Институциональные методы решения проблемы внешних эффектов

Решение проблемы внешних эффектов посредством корректирующих налогов и субсидий сопровождается появлением «провалов» государства, связанные с перераспределением ресурсов:
1. В ходе государственного регулирования возникают существенные административные издержки, которые могут перекрыть выгоды от совершенствования распределения ресурсов (сбор информации, ее обработка, принятие решений, обычные административные расходы).
2. В ходе государственного регулирования экономики возникают “побочные эффекты”:

· деформируется структура цен (запреты, налоги, субсидии). Налоги (субсидии) в одной отрасли переходят на издержки и цены других отраслей. Введение налогов меняет платежеспособный спрос и цены на всех рынках. Возникают новые перекосы в распределении ресурсов;

· меняется поведение хозяйствующих субъектов (иждивенческие мотивы).
В связи с этим в экономической теории разработан еще один подход в решению проблемы внешних эффектов, основанный на теореме Р.Коуза.
Экономическая теория доказала, что основной причиной возникновения внешних эффектов является неурегулированность прав собственности на такие ресурсы, как воздух, вода и т.п. То есть внешние эффекты возникают на месте отсутствия рынков. Возникает вопрос,можно ли создать соответствующие рынки?
Согласнотеореме Коуза, положительные и отрицательные внешние эффекты не требуют государственного вмешательства в тех случаях, когда:

· четко определены права собственности;

· в отношения вовлечены небольшое число участников;

· трансакционные издержки незначительны.
В этом случае функции государства заключаются в том, чтобы:
1. Установить права собственности, например, права на чистую воду.
2. Установить процедуры заключения соглашений между заинтересованными лицами.
В данном случае проблема внешних эффектов решается посредством частных соглашений вне зависимости от первоначального распределения прав собственности.

Согласно теореме Р.Коуза, неважно, кому принадлежат права собственности, итоговое распределение ресурсов при четком определении прав собственности и свободе взаимодействия хозяйствующих субъектов будет одним и тем же. Проблема внешних эффектов при отсутствии трансакционных издержек решается посредством частных соглашений вне зависимости от первоначального распределения прав собственности.
В реальной действительности условия теоремы Коуза не соблюдаются: в конфликт по поводу загрязнений вовлекается много сторон; затраты на проведение переговоров значительные. Поэтому институциональное решение проблемы внешних эффектов предполагаетсоздание рынка прав на загрязнения:



  • государство оценивает допустимый объем выбросов и выпускает права на загрязнения;
  • права на загрязнения предлагаются на рынке, где их могут приобретать фирмы:
  • фирмы с низкими издержками на уменьшение выбросов будут сокращать выбросы;
  • фирмы с высокими издержками сокращения выбросов будут покупать права на загрязнения;
  • права на выбросы смогут купить лишь те фирмы, которые более прибыльны, неприбыльные фирмы с большими выбросами и издержками на их сокращение уйдут с рынка.


Результат:
1. Появляются стимулы для охраны окружающей среды.
2. Стимулируется поиск усовершенствованных методов контроля за выбросами.

Статья 56. Трудовые отношения в системе образования

По вопросу, касающемуся особенностей регулирования труда педагогических работников, см. также главу 52 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

1. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

(п. 2 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

3. Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

4. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Наши рекомендации