д.), которые во многом определяют развитие экономики в целом, отдельных ее отраслей, корпоративного и малого бизнеса.
От содержания налоговых законов и их соблюдения в практической деятельности зависит не только выполнение доходной части бюджета страны, ее экономическая и политическая независимость, но и развитие экономики в целом и финансовое состояние каждой отдельной организации, развитие малого предпринимательства.
В основе налогового права лежит Конституция страны, определяющая всю суть налогообложения. Но налоговое право имеет тесную взаимосвязь со всеми другими отраслями права (бюджетным, финансовым, гражданским и т. д.).
Взаимосвязь налогового, бюджетного и финансового права проявляется в ходе принятия законов о федеральном бюджете на очередной год. От величины доходной части бюджета зависят размер налоговых ставок по каждому налогу, состав и порядок установления налоговых льгот.
Вся хозяйственная деятельность субъектов налогового права основана на гражданском законодательстве, определяющем порядок возникновения имущественных прав и обязательств. От юридического вида заключенных сделок и правильности их документального оформления зависит порядок налогообложений тех или иных операций.
Налогообложение не обошло стороной и семейное право. Разграничение прав собственности на имущество между супругами, родителями и детьми, другими родственниками влечет за собой исчисление и уплату налога на долю имущества, принадлежащего каждому из них.
Тесная взаимосвязь налогового права с уголовным и административным правом проявляется при определении меры ответственности за налоговые правонарушения.
Несмотря на наличие многочисленных публикаций по данной теме, в теории и практике налогообложения возникают многочисленные споры и разногласия по тем или иным вопросам. Изучению этих проблем с правовой точки зрения и посвящена данная работа. В ней рассматриваются концептуальные положения налогового права, значение налогов для государства и общества, правовая и экономическая сущность налогов, опыт зарубежных стран, базовые аспекты налогового планирования и другие вопросы налогообложения.
Глава 1. Значение налогов для государства и общества
История развития налогообложения
История налогов насчитывает тысячелетия, а их возникновение связано с зарождением государства.
Уже на начальных стадиях государственной организации существовали жертвоприношения. Они носили принудительный характер и устанавливались в конкретном размере.
Древний мир характеризуется случайным характером государственных изъятий преимущественно в натуральной форме. Только по мере укрепления товарно-денежных отношений взносы в казну государства принимают в основном денежную форму. Платили их побежденные, рабы, но не граждане древнего государства. Основными источниками доходов были пошлины (ввозные и вывозные, судебные), платежи союзников за их защиту, плата за пользование государственным имуществом (так называемые домены) и т. д. Прямые изъятия с граждан отсутствовали. Только в особых случаях (например, в случае войны) с населения взимался равный общепоимущественный налог. Доходы казны носили частноправовой характер, так как являлись собственностью государя, олицетворявшего свое государство.
В эпоху Средневековья в состав плательщиков вошли крестьяне и ремесленники (податное сословие), с которых взимались поголовная плата с очага, с семьи, с души. Неподатными сословиями были духовенство и дворянство. Они освобождались от обложения. В XVI в. появились новые виды платежей в государственный бюджет, так называемые регалии — промысловые источники дохода казны монопольного характера (соляная, горная, монетная, почтовая и другие регалии). В целом налогообложение феодальной эпохи характеризуется тяжелым налоговым бременем, произвольностью установления и многочисленностью налоговых платежей.
С утверждением капиталистических отношений изменяется и подход к налогообложению. В обществе появляются новые концепции, связанные со справедливостью обложения, отменой поголовных налогов, недопустимостью налоговых привилегий. В XVII в. происходит определение роли налогов как основного источника доходной части бюджета многих государств. Смысл налогообложения понимается как обобществление некоторой части индивидуальных доходов или богатства для выполнения общественно значимых работ и затрат.
Последняя треть XVII в. характеризуется началом исследования проблем теории и практики налогообложения в Европе. Французский ученый Ф. Кене впервые провел взаимосвязь между налогообложением и народнохозяйственным процессом. А в 1776 г. шотландский экономист и финансист А. Смит издает книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи А. Смита как основоположника теории налогообложения начинают оказывать кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств.
Зарождение современных налоговых систем относится к началу XX в. В это время в ряде стран были проведены научно обоснованные налоговые реформы. Мировой кризис 1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации.
В 80-е гг. XX в. американским экономистом А. Лэффером разработана бюджетная концепция, выявляющая зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также бюджетных доходов от налогового бремени. В это же время страны с развитой рыночной экономикой провели реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой активности, инвестиционной политики.
Российская история налогообложения во многом сходна с аналогичными мировыми процессами. Однако, как и в любом отдельно взятом государстве, формирование налоговой системы в России имеет свой национальный характер. В качестве примера целесообразно привести эпоху Петра I, которая известна изобретением многочисленных налогов, обусловленных крупными государственными преобразованиями. Это налоги на бороды, с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей, церковных верований, гербовый сбор и прочие платежи. Специфичными с точки зрения налогообложения являются и первые годы советской власти, когда вся тяжесть налогового бремени была перенесена на буржуазию (подоходный и единовременный налоги, налог на прирост прибылей, единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на буржуазию). К 1920 г. налоги перестали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия денежных знаков. Была сформирована система натуральных налогов: для крестьян — продразверстка, для жителей города — всеобщая трудовая повинность.
Современная российская налоговая система находится в процессе реформирования. Главными направлениями при этом выступают снижение налоговой нагрузки с налогоплательщиков и улучшение качества налогового администрирования. Достижение желаемых результатов возможно путем совершенствования соответствующей правовой базы и четкого следования нормам закона на практике.
Функции налогов
С юридической точки зрения функция налога— это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства1.
Функциям налогов свойственна подвижность вследствие воздействия правовых механизмов на государственные финансы, на различные экономические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. С другой стороны, функциям налогов, как функциям права, должно быть присуще постоянство, выражающееся в стабильности, непрерывности и длительности их действия. Различают следующие функции налогов.
Фискальная функциявсегда удовлетворяет интересам государства, так как означает формирование государственных доходов путем аккумулирования денежных средств налогоплательщиков в бюджете и внебюджетных фондах. Эти поступления идут на покрытие общественно необходимых потребностей: оборону государства, социальные и хозяйственные нужды, административно-управленческие и другие расходы. Для России фискальная функция — одна из главных функций налогообложения. Фискальная функция вытекает из самой природы налога, присуща всем государствам и существует с момента появления налогообложения.
В ходе реализации фискальной функции налогов государству необходимо контролировать полноту и своевременность поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и оказывать влияние на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Контроль осуществляется налоговыми органами через систему санкций и затрагивает разные виды ответственности субъектов налогообложения.
Другая функция — регулирующая — проявляется через стимулирование или дестимулирование отдельных сфер экономики, перераспределение общественных доходов между различными категориями налогоплательщиков, а также воспроизводственный процесс.
Сущность стимулирования состоит в предоставлении льгот и освобождений определенным видам деятельности, приоритетным направлениям экономики. Например, в рамках Налогового кодекса установлен льготный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1) и субъектов малого предпринимательства (гл. 26.2 и 26.3). Дестимулирование— это противоположное стимулированию влияние налогов на экономику, которое и относится, например, к игорному бизнесу.
Учет социальных интересов граждан также осуществляется с помощью регулирующей функции налогов. Аксиома справедливости в этом случае такова: граждане с большими доходами должны платить налогов больше, и наоборот. Регулирование проявляется через неравное обложение разных сумм доходов налогоплательщиков (действие прогрессивного подоходного налогообложения); изъятия и скидки для определенных категорий граждан или в отдельных случаях; введение акцизов на товары, не являющиеся предметами первой необходимости; установление пониженных ставок НДС на отдельные социально-значимые группы товаров.
Другой составляющей регулирующей функции является воспроизводство израсходованных природных ресурсов путем установления соответствующих налоговых платежей (например, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога).
Регулирование следует рассматривать многогранно и комплексно. Так, с точки зрения снижения роли иностранных производителей на отечественном рынке путем повышения ввозных таможенных пошлин на их продукцию возникает одновременно дестимулирование иностранцев и стимулирование российских налогоплательщиков. Налогообложение игорного бизнеса носит как регулирующий (дестимулирование через относительно высокие ставки налога), так и фискальный характер (рост поступлений в бюджет от этого вида деятельности).
Правовая основа регулирующей функции заключается в принципе всеобщности уплаты налогов, заложенном в ст. 57 Конституции РФ. Все налогоплательщики должны участвовать в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В то же время налогу как правовой категории присущ принудительный, обязательный характер взимания. Несмотря на властные предписания, налогоплательщик вправе выбрать вид деятельности с определенными налоговыми обязательствами (например, если это оптовая торговля и соблюдены установленные законом критерии, то налогоплательщик может применять либо общий режим налогообложения, либо упрощенную систему налогообложения). Таким образом, можно утверждать, что налоги влияют на поведение субъекта. В этом проявляется относительность регулирующей функции.
Фискальная и регулирующая функции присущи налогу изначально вследствие его закрепления в законе (ст. 57 Конституции РФ). Правильное сочетание функций влияет на эффективность взимания налога, а значит, на развитие экономики страны и улучшение жизни ее граждан. Это возможно в том случае, когда интересы государства соразмерны с интересами налогоплательщиков.