Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с законодательством уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц).

Плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц освобождаются от уплаты налога, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь [8].

Объектами налогообложения признаются:

1) Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:

- по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав своим работникам;

- по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

- по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- по передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

- по передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю;

- по передаче арендодателем объекта аренды арендатору;

- по прочесу выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства (прочим выбытием признается любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи);

- по передачи товаров в рамках договора займа в виде вещей.

2) ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.

Не признаются объектами налогообложения и не подлежат налогообложению:

1) обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Республики Беларусь

2) суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины, консульский сбор, гербовый сбор), платежи в бюджет, государственные внебюджетные фонды;

3) имущество, вносимое в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в размерах, установленных учредительными документами;

4) перечисляемые в доход бюджета средства от продажи в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, и суммы арендной платы от сдачи в аренду предприятий, находящихся в государственной собственности;

5) средства, полученные в результате отчуждения в установленном законодательном порядке находящегося в государственной собственности высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь;

6) внутренние обороты организаций, ведущих лесное хозяйство;

7) обороты по передаче товаров (работ, услуг), приобретенных (ввезенных) за счет паевых (членских) взносов, членам некоммерческих организаций;

8) выбытие имущества в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожаром, аварией, стихийным бедствием, дорожно-транспортным происшествием);

9) обороты по передаче налоговым органам изготовленных книг замечаний и предложений и выдача налоговыми органами книг замечаний и предложений государственным органам, иным организациям и индивидуальным предпринимателям;

· в пределах одного собственника по его решению или по решению уполномоченного им органа;

· организациям, осуществляющим деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества на осуществление деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;

· при приобретении (ввозе) которого суммы налога уплачены за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь фондов, за исключением фондов, сформированных плательщиком, и отнесены на увеличение их стоимости либо за счет указанных источников [8]

10) безвозмездная передача культурных ценностей организациям культуры;

11) обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование;

12) передача имущества доверительному управляющему вверителем по договору доверительного управления имуществом;

13) передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, за исключением случаев реализации такой тары;

14) арендодателю (лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа).

Освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

1) лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь;

2) медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера) по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь

3) ветеринарных услуг по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

4) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

5) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях;

6) услуг в сфере образования, связанных с образовательным процессом, оказываемых учреждениями образования, в том числе высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, а также научными организациями, осуществляющими послевузовское образование;

7) услуг в сфере культуры и искусства по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

8) ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также услуг по их изготовлению;

9) религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (за исключением подакцизных), а также услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

10) жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам, по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

11) платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами и подразделениями внутренних дел Республики Беларусь;

12) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом пригородного сообщения;

13) товаров в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;

14) лотерейных билетов (по приему лотерейных ставок) по лотереям, проводимым в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

15) путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения организациями, их обособленными подразделениями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, по перечню таких организаций, их обособленных подразделений, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

16) платных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

17) услуг адвокатов и юридических консультаций по оказанию юридической помощи. Освобождение от налога применяется в отношении коллегий адвокатов и адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в иных организационных формах;

18) изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

19) научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь;

20) туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, туристических услуг по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом Республики Беларусь, и услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых иностранным туристам;

21) товаров (работ, услуг) и предоставлению на территории Республики Беларусь объекта аренды для официальной деятельности дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также товаров (работ, услуг) для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств и учреждений (включая проживающих вместе с ними членов их семей);

22) товаров (работ, услуг) и предоставлению на территории Республики Беларусь объекта аренды для официальной деятельности представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, а также товаров (работ, услуг) для личного пользования сотрудников этих представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований, не являющихся гражданами Республики Беларусь;

23) ценных бумаг (в том числе при их первичном размещении, осуществляемом в соответствии с законодательством), форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка, за исключением реализации бланков ценных бумаг, бланков дорожных и банковских чеков, бланков именных чековых книжек, бланков расчетных и платежных документов, а также пластиковых (расчетных) карточек;

24) государственными нотариальными конторами дополнительных платных услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий; частными нотариусами услуг по совершению нотариальных действий и дополнительных платных услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий и т. д. [8].

Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.

При определении налоговой базы оборот плательщика в иностранной валюте пересчитывается на белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.

При реализации основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, приобретенных на стороне товаров, имущественных прав (за исключением нематериальных активов) по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.

При реализации объектов незавершенного капитального строительства балансовая стоимость является ценой приобретения. При реализации амортизируемых нематериальных активов ниже остаточной стоимости налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости. При реализации неамортизируемых нематериальных активов ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены приобретения.

Остаточная стоимость и цена приобретения принимаются на дату реализации с учетом переоценок (уценок), проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При прочем выбытии товаров, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база определяется исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав. При прочем выбытии приобретенных товаров налоговая база определяется исходя из цены их приобретения [8].

В Республике Беларусь существуют следующие ставки налога на добавленную стоимость:

1) нулевая (0%), применяется при реализации:

· экспортируемых товаров;

· работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

· экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

· работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц.

Порядок применения нулевой ставки при реализации работ (услуг) определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении сырья, материалов, оборудования и других производственных ресурсов, использованных при производстве этих товаров (работ, услуг), реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Основанием для применения нулевой ставки налога является предоставление в налоговый орган следующих документов: контракта налогоплательщика с иностранным партнером на поставку товаров; копии экспортного таможенного разрешения либо заявления о подтверждении вывоза товаров с отметкой таможенного органа «товар вывезен», заверенного маркой таможенного контроля.

Документальное подтверждение применения нулевой ставки производится не позднее 60 дней с даты отгрузки товаров, подтверждаемой экспортным таможенным разрешением;

2) десятипроцентная (10%), начисляется при:

· реализации производимой на территории Беларуси продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

· реализации организациями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Президентом Республики Беларусь;

· ввозе на таможенную территорию республики продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Президентом Республики Беларусь;

3) двадцатипроцентная (20%), применяемая:

· по прочим товарам (работам, услугам), а также при реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

· при ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

5) другие ставки (9,09% и 16,67%), применяемые при:

· реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам) с учетом налога;

· поступлении сумм в порядке частичной оплаты; за реализацию сверх цены; в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, за исключением операций, по которым они освобождены от налогообложения. По оборотам по реализации товаров (работ, услуг) резидентами свободных экономических зон, созданных на территории республики в соответствии с белорусским законодательством, налог исчисляется по установленным ставкам и уплачивается согласно законодательству о свободных экономических зонах Беларуси

При реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), а также по всем изменениям налоговой базы в соответствующем налоговом периоде. Налоговым периодом является каждый календарный месяц.

При свободном ценообразовании применяется следующий порядок исчисления налога:

· при формировании розничной цены товаров (работ, услуг):

Налог на добавленную стоимость - student2.ru ;

· при формировании отпускной цены продукции (товаров, работ, услуг):

Налог на добавленную стоимость - student2.ru ;

где Налог на добавленную стоимость - student2.ru — налог на добавленную стоимость;

Налог на добавленную стоимость - student2.ru — отпускная цена без НДС;

Налог на добавленную стоимость - student2.ru — розничная цена без НДС;

Налог на добавленную стоимость - student2.ru — ставка НДС в процентах;

Налог на добавленную стоимость - student2.ru — выручка от реализации.

Исчисленная сумма налога предъявляется налогоплательщиком к оплате при реализации товаров (работ, услуг) покупателю [2, с. 87].

Суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам на объекты интеллектуальной собственности принимаются к вычету (зачету, возмещению) покупателем только при выполнении следующих требований:

· наличие в товарно-транспортных накладных и иных первичных учетных документах, применяемых при отгрузке, следующих реквизитов: «стоимость без НДС», «сумма НДС», «ставка НДС», «всего стоимость с НДС» (при этом продавцы должны стоять на учете в налоговых органа Республики Беларусь в качестве плательщиков налога);

· входной НДС должен быть отражен в бухгалтерском учете;

· после получения и оплаты объектов;

· после принятия приобретенных средств на учет в качестве основных и нематериальных активов;

· наличие соответствующей записи в книге покупок.

При отсутствии ведения книги покупок суммы налога к зачету (возмещению) не принимаются. Книга покупок хранится у покупателя в течение полных пяти лет, считая с даты последней записи, при условии проверки налоговыми органами.

Вычеты по НДС.Вычетам подлежат фактически уплаченные налогоплательщиком суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию республики после отражения их в бухгалтерском учете.

При этом вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), по которым установлена ставка в размере ноль процентов (0%), осуществляются только при наличии документального подтверждения факта вывоза указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) в государства, в отношениях с которыми применяется взимание налог по этой ставке.

Сумма налоговых вычетов, приходящихся на товары (работы, услуги), облагаемые налогом определяются по:

· нулевой ставке (0%) и в общеустановленном порядке — осуществляется либо по данным раздельного учета направлений использования приобретенных товаров (работ, услуг), за исключением внеоборотных активов, и (или) по удельному весу суммы оборота по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке к общей сумме оборота по реализации нарастающим итогом с начала года. Распределение по удельному весу сумм налога производится в месяце наступления права на их вычет. Аналогичный расчет производится при наличии продукции, освобожденной от обложения НДС;

· двадцатипроцентной ставке (20%) и используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются по ставке 10%, — осуществляется только по данным раздельного учета направлений использования приобретенных товаров (работ, услуг).

Применение одного из двух методов распределения налоговых вычетов в отношении определенных налогоплательщиком сумм налога осуществляется (как минимум) в течение одного календарного года [8].

Решение о проведении зачета либо возврата превышения сумм налоговых вычетов принимается налоговым органом не позднее десяти рабочих дней со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и заявления о зачете либо возврате. Если превышение сумм налога составляет более 3 000 базовых величин, установленных на день предоставления налогоплательщиком заявления о проведении зачета либо возврата, решение о проведении зачета либо возврата принимается налоговым органом после проверки обоснованности зачета либо возврата этих сумм. Срок проведения такой проверки не должен превышать 60 дней со дня предоставления налогоплательщиком заявления о зачете либо возврате.

О принятом решении по проведению зачета (или возврата превышения сумм налоговых вычетов) либо об отказе (полностью или частично) в зачете налоговый орган уведомляет налогоплательщика не позднее двух рабочих дней со дня принятия такого решения.

Вычет сумм налога, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) или ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, производится в полном объеме:

1) по товарам (работам, услугам), при реализации которых применяется нулевая ставка налога;

2) по товарам (работам, услугам), облагаемым налогом по ставке 20% и используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом по ставке 10%;

3) у налогоплательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

В других случаях вычет сумм налога, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) или ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси, производится в пределах сумм налога, исчисленного по реализации товаров (работ, услуг).

Вычет сумм налога, уплаченных при заявлении таможенного режима временного ввоза, производится лицом, ввозившим товар. При приобретении объектов аренды у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога в Республике Беларусь, уплаченные арендатором при ввозе объектов аренды суммы налога подлежат вычету после перехода к арендатору прав собственности на приобретенный объект аренды. В остальных случаях вычет сумм налога, уплаченных при таможенном оформлении, производится собственником товара.

Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов, приходящихся на данный налоговый период.

Сумма налога, остающаяся в распоряжении плательщика, при освобождении его в соответствии с законодательством Республики Беларусь от уплаты налога определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода по операциям, освобождаемым от уплаты налога, и суммами налоговых вычетов, приходящихся на эти операции в данном налоговом периоде.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам, определяется как разница между суммами налога по реализованным товарам, исчисленными от установленной налоговой базы и ставок налога, и суммами налога, уплаченными продавцом объектов.

Если сумма налоговых вычетов в соответствующем налоговом периоде превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница подлежит в первоочередном порядке вычету (зачету, возврату) в следующем налоговом периоде. При этом возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога производится без начисления пени. Данное положение применяется также при зачете (возврате) сумм переплаты налога, возникающих в связи с исчислением налога нарастающим итогом с начала года.

Налоговый период, сроки уплаты и предоставление налоговых деклараций.Налог на добавленную стоимость уплачивается при таможенном оформлении ввозимых товаров до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При реализации товаров налоговым периодом признается календарный месяц.

Уплата налога при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности производится нарастающим итогом с начала года по окончании каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

С января 2011 года отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.

Плательщики ежемесячно (ежеквартально) предоставляют налоговым органам налоговую декларацию (расчет) до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация (расчет) предоставляется плательщиком независимо от того, имеются ли у него обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период [8].

Акциз

Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, которые по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке, установленном законодательством.

Акцизы уплачиваются производителями (при реализации произведенной ими акцизной продукции) и импортерами (при ввозе на территорию республики акцизных товаров и (или) при их реализации (дважды)) [1, с. 118].

По подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья на территории Беларуси, плательщиками акцизов являются предприятия, производящие эти товары (переработчики) и предприятия-собственники (физические лица) давальческого сырья, реализующие эти товары.

Давальческое сырье — сырье, материалы, продукция, передаваемые их владельцами (собственниками) без оплаты другим предприятиям (исключая сырье, материалы, продукцию, приобретенные на этих предприятиях) для производства путем переработки (доработки), включая розлив, подакцизных товаров.

Ставки акцизов.На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).

Ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Плательщики обязаны обеспечить раздельный учет реализации (безвозмездной передачи, использования на собственные нужды) товаров, облагаемых по различным ставкам, освобожденных от обложения акцизами.

В зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов объект обложения акцизами определяется:

1) по произведенным подакцизным товарам:

· как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

· как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, на которые установлены адвалорные ставки акцизов;

2) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:

· как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

· как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащую уплате сумму таможенной пошлины, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов;

· как стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов;

· как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов.

При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включаются фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.

Если подакцизный товар выпускается разных сортов и марок и плательщиком по ним не ведется раздельный учет, объект обложения акцизами определяется по максимальным ценам аналогичного (идентичного) подакцизного товара независимо от сорта и марки этого товара. При условии обеспечения плательщиком раздельного учета по каждому сорту, марке подакцизного товара облагаемый оборот должен определяться исходя из максимальных отпускных цен по товару каждого конкретного сорта, марки.

Максимальной отпускной ценой является максимальная цена, установленная по соглашению между продавцом и покупателем и фактически применявшаяся плательщиком в предыдущем налоговом периоде в расчетах с покупателями (исключая физических лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя) с учетом всех изменений цены (включая надбавки к цене и скидки).

Если плательщик не производит аналогичный (идентичный) товар, то для определения объекта обложения акцизами применяются сложившиеся цены в данном регионе на аналогичные (идентичные) товары в предыдущем налоговом периоде.

При отсутствии информации о сложившихся ценах в данном регионе используется информация о сложившихся ценах в предыдущем налоговом периоде в любом из регионов Республики Беларусь.

При фактическом использовании на собственные нужды подакцизных товаров, ввезенных в Республику Беларусь из государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, для определения облагаемого оборота принимается учетная (первоначальная) стоимость (без учета акцизов) товаров, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов.

Максимальная и сложившаяся цена для исчисления облагаемого оборота принимается с учетом всех налогов, сборов и отчислений, включаемых в цену (тариф) в соответствии с законодательством.

Освобождаются от обложения акцизами товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.

Для подтверждения факта вывоза за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление) плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет копии следующих документов:

· контракта (договора) плательщика с нерезидентом Республики Беларусь, на основании которого осуществляется реализация подакцизных товаров;

· заверенного маркой таможенного контроля свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный маркой таможенного контроля специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения.

В случае отсутствия копии свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим или специального реестра вывезенных подакцизных товаров в налоговый орган могут быть представлены сведения таможенных органов Республики Беларусь о фактическом вывозе товаров в целях постоянного размещения за пределами Республики Беларусь.

Порядок подтверждения вывоза подакцизных товаров распространяется также на плательщиков, производящих подакцизные товары из давальческого сырья. При вывозе подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, плательщиком представляется копия контракта собственника сырья с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров, произведенных из этого сырья.

При вывозе товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление) через посреднические организации (индивидуальных предпринимателей), оказывающие услуги по заключению контрактов либо заключившие от имени или по поручению организации или индивидуального предпринимателя контракт с нерезидентом Республики Беларусь, в том числе производящие таможенное декларирование вывозимых подакцизных товаров, плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет для подтверждения факта вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь следующие документы:

· договор с посреднической организацией или индивидуальным предпринимателем на оказание услуг по реализации (поставке) товаров нерезиденту Республики Беларусь за пределы Республики Беларусь;

· копию контракта посреднической организации или индивидуального предпринимателя с нерезидентом Республики Беларусь;

· копию заверенного маркой таможенного контроля свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный маркой таможенного контроля специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения. Если отсутствует копия свидетельства о помещении подакцизных товаров под соответствующий таможенный режим или специального реестра вывезенных подакцизных товаров, плательщиком в налоговый орган могут быть представлены сведения таможенных органов Республики Беларусь о фактическом вывозе подакцизных товаров для постоянного размещения за пределами Республики Беларусь.

Документальное подтверждение освобождения от акцизов вывозимых товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление) производится не позднее 60 дней с даты отгрузки товаров, включая произведенные из давальческого сырья (материалов). При наступлении даты представления налоговой декларации (расчета) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, в течение этого срока обороты по этим товарам не отражаются. При наличии документов, подтверждающих освобождение от обложения акцизами вывезенных товаров, обороты по этим товарам отражаются в налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, того отчетного периода, срок представления которой наступает после получения указанного подтверждения. При отсутствии документов, подтверждающих освобождение от обложения акцизами вывезенных товаров за пределы территории Республики Беларусь, обороты по этим товарам отражаются в налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, того отчетного периода, в котором истек установленный срок.

Наши рекомендации