Устанавливают очередность получения компенсации при ликвидации предприятия
Фактически законодатель объявляет субъектам экономической деятельности, что все юридические и физические лица, выступающие в качестве кредиторов, имеют право на полную компенсацию затрат в том случае, когда стоимость имущества предприятия-должника превышает величину долгов. Если же стоимости активов предприятия-должника недостаточно для погашения задолженности в полном объеме, то законодатель устанавливает приоритеты в выплате денежных средств – вначале получают свою долю кредиторы с высшим приоритетом, потом с более низким и далее по нисходящей.
В российской экономической практике данные приоритеты устанавливаются ст.64 Гражданского кодекса РФ и реализуются в следующей очередности:
· В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
· Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
· В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
· В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и в специальные фонды (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования);
· В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Защита несостоятельного должника от преследований кредиторов.
В большинстве случаев обанкротившееся предприятие не может рассчитаться по всем долгам со своими кредиторами. Это и понятно, так как именно из-за финансовых трудностей предприятие становится несостоятельным (банкротом).
Разумеется, никто из юридических и физических лиц, которым не вернули долги, не испытывает радости по этому поводу. Более того, они всеми силами пытаются оказать давление на должника с целью вынудить его вернуть необходимую сумму. При этом в ход пускаются такие способы, как шантаж, угрозы, насилие. Владельцы обанкротившегося предприятия попадают под сильнейший прессинг недовольных кредиторов, которые готовы на самые решительные действия (в том числе и противоправные) для выколачивания долгов.
Развитие событий по подобному сценарию не является чем-то исключительным и экстраординарным. Более того, как показала многовековая практика самых разных стран, именно таким бывает итог банкротства подавляющего большинства предприятий из любых сфер предпринимательской деятельности. История знает немало примеров жестоких расправ над должниками и членами их семей. Еще не ушли в прошлое такие словосочетания как «долговая яма», «кабала», «долговая тюрьма».
Во избежание противостояний и конфликтов законодатели практически всех государств мира разработали и ввели в действие правовые механизмы защиты неплатежеспособных должников от преследований кредиторов. Смысл действующих правовых норм состоит в том, что владельцы прогоревшего бизнеса рассчитываются с кредиторами по максимально возможному варианту: для предприятий с ограниченной ответственностью они полностью теряют бизнес, а для предприятий с полной ответственностью владельцы бизнеса теряют и личное имущество (за исключением минимума, установленного в законодательном порядке). После процедуры отчуждения имущества закон запрещает преследовать должника; все долги, которые остались невозвращенными, считаются по закону погашенными.
Имеет соответствующую правовую норму и Гражданский кодекс РФ. В частности, ст.64-6 гласит, что требования кредиторов, неудовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Следует отметить, что иногда владельцы бизнеса сознательно доводят свое предприятие до банкротства. Это делается в каких-либо неблаговидных целях – скрыть нецелевое использование имущества, крупные хищения, приписки и иные правонарушения. Расчет здесь делается на то, что при объявлении предприятия банкротом все его долги замораживаются или аннулируются, а владельцы бизнеса становятся недоступными для преследования законными методами.
Такой вид преступлений как умышленное банкротство известен давно, к нему достаточно часто прибегают недобросовестные предприниматели. В связи с этим обстоятельством Уголовный кодекс содержит соответствующие нормы, устанавливающие наказание за подобные правонарушения. Так, УК РФ содержит ст.196 «Преднамеренное банкротство» и ст.197 «Фиктивное банкротство», в которых определяется суть данных правонарушений и санкции за них. В частности, в ст.196 указывается, что преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия, – наказывается штрафом от 500 до 800 МРОТ или лишением свободы на срок до 6 лет. Ст.197 гласит, что фиктивное банкротство, т.е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, – наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ, либо лишением свободы на срок до 6 лет.
Признание предприятия банкротом не означает автоматической распродажи его имущества и полной ликвидации бизнеса. Специфика данной ситуации состоит в том, что до банкротства предприятие часто доводят некомпетентные менеджеры. Исправить положение могут более профессиональные управляющие, которые по-новому поведут бизнес, заменят часть руководящего персонала, и, возможно, вид предпринимательской деятельности. Это обстоятельство играет решающую роль при вынесении арбитражным судом решения о введении внешнего управления.
Внешний управляющий, назначенный судом, должен предпринять все необходимые меры для санации (оздоровления) производства и увеличения его эффективности. Для выполнения этой задачи внешний управляющий получает все необходимые полномочия по распоряжению имуществом предприятия, его персоналом и финансовыми ресурсами.
Учитывая то, что предприятие-банкрот обременено значительными долгами, задача по оздоровлению производства становится очень сложной и даже нереальной. Поэтому закон о банкротстве предписывает всем кредиторам на период санации предприятия снять свои претензии, приостановить все штрафы, пени и взыскания по исполнительным листам. Вступление в юридическую силу решения суда о банкротстве дает предприятию возможность получить «вторую жизнь», выйти из кризиса обновленным, более эффективным и конкурентоспособным.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что банкротство – весьма неприятная и унизительная для бизнесмена процедура, однако без института банкротства рынок не может эффективно функционировать. И если прибыль – это награда для предпринимателя, то банкротство – его наказание, своеобразный ад для грешников от бизнеса.