От студента-двоечника до владельца многомиллионного бизнеса: как избежать депрессий и перестать ждать милости от природы и оправдываться
Когда Джо Полишу было двадцать с небольшим, старый школьный приятель пригласил его поехать покататься на гидроцикле в компании с известным предпринимателем-мультимиллионером – из тех, кто, как говорится, сделал себя сам. Джо в тот период переживал не лучшие времена: он управлял небольшой компанией по чистке ковров, постоянно балансировавшей на грани банкротства. Понимая, что надо что-то менять, с радостью принял приглашение. Джо рассказал мне:
Я решил, что обязательно поеду и наберусь у этого человека ума. В конце дня мы уже сидели на заднем откидном борту пикапа на берегу озера в Аризоне. Это был мой шанс, и я обратился к новому знакомому:
– Мне сказали, вы отлично разбираетесь в бизнесе. У меня есть компания по чистке ковров, но она не слишком преуспевает, а мне бы так этого хотелось. Я даже подумываю о том, чтобы уйти в другой бизнес, где можно по-настоящему заработать. А вы, говорят, весьма преуспеваете, вот я и подумал: может, вы могли бы дать мне рекомендации насчет того, чем мне лучше заняться? Чтобы дело приносило хорошие деньги.
В ответ тот спросил:
– А в вашем нынешнем бизнесе есть люди, которые хорошо зарабатывают?
– Да, двум компаниям в Фениксе чистка ковров приносит больше миллиона долларов в год. Но они в деле очень долго, у них отличные рекомендации, известность и стабильность. А у таких, как я, практически нет шансов добиться значительного успеха, ведь потребителей интересует только цена…
Словом, я начал всячески оправдываться.
Мне казалось, что мои аргументы и оправдания вполне убедительны. Я действительно вкалывал как проклятый. И не обдирал людей и предлагал потребителям хорошие услуги. И по-настоящему заботился о клиентах. Я объяснил собеседнику, что у меня имеется сертификат, что я прошел хорошую профессиональную подготовку, что изучаю этот бизнес уже два года, с тех пор как бросил учебу в колледже. И совершенно не понимаю, почему до сих пор не достиг успеха.
Выслушав меня, предприниматель уверенно произнес:
– Ну, если в отрасли, в которой ты не можешь заработать, есть преуспевающие люди, значит, проблема не бизнесе, а в тебе.
На что я возразил, что он меня не понял, – и пустился в следующий раунд рассуждений о том, почему мой бизнес не работает.
– Я все делаю правильно, просто в этом бизнесе слишком много конкурентов. Вот я и хочу заняться чем-нибудь другим, где заработать полегче.
– Послушайте, молодой человек. Вы похожи на большинство людей. Вам кажется, что на другой стороне улицы трава зеленее. Я скажу вам, что произойдет, если вы перейдете в другую отрасль. Вы потратите полгода, год, два года на овладение техническими навыками, а потом, скорее всего, все повторится, ибо ваши неправильные привычки ведения бизнеса, которые привели в нынешней неудовлетворительной ситуации, никуда не денутся.
Вам надо изучить и приобрести фундаментальные навыки ведения бизнеса. Тогда вы сможете применять их в любой области деятельности. А пока вы не поймете, как работает бизнес вообще, неважно, какую сферу вы изберете, вас все равно ждет провал.
И должен признать, это был самый полезный совет из всех, которые я слышал в тот период своей жизни, когда действительно остро нуждался в поддержке.
Надо сказать, после школы Джо два года проучился в Университете штата Нью-Мексико, откуда перевелся в колледж Чандлер-Гилберта в Аризоне. Там он получил неудовлетворительный балл по предмету «Владение и управление малым бизнесом», и средний балл по предмету «Принципы маркетинга». А потом приятель рассказал ему о парне, который очень неплохо зарабатывает на чистке ковров. Джо ненавидел бизнес-школу: занятия казались ему слишком абстрактными и далекими от проблем повседневной жизни, поэтому он решил бросить учебу и проверить, не сможет ли и без образования обеспечить себя, занявшись этим бизнесом.
Первые два года предпринимательской деятельности закончились полным провалом. Отчасти это объяснялось серьезными личностными проблемами Джо. У него было трудное детство. Мать его умерла, когда мальчику было четыре года, его часто перевозили с места на место, он жил в трейлерных парках и подвергался физическому и сексуальному насилию. «Из своего детства я не помню ничего позитивного. В школе у меня были сплошные проблемы. Я увлекался наркотиками. Однажды, проторчав в течение трех месяцев на кокаине, я страшно отощал. Я был на самом дне».
Однако ко времени описанной выше поездки на озеро с миллионером самое страшное для Джо было уже позади. Он избавился от наркотической зависимости и серьезно нацелился на то, чтобы улучшить свое финансовое положение. Именно поэтому парень оказался готов принять совет преуспевающего бизнесмена.
Он не предложил мне решение проблемы, как начать зарабатывать. А оказалось, решение было простым: мне только нужно было изучить маркетинг. С техническими навыками бизнеса все было в порядке: я предлагал людям услуги хорошего качества. Просто не было достаточного количества желающих обратиться за услугами в мою компанию. Я не знал, как продвигать свои услуги, как позиционировать себя на рынке – словом, не знал, что такое маркетинг.
Тот бизнесмен не дал мне конкретных ответов на вопросы, но он дал мне нечто несравненно большее. Из поездки я вернулся с огромным сдвигом в сознании. Помню, я ехал домой в машине и думал: «Я живу в Америке, одной из величайших стран мира. Пожалуй, даже самой великой стране мира. Я молод и полон сил. Пусть раньше я употреблял наркотики, но, кажется, мозги мои по-прежнему работают как надо. У меня есть доступ к самым разным возможностям. И если другие люди добились в моем бизнесе успеха, а я нет, значит, они знают что-то такое, чего не знаю я. Стало быть, надо узнать то, что знают они.
Первым делом мне следовало избавиться от ментальности жертвы, от психологического настроя, будто мне кто-то что-то должен (как подсказал мне тот предприниматель). Я решил определить, как это можно сделать и в итоге заключил с собой соглашение: что не уйду из бизнеса по чистке ковров до тех пор, пока не пойму, как добиться в нем успеха.
Джо решил сделать все , что нужно для успеха. В первую очередь для него это означало образование. Но не абстрактное теоретическое образование, а полезное, связанное с реальным делом . Самообразование. И Джо начал усиленно изучать прямой маркетинг, в первую очередь те материалы, о которых рассказывается в главе 3. Он изучал деятельность известных рекламистов, в том числе знаменитого Гари Хэлберта и таких легендарных недоучек, как Клод Хопкинс, Дэвид Огилви и Дэн Кеннеди, и начал использовать новые знания на практике. Уже через год компания Джо по чистке ковров приносила большую прибыль. А вскоре молодой человек основал новый бизнес по обучению маркетинговым навыкам других бизнесменов из своей сферы деятельности, которые хотели знать секрет его успеха. Со временем он продал бизнес по чистке ковров, и теперь его компания, специализирующаяся на маркетинговых тренингах, приносит миллионные доходы. А еще Джо стал одним из самых уважаемых преподавателей маркетинговых навыков, обучающих владельцев малых предприятий, и ведет в iTunes популярный канал по вопросам маркетинга.
И вот теперь Джо Полиш, знаменитый мультимиллионер, сделавший себя сам, поделился со мной мудрыми идеями, о которых он узнал от одного из своих лучших друзей, известного бизнес-коуча Дэна Салливана. В частности, Джо сказал мне: «Есть две вещи, которые должен понять и принять каждый, кто хочет духовно раскрепоститься и повысить свою эффективность. Во-первых, пока вы не создаете ценности для другого человека, вам никто ничего не обязан давать. Во-вторых, за результаты ваших усилий несете ответственность только вы сами. И никто другой. Поняв и приняв эти два постулата, вы далеко пойдете».