Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Актуальные проблемы теории и практики криминалистики
Б1.В.ОД.6. Вариативная часть
Направление подготовки
40.04.01 – Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника
магистр
Профиль подготовки
«Уголовное право, уголовный процесс, криминалистика»
Форма обучения
Очная, заочная
Разработчик
Д.ю.н., профессор Макаренко И.А.
Уфа - 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы | |
2. | Объем учебной дисциплины (модуля) | |
3. | Цели освоения учебной дисциплины (модуля) | |
4. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) | |
5. | Содержание рабочей программы для очной формы обучения | |
6. | Содержание рабочей программы для заочной формы обучения | |
7. | Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) | |
8. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
9. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) | |
10. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины (модуля) | |
11. | Перечень информационных технологий, необходимых для освоения дисциплины (модуля) | |
12. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | |
13. | Методические рекомендации для преподавателя | |
14. | Материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б1.В.ОД.6. Вариативная часть» ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01. «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра. Данная дисциплина предваряет освоение дисциплин ООП подготовки магистра: «Актуальные проблемы уголовно-процессуального права», «Сравнительное правоведение», «Теория доказательств и доказательственное право», «Досудебное производство по уголовным делам», «Проблемы расследования преступлений несовершеннолетних», «Теоретические и прикладные проблемы оперативно-розыскной деятельности», «Проблемы борьбы с коррупцией», «Проблемы раскрытия преступлений», «Конфликты в уголовном судопроизводстве».
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В целом общая трудоемкость дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы теории и практики криминалистики» составляет 4 зачетных единицы, 288 часов, из них:
- для очной формы обучения: лекций – 6, практических занятий – 26, экзамен – 36, самостоятельная работа студентов – 72, КСР – 4, экзамен – 36
- для заочной формы обучения: лекций – 4, практических занятий – 16, экзамен – 9, самостоятельная работа студентов – 113, КСР – 2, экзамен – 9.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является овладение теоретическими знаниями о наиболее дискуссионных проблемах криминалистической науки, законах ее развития, задачах; изучение общих и частных теорий; анализ проблем, возникающих на практике, и овладение навыками, необходимыми для решения этих проблем. По окончанию изучения курса у обучающегося должно сформироваться криминалистическое мышление, необходимое для практической и теоретической деятельности, он должен получить глубокие теоретические знания, практические умения и навыки, необходимые для выявления, пресечения, расследования преступлений и иных правонарушений, кроме того, у обучающегося должна быть сформирована научная база для подготовки магистерской диссертации.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная дисциплина «Актуальные проблемы теории и практики криминалистики» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010 г. №1763, которыми должен обладать выпускник:
а) Общекультурные компетенции (ОК):
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
б) общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);
- способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
Профессиональные компетенции (ПК): в правоприменительной деятельности:
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
-способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10).
В результате освоения дисциплины студенты должны знать: современное состояние и перспективы развития науки криминалистики, современные методы обучения криминалистике, теоретические и методологические основы науки криминалистики, научный понятийный аппарат криминалистики, современные технико-криминалистические средства и методы, проблемы их применения, ведущиеся разработки в области криминалистической техники, тактику производства следственных действий, формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений; методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;
уметь: выявлять актуальные проблемы криминалистики на современном этапе и разрабатывать пути их решения, применять полученные знания для преподавания криминалистики, применять современные технико-криминалистические средства и методы; правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; разрабатывать методику расследования отдельных видов преступлений;
владеть: навыками подготовки научных работ по криминалистики, юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств; тактикой и методикой расследования преступлений.