Тема. Инвестиции предпринимательской деятельности в РМ и иностранные инвестиции как форма ВЭД

Общее положение об инвестициях в предпринимательстве в РМ

Принципы осуществления инвестиций в РМ

Защита инвестиций в РМ

Инвестиционные споры и их разрешение в РМ и за рубежом

Специальные положения об иностранных инвесторах и иностранных инвестициях в РМ

Общие положения об инвестициях в предпринимательской деятельности в РМ.

В РМ инвестиции в предпринимательскую деятельность играют важную роль как и в других странах поэтому их осуществление, защита , разрешение возможных споров , возможность привлечения иностранных инвесторов в страну регламентируется специальным законом.

Закон об инвестициях предпринимательскую деятельность РМ был принят парламентом в марте 2004 года . Ранее инвестиционный процесс в Молдове регламентировался законом об иностранных инвестициях 1 апреля , однако с вступлением в силу нового закона в 2004 году Закон об иностранных инвестициях утратил свою силу . Новый закон был принят учитывая исключительную важность привлечения инвестиций в РМ 2) необходимость поощрения инвестиций и защиты путём создания стабильных и равных условий правового , социального и экономического характера для инвестиционной деятельности 3) необходимость предоставления равных гарантий иностранным и отечественным инвесторам ;4) предупреждение и устранение барьеров препятствующих инвестиционной деятельности . В принципе в РМ закон определяет сферу регулирования инвестиционной деятельности на территории страны , правовую основу осуществления инвестиций ,определяет основные понятия инвестиционного процесса , перечисляет формы инвестиций . . В РМ сегодня инвестицией считается совокупность ценностей вкладываемых в какую либо предпринимательскую деятельность с целью получения дохода . Инвестициями могут быть также договора о финансовом лизинге . В инвестициях выделяют капитальные инвестиции ( затраты ) осуществлённые инвестором в связи приобретением или улучшением долгосрочных активов которые не относятся на результат текущего периода а подлежат капитализации . Под капитализацией понимается отнесение затрат на увеличение стоимости долгосрочных активов .выделяют иностранные инвестиции они осуществляются иностранным инвестором в какую либо предпринимательскую деятельность в РМ и к иностранным инвестициям относят доходы полученные за счёт этих инвестиций и реинвестирование на территории РМ .

Свобода обеспечивает в связи с законодательством в соответсвии с действующим ьством с международными договорами одной из сторон которых она является режим полной и постоянной безопасности и защиты всех инвестиций независимо от их формы .

Не дискриминации . В РМ инвестиции не могут подвергаться декриминализация в зависимости от гражданства инвестора , места жительства , места нахождения , места регистрации или деятельности , страны происхождения инвесторах или инвестиций либо по другим любым мотивам . Инвесторам предоставляются справедливые и равные условия для деятельности исключающие применение мер дискриминационного характера , которые могли бы препятствовать управлению совершению операций содержанию использованию доходности приобретению расширению и распоряжению инвестиций .

Инвестиционная деятельность – это деятельность по вложению инвестиций и осуществление предпринимательской деятельности в связи с этих инвестиций в целях получения дохода.

Орган публичной власти – это организационная структура или орган, учреждённый законом или нормативным, административным актов, действующая как публичная власть, действующая как публичная власть в целях организации общественных интересов.

Инвестиционный спор — это непонимание или разногласие между инвестором с органом публичной власти относительно инвестиций.

Инвестор – это физическое или юридическое лицо осуществляющую инвестиционную деятельность на территории РМ.

Иностранный инвестор – лицо осуществляющую инвестиционную деятельность в РМ, а именно:

А) Физическое лицо – иностранный гражданин с постоянным местом жительством в другом государстве либо лицо без гражданства с постоянным местом жительством за пределы РМ.

Б) Юридическое лицо, учреждённое в соответствии законодательством другого государства с постоянным местонахождением в этом государстве либо юридическое лицо с местонахождением центральной администрации или основным местом деятельности зарегистрированной в этом государстве.

С) Организация либо ассоциация, созданная в результате договора между государствами или другими субъектами международного права.

1) Законом предусмотрено, что инвестиции могут быть осуществлены в следующих формах. Права собственности на движимое и недвижимое имущество, а также иные вещные права.

2) Любое право предоставленное на основания закона или договора, любая лицензия или разрешение выданное в соответствии действующим законодательством, в том числе концессии на изыскание, культивирование, добычи и разведку природных ресурсов.

3) Права вытекающую из акции, долей или других форм участия в коммерческих обществах.

4) Денежные средства, права, вытекающие из долговых обязательств перед инвестором, имеющих экономическую и финансовую ценность.

5) Права на интеллектуальную собственность, то есть права на промышленную собственность (патентные изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, промышленные модели и рисунки, патенты на сорта растений, типографии рисунков на схемы и микросхемы) авторские права и другие смежные права, коммерческая тайна, ноу-хау, гудвилл.

2) Осуществление инвестиции в РМ.

В Молдове определенны следующие принципы осуществления инвестиций:

  1. Свобода осуществления инвестиций. Этот принцип заключается в том, что инвесторы могут осуществлять инвестиции во все области предпринимательской деятельности на всей территории РМ в соответствии действующим законодательством, если не затрагиваются интересы национальной безопасности, не нарушаются положения антимонопольного законодательства, нормы охраны окружающей среды, здоровье населения и общественного порядка.
  2. Не дискриминация инвестиций. Любая льгота, предоставленная в соответствии с действующим законодательством инвесторам, соблюдается и не является объектом дискриминации. Могут предоставляться для содействия в осуществления региональной и структурной политики, политики в области окружающей среды исследований и развития или для реализации инвесторам своих инвестиций.
  3. Прозрачность инвестиций. Законодательные, нормативные акты, которые могут прямо или косвенно затрагивать инвестиции подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством. Орган публичной власти, намеривающий разрабатывающий новую инвестиционную политику должен организовать публичные, а также обнародовать или сделать ее доступной вместе с пояснительными документами если таковая уже применяется. Органы публичной власти обязаны отвечать на все запросы инвестора и предоставлять им информацию об инвестициях или любую другую информацию касающихся инвестиций и инвестиционной деятельности на территории на РМ.
  4. Исполнение инвесторами обязанностей. Инвесторы обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами, предпринимательской деятельности и другими законодательными актами, а также нормами, правилами утвержденные в установленном порядке. Инвесторы в том числе и иностранные обязаны выполнять законные требования органов публичной власти. В случае нарушения законов инвесторы несут ответственность в соответствии с законодательством РМ.

3) Защита инвестиций в РМ.

Органы публичной власти в РМ обязаны соблюдать права инвесторов, предоставленные им по закону. В случае нарушения органом публичной власти прав инвестора последний в праве потребовать признание своего права и возмещение причиненных ему убытков.

Инвестиции не могут быть подвергнуты подобным мерам, которые прямо или косвенно лишают инвесторов право на собственность либо право контроля на инвестиции.

Инвестиционная деятельность может быть прервана при наличии одновременно следующих условий:

А) Данная мера предпринимается в общественных полезных целях.

Б) Указанная мера не является дискриминационной.

В) Соблюдается условия предварительной неравноценного размещения убытков.

Общественная полезность при возмещении убытков регламентируются положением законодательства о экспроприации общественных полезных целях.

Инвестор пользуется правом на возмещение убытков, причинённых в следствии нарушения его прав, в том числе изданным органом публичной власти актом нарушающий права и интересы инвесторов или другими противоправными действиями органами публичной власти. Сумма возмещения должна быть эквивалентна реальной сумме ущерба на момент его причинения.

Убытки включая упущенную выгоду, понесенную инвестором, возмещается за счет средств органа публичной власти причинивший вред публичной власти. В следствии выполнения распоряжения публичной власти натрушивающий права данного инвестора, а также убытки причиненные невыполнения или ненадлежащим выполнения этим органом или должностным лицом обязанности инвестора. Сумма возмещения выплачивается инвестору в валюте в которой была осуществлена инвестиция или в другой любой конвертируемой валюте если инвестиция была осуществлена в конвертируемой валюте.

Органы публичной власти в пределах своей компетенции в соответствии действующих законодательстве могут предоставлять инвесторам дополнительную гарантию, в частности посредства залога имущества находящихся в распоряжении этих органов.

Инвесторам могут предоставляться налоговые и таможенные льготы в соответствии налоговым и таможенным законодательством РМ.

4) Инвестиционные споры и их разрешение в Молдове и за рубежом.

Инвестиционные споры между сторонами должны разрешаться по взаимному соглашению. В случае невозможности разрешения спора по взаимному соглашению он подлежит разрешению компетентной судебной инстанции или по обоюдному согласию Арбитражном судом или на постоянной действующей основе. Если стороны договорились о разрешении возникшего между ними спора Третейским судом, они специально подтверждают этот факт, указав в случае необходимости и процедурные правила, выбранные в соответствии законодательством РМ.

Если стороны договорились о разрешении Третейским судом этхок при установлении учитывается:

1) Арбитражные правила комиссии ООН правилам. (Правила Ньюнчитрал)

2) Арбитражные правила Парижской международной торговой палаты утвержденные 1 января 1988 года (правила ICC)

Другие принципы норм и правила, установленные сторонами.

Наши рекомендации