Ответственность эксперта, переводчика и специалиста (ст. 129 НК РФ)
В пункте 1 ст. 129 части первой НК РФ содержится отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в налоговой проверке влечет взыскание штрафа в размере 500 руб., в п. 2 указанной статьи установлено, что дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
Порядок привлечения для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля эксперта, переводчика и специалиста приведен соответственно в ст. 95, 97 и 96 НК РФ (см. гл. 1 книги):
эксперт может быть привлечен на договорной основе в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок. Экспертиза назначается, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95);
специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела, может быть привлечен на договорной основе в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок (п. 1 ст. 96);
переводчик может быть привлечен на договорной основе в необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица) (п. 1 и 2 ст. 97).
Договорная основа привлечения эксперта, специалиста и переводчика к участию в проведении действий по осуществлению налогового контроля подразумевает заключение соответствующего договора между налоговым органом, с одной стороны, и физическим лицом, привлекаемым в качестве эксперта, специалиста или переводчика (организацией, чьим работником является физическое лицо), с другой стороны.
В соответствии с п. 2 ст. 131 НК РФ переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. Согласно п. 4 этой же статьи суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей. Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298*(219). Постановлением Минтруда России от 18 февраля 2000 г. N 19 утверждены нормы оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.
Ответственность, установленная п. 1 ст. 129 НК РФ, наступает за отказ (выраженное нежелание) в выполнении обязанностей, предусмотренных договором, на основании которого лицо привлечено к участию в проведении налоговой проверки. В связи с этим нельзя не отметить, что такой договор обладает признаками не только частноправового (гражданско-правового), но публично-правового характера.
Отказ от участия в проведении налоговой проверки влечет указанную ответственность только в том случае, если такой отказ не имеет законных оснований. В частности, согласно п. 5 ст. 95 НК РФ эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Представляется, что является правомерным отказ эксперта, специалиста или переводчика от участия в налоговой проверке, если есть основания к их отводу.
Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика (п. 4 ст. 97 НК РФ). Очевидно, что без выполнения данной процедуры привлечение переводчика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 128 НК РФ, за отказ от участия в проведении налоговой проверки невозможно.
Предупреждение эксперта или специалиста об ответственности за отказ от участия в проведении налоговой проверки НК РФ не содержит.
Следует отметить, что п. 1 ст. 129 НК РФ предусматривает ответственность за отказ эксперта, специалиста или переводчика от участия только в проведении налоговой проверки, в то время как положения ст. 95-97 НК РФ предусматривают возможность привлечения указанных лиц к проведению различных действий по проведению налогового контроля (гл. 14 НК РФ), а не только налоговых проверок.
В соответствии с п. 4 ст. 97 НК РФ переводчик предупреждается об ответственности за заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика. Представляется, что без выполнения данной процедуры привлечение переводчика к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 128 НК РФ, за осуществление заведомо ложного перевода невозможно.
Предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения НК РФ не предусматривает. В то же время в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" при производстве экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в заключении эксперта или комиссии экспертов должно быть отражено предупреждение эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
(ст. 129.1 НК РФ)
Как сказано в п. 1 ст. 129.1 части первой НК РФ, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, согласно п. 2 ст. 129.1 НК РФ влекут взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Прежде всего ст. 129.1 НК РФ устанавливает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных в ст. 85 НК РФ обязанностей органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков, а именно:
органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа (п. 1);
адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта РФ сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов (п. 2);
органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов (п. 3);
органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (п. 4);
органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5);
органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым (п. 6);
органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п. 7);
органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения: о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории России, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа; о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории России, в течение трех дней со дня его подачи (п. 8);
органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации) (п. 9).
Необходимо иметь в виду, что согласно новому, введенному Законом 2006 г. N 268-ФЗ п. 10 ст. 85 НК РФ сведения, предусмотренные данной статьей, подлежат представлению в налоговые органы по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, т.е. ФНС России (см. введение). Это означает, что представление сведений не по формам, утвержденным ФНС России, является ненадлежащим исполнением обязанностей, приведенных в ст. 85 НК РФ.
Приказом Росрегистрации и ФНС России от 28 декабря 2006 г. N 228/САЭ-3-21/906@*(220) утверждены форма "Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, за исключением земельных участков" и Рекомендации по ее заполнению.
Пунктом 4 ст. 362 гл. 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ*(221)) установлено, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Согласно п. 5 указанной статьи органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
В целях реализации положений гл. 28 части второй НК РФ приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. N БГ-3-04/641*(222) утверждены формы сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы. В соответствии с приказом МНС России от 11 июня 2004 г. N САЭ-3-09/363@*(223) сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, направляются ими в налоговые органы однократно по формам, утвержденным данным документом, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями ст. 83, 84, 85 НК РФ и приказа МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178@.
Согласно п. 1 ст. 333.6 гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ*(224) ) органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.
Приказом ФНС России от 26 февраля 2006 г. N САЭ-3-21/108@ утверждена форма сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира*(225), а приказом ФНС России от 26 февраля 2006 г. N САЭ-3-21/111@ - форма сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов*(226).
В целях обеспечения возможности представления в электронном виде сведений органами, учреждениями и организациями в соответствии с п. 1, 2, 3, 8 ст. 85 НК РФ, а также для обеспечения единых принципов обработки указанной информации приказом ФНС России от 12 апреля 2006 г. N САЭ-3-13/224@ "Об утверждении форматов файлов информации, представляемой в налоговые органы от органов, учреждений и организаций, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 8 ст. 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"*(227), утверждены форматы файлов информации, представляемой:
органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России (приложение 1 к приказу);
органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства (приложение 2 к приказу);
органами, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния (приложение 3 к приказу);
советами адвокатских палат субъектов РФ (приложение 4 к приказу);
органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющими нотариусов полномочиями (приложение 5 к приказу).
Ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ, также влечет отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки, на что прямо указано в п. 6 ст. 93.1 НК РФ, в которой определен порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ранее такое истребование называлось "встречная проверка, подробнее см. гл. 1 книги).
Необходимо обратить внимание на то, что в п. 6 ст. 93.1 НК РФ речь идет о контрагентах и иных лицах, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Отказ же проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки согласно п. 4 ст. 93 НК РФ влекут ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ.
Это и подразумевается в норме п. 1 ст. 129.1 НК РФ под словами "при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 настоящего Кодекса". Именно о таком понимании норм ст. 126 и 129.1 НК РФ говорится в разъяснениях, данных в п. 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ. Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ, по следующим основаниям:
в силу указанной нормы лицо может быть привлечено к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений, которые оно в соответствии с НК РФ должно сообщить, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ;
ответственность налогоплательщика за несвоевременное сообщение необходимых сведений установлена п. 1 ст. 126 НК РФ. Поэтому в рассматриваемом случае налоговый орган неправильно квалифицировал совершенное ответчиком деяние и применил ненадлежащие санкции.
Административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена ст. 15.6 КоАП РФ (см. ниже).
Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
(ст. 129.2 НК РФ)
Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 129.2 НК РФ).
Те же деяния, совершенные более одного раза, согласно п. 2 указанной статьи влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Следует отметить, что ст. 129.2 НК РФ, введенная Законом 2006 г. N 137-ФЗ, не предусматривает ничего нового, так как данные положения ранее содержались в п. 7 ст. 366 гл. 29 "Налог на игорный бизнес" части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 182-ФЗ).
Игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы согласно п. 1 ст. 366 НК РФ признаются объектами обложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с п. 2 данной статьи в целях гл. 29 НК РФ каждый указанный объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Там же установлено, что регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о такой регистрации. Форма данного заявления утверждена приказом Минфина России от 24 января 2005 г. N 8н*(228).
При применении нормы п. 2 ст. 366 НК РФ информационном письмом Президиума ВАС РФ от 16 января 2007 г. N 116 "О применении пункта 2 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата"*(229) арбитражным судам предписано учитывать, что исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в ст. 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
В пункте 3 ст. 366 НК РФ установлено, что налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Согласно п. 4 указанной статьи объект налогообложения считается:
зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения;
выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Как предусмотрено в п. 5 ст. 366 НК РФ, заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (о почтовом отправлении с описью вложения см. выше).