В новых условиях хозяйствования

ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

С переходом к рыночной экономике затрагиваются все стороны деятельности торговых предприятий и внешней среды. Рыночные перемены выдвигают ряд принципиальных задач. Они.ориентирова­ны на новые экономические и социальные регуляторы. Одновременно усиливается внимание к стратегическим вопросам деятельности тор­говых предприятий. Рассмотрим логическую схему их развития в новых условиях хозяйствования.

Предпосылки становления и развития торговых предпри­ятий с ориентацией на зарождающийся рынок.Торговые пред­приятия, ориентированные на рынок, должны решать проблемы, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, и учитывать всю совокупность факторов внешней среды. Организа­ция коммерческого дела, развитие конкуренции, использование маркетинга, расширение внешнеэкономических связей, привлече­ние иностранного капитала — это далеко не полный перечень во­просов, которые раньше были за пределами компетенции торговых предприятий, а теперь стали наиболее важными.

При переходе к рынку усиливается роль торговли и стратегии раз­вития торговых предприятий. С одной стороны, ихдеятельность пре­допределяется совокупностью ресурсов: необходимы квалифициро­ванные кадры, конкурентоспособные товары, современные техниче­ские средства, инвестиции, информация о состоянии рынков това­ров и спросе потребителей. С другой стороны, выходя на рынки сбы­та и представляя продукцию к реализации, они должны быть подго­товленными к конкурентному соперничеству. Следовательно, ста­бильное и устойчивое функционирование торговых предприятий в новых условиях обусловливается потенциальными ресурсами, стра­тегией их развития и факторами внешней среды.

Организационно-экономические перемены, происходя­щие на региональном уровне.Новые подходы к регулированию и изменению региональной экономики на основе сбалансирован­ности являются предпосылкой развития торговых предприятий

региона. Регион - это относительно самостоятельная подсистема общей экономики. В масштабе страны центр тяжести хозяйствова­ния все больше перемещается в регионы, значение которых посте­пенно будет расти. В то же время повышается сложность и интен­сивность решаемых ими задач. В качестве основного экономичес­кого фактора региона рассматривается воспроизводственная систе­ма в целом. Она проявляется в специализации структуры производ­ства, своеобразии стратегических задач, степени развития инфра­структуры, наличии природных и трудовых ресурсов. Помимо уп­равления процессами замкнутого цикла воспроизводства и потреб­ления определенное место отводится регулированию соотношений между ввозом и вывозом продукции региона, внешнеэкономичес­кой деятельности, организации межрегиональных связей. Вместе с тем укрепление горизонтальных связей между центрами хозяйство­вания способствует упрощению системы управления предприятия­ми и народным хозяйством в целом и ведет к повышению эффек­тивности рыночных отношений.

Основой устойчивого развития региона считается региональная сбалансированность. Ее важнейшими сторонами являются внутри-региональные пропорции и модифицированные структуры произ­водства, отражающие макро- и микро-интересы. Эти положения ре­ализуются посредством законодательных и нормативно-правовых актов, а также целенаправленных программ.

Сочетание рыночных и административных методов уп­равления торговыми предприятиями государственного сек­тора экономики.В процессе перехода к рынку число торговых пред­приятий госсектора будет постепенно сокращаться при одновремен­ном расширении предпринимательства. Можно предположить, что в конце переходного периода в ведении государства будет находиться определенная часть внутреннего валового продукта страны, а значе­ние крупных торговых предприятий вряд ли уменьшится. Дело в том, что именно эти предприятия представляют собой реальную и уже сло­жившуюся базу для формирования конкурентоспособных на внутрен­нем и внешнем рынках промышленных групп товаров. Задача состо­ит в том, чтобы сохранить функционирующие технологические ком­плексы и научно-технический потенциал. Поэтому нужна новая по­литика управления предприятиями госсектора, которая должна сво­диться к комбинации рыночного и административного методов ре­гулирования. Преобладание того или иного метода зависит от стату­са предприятия. В случае если предприятие находится под управле­нием государства, правомерен должный контроль с его стороны в во­просах производства, политики цен, заработной платы, финансов.

Если государственное предприятие действует на полном хозяйствен­ном расчете, ему предоставляются широкая самостоятельность и ком­мерческие права. На акционерных государственных предприятиях государство осуществляет контроль через своих представителей в их органах управления. Такое разнообразие методов обеспечивает гиб­кость системы управления, повышение ее эффективности благодаря введению рыночных элементов, значение которых будет возрастать от этапа к этапу переходного периода.

Государственное регулирование и поддержка торговых предприятий.С переходом к рынку особая роль отводится государ­ственной поддержке торговых предприятий. Под этим понимается си­стема мер, обеспечивающая регулирование торговой деятельности и развитие предприятий: социально-экономические мероприятия, раз­работка организационно-правовых актов, нормативных требований, регулирование налогообложения и размера уставного фонда, защита прав потребителей, обеспечение охраны окружающей среды и др. С продвижением к рыночной экономике должна усиливаться роль механизма государственного регулирования и поддержки предприя­тий торговли.

По мере углубления рыночных отношений новое качественное развитие должна получить торговля. В современных условиях объ­ективными предпосылками, регламентирующими деятельность тор­говых предприятий, являются:

• равноправие рыночных субъектов с разными формами собст­венности;

• экономическая ответственность хозяйствующих субъектов, отвечающих по своим обязательствам принадлежащим им имущест­вом и денежными активами;

• децентрализация управления (самоорганизация), т. е. право са­мостоятельного принятия коммерческих и хозяйственных решений;

• взаимовыгодные отношения с поставщиками товаров, строя­щиеся на коммерческих принципах;

• проявление конкуренции, ведущей к развитию рынка потре­бительских товаров;

• установление равновесной цены на реализуемые товары.

Одним из решающих факторов, предопределяющих дальнейшее развитие торговых предприятий, является нынешний этап перехода крынку. Реальность такова, что по мере продвижения к рынку харак­тер решаемых коммерческих и хозяйственных задач предприятием становится все более динамичным и сложным. Вместе с тем можно предполагать, что переходный период будет достаточно длительным и разнообразным как по форме, так и по содержанию.

Изменения, происходящие в переходный период, затрагивают все стороны формирующегося потребительского рынка. Самостоя­тельные закупки и поставки товаров способствуют все возрастаю­щему насыщению рынка товарами и росту товарооборота. Позиции на рынке в основном определяются активными действиями посред­ников и организационно-экономическими факторами. Торговля становится обширной сферой предпринимательской деятельности. В нее включилось много предприимчивых людей, способных к ве­дению коммерческого дела в новых условиях.

Отмечается нарастание импортной продукции, поступление ко­торой в 1998 г. составило около половины от общего объема налич­ных товарных ресурсов. В результате наблюдается снижение, а по от­дельным видам отечественных товаров резкий спад объема реализа­ции. Многие торгово-посреднические фирмы ориентируются на опе­рации с импортной продукцией как наиболее прибыльной. На это их подталкивает прежде всего существующий валютный коридор.

Отличительной особенностью переходного периода является на­личие так называемого неорганизованного рынка, сюда можно от­нести и «челночный» бизнес. Оборот от вещевых, продовольствен­ных и смешанных рынков достиг 29% от розничного товарооборота (на 01.01.99 г.). Более того, складывается устойчивая тенденция роста неорганизованного ввоза и продажи товаров.

Падение уровня жизни, происшедшее из-за резкого расслоения населения по уровню доходов, сказывается на платежеспособном спросе. По существу, с 1995 г. заметно ухудшилось качество питания. Сократилось потребление населением таких важных продуктов, как мясо, рыба, молоко, фрукты. В определенной мере восполнение про­исходит за счет более дешевых продуктов: картофеля, овощей, хле­бобулочных и бакалейных изделий.

Негативные явления в торговле связаны прежде всего с нестабиль­ностью экономики страны и отсутствием опыта работы в условиях рынка. Особую значимость приобретает и то обстоятельство, что об­разующиеся товарные рынки при отсутствии адекватного рынку хо­зяйственного механизма не способствуют в должной мере интересам . производителей, предприятий торговли и потребителей.

Наши рекомендации