Психологические проблемы преодоления дезадаптации
Адаптирующийся к рынку человек может находиться на разных уровнях социальной адаптации. Выделяют следующие уровни, отражающие глубину адаптации:
а) уровень осознания требований среды, но непринятия ее ценностей;
б) уровень взаимной терпимости личности и ее социальной среды;
в) уровень аккомодации, требующий уступок, которые возникают на основе терпимости;
г) уровень ассимиляции (полное приспособление), характеризуемый отказом личности от своих прежних ценностей и принятием ценностей новой среды[68].
С указанными уровнями адаптации соотносимы такие виды адаптации как добровольная и вынужденная[69]. Добровольно адаптируется человек в том случае, если новые способы социального действия не противоречат ценностным ориентациям и соответствуют его личностным качествам. Вынужденная адаптация обнаруживает себя, если противясь новому, но опираясь на свой прошлый опыт, социальное положение, возможности, связи и т.д., человек подчиняется обстоятельствам и социальной среде, не пытаясь изменить что-либо в ней или в себе.
Представители старшего поколения чаще демонстрируют вынужденную адаптацию. Среди людей, не наделенных качествами рыночной ориентации характера, менее энергетически одаренных и гибких также больше неглубоко или совсем неадаптировавшихся к изменившимся экономическим условиям.
Вынужденная и неглубокая адаптация при неблагоприятных условиях может перейти в состояние дезадаптированности. На психосоматическом уровне дезадаптированность проявляется в невротических симптомах, психогенных заболеваниях; на уровне личности — в зависти и сверхэгоизме, агрессивности или пессимизме, апатии, отчаянии; на уровне межличностного общения— в конфликтности, безответственности, сверхиндивидуализме; на уровне морали — в безнравственности, национализме, потере достоинства.
Система психологических мероприятий по ослаблению и преодолению дезадаптированности включает в себя: 1) индивидуально-психологическую коррекцию дезадаптированности; содействие в поиске своей социально-экономической ниши — на микроуровне; 2) работу с населением, осуществляемую посредством СМИ и общественных организаций с целью формирования необходимых для адаптации качеств на фоне
социальной и моральной поддержки дезадаптированных по объективным причинам — на макроуровне.
В целях индивидуально-психологической и групповой коррекции де-задаптированности целесообразно обучение приемам саморегуляции, снятия тревоги, напряжения, стресса, страха несоответствовать требованиям рынка; развитие уверенности в себе, повышение самооценки, развитие и формирование некоторых волевых качеств.
Как показали наши исследования, учащиеся элитных специализированных школ и классов демонстрируют большую ресурсную готовность к конкурентной борьбе в условиях рынка, поскольку (с учетом влияния фактора предварительного отбора) в процессе их обучения развивается и усиливается не только интеллектуальный, но и мотивационно-волевой потенциал. К когнитивному и коммуникативному блоку личностных качеств могут предъявляться различные требования, связанные со спецификой профессии и жизненной ситуацией но мотивационно-волевые качества в условиях рыночной экономики являются ядром адаптации.
Важнейший элемент психологической помощи — содействие в поиске своей социально-экономической ниши. В сбалансированном структурированном или, как сейчас говорят, цивилизованном рынке найдется место и людям с выраженной гуманистической направленностью (не типичной для рынка), противоположными рыночной ориентации характера чертами.
На примере анализа психологических портретов успешных страховых агентов жизни и дистрибьюторов фирм многоуровневого маркетинга нам удалось показать проявления этой благоприятной тенденции. Так, портрет успешного агента по страхованию жизни по многим параметрам далек от типичного экономически успешного или востребованного на рынке труда стандарта. Если рассматривать сочетание таких ресурсных компонентов, как возраст и пол, то оно таково: две трети обследованных в возрасте 36-55 лет, т.е. практически не котирующихся на рынке труда, и 27 агентов из 30— женщины (агенты по страхованию недвижимости, напротив, молодые юноши и девушки). Такой неблагоприятный для экономико-психологической адаптации параметр, как высокая эмотивность, характеризующий группу успешных агентов по страхованию жизни, оказался не просто уместным, но необходимым в их деятельности. Испытуемые обнаружили глубокие реакции в области тонких эмоций— гуманность и отзывчивость, чувствительность и мягкосердечие, серьезное восприятие своих и чужих жизненных событий. Действительно, без опоры на нравственность и энтузиазм не создать атмосферу доверия, столь важную при операции продажи полиса.
Экономически успешные агенты фирм многоуровневого маркетинга показали сходный с портретом страховых агентов, но еще более далекий от оптимального для адаптации к рыночным условиям портрет. Высокая эмотивность сочеталась с ярко выраженной экзальтированностью. Но поскольку их деятельность также обусловлена рамками культуры сделок малого риска, где не работают законы азарта и высоких напряжений, доминирующих в деятельности, например, брокеров, то их профессиональная адаптация способствовала экономико-психологической адаптации в целом.
Если выделять универсальные качества экономически успешных людей, независимо от характера экономического риска их деятельности (кратковременного и концентрированного или пролонгированного, с ответственностью без накала соревновательности) являются энергетические (активность) и волевые качества (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность), а также гибкость и мобильность.
Результаты психологических исследований свидетельствуют о необходимости разработки новых программ профориентации молодежи, переориентации и переподготовки взрослых, в которых учитывались бы требования, предъявляемые к психике новыми условиями, приоритетные качества, благоприятно влияющие на адаптацию к рынку.
Психологические проблемы преодоления дезадаптации на макроуровне связаны с рядом факторов. Результаты социологических обследований свидетельствуют, что имеет место нелегитимность неравенства, люди склонны видеть причины как бедности, так и богатства в характеристиках системы и значительно реже— в личностных качествах. Такой социологический диагноз имеет объективные причины в условиях экстремальной экономики, где, с одной стороны, рынок не сбалансирован и хаотичен, и все еще недостаточно выражена функция контроля государства, а, с другой стороны, отсутствуют условия естественной конкуренции из-за авторитарно-бюрократического и теневого монополизма.
Тем не менее, осознание и учет субъективного фактора адаптации необходимы. Личностными индикаторами экономико-психологической адаптированности, в частности материального благополучия, являются внутренний локус контроля, наличие временной перспективы в экономическом поведении, высокая и адекватная самооценка и преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Позволим себе (как аналогию) перенесение четырех ведущих характеристик личности носителя экономического статуса на такого субъекта хозяйствования, как государство (нация), который обязательно характеризуется благосостоянием, бедностью или богатством. Этого субъекта хозяйствования благоприятно характеризовали бы такие поведенческие проявления внутреннего локуса контроля, как ответственность и самостоятельность принятия экономических решений, чувство временной перспективы с учетом последствий, достоинство, уверенность в себе и в своем завтрашнем дне, выраженность мотива достижения в виде мотива социального прогресса и обеспечения стабильности, а не мотива максимальной прибыли.
Такой портрет хозяйствующего государства способствовал бы и более благоприятной проекции себя как гражданина на государство, страну и наоборот, отражения в конкретной личности экономического статуса всего государства (как это происходит, например, в США и северных европейских странах). Но при этом целью экономической политики, ее идеалом все же должно стать качество жизни всего населения страны и, этот идеал необходимо объективировать и подкреплять конкретными шагами.