I. описание предприятия
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА г. КЕМЕРОВО
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
г. Кемерово, ул. Н.Островского, 27
т/факс 75-17-09
e-mail: [email protected]
www.fondp.ru
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА
разработанные Муниципальным некоммерческим Фондом поддержки
малого предпринимательства г. Кемерово
Общие положения
Настоящие рекомендации подготовлены МНФПМП г. Кемерово с целью помочь, как начинающим предпринимателям оценить бизнес-идею с точки зрения ее рыночных перспектив, возможностей для организации предпринимательской деятельности, стоимости ресурсов, необходимых для открытия своего дела, так и действующим предпринимателям рассчитать прогноз финансовых результатов.
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой планирования предпринимательской деятельности. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
Рекомендуемая структура бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке приведена ниже. Предлагаемая схема составления бизнес-плана не является обязательной, он может быть разработан и в другой форме при условии освещения в нем всех ключевых вопросов.
Приступая к работе над новым проектом необходимо иметь ввиду, что бизнес-план проекта не будет стопроцентно отражать будущую действительность, он покажет автору один или несколько возможных вариантов развития событий.
Цель разработки бизнес-плана заключается в том, чтобы избежать крупных ошибок и рационально использовать имеющиеся ресурсы, спланировать хозяйственную деятельность предпринимателя на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов; привлечь инвестиции или профинансировать интересный проект.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
1. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
2. ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ПРОЕКТ
3. ПРОДУКЦИЯ (УСЛУГИ)
4. АНАЛИЗ РЫНКА
5. СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
6. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
8. ВЛИЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
9. ПРОГНОЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1-3 гг.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Отразить название предприятия (ФИО предпринимателя), название проекта, автор проекта, место и дата его составления.
I. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке.
1. ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
1.1. Полное наименование проекта;
1.2. Опыт работы в данной сфере бизнеса
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
1.3. Характер проекта
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
* | Создание нового производства |
Техническое перевооружение |
1.4. Направления использования инвестиций
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
* | Пополнение оборотных средств | ||
* | Аренда |
1.5. Место реализации проекта
(указать адрес, где непосредственно будет производиться продукция/услуги, адрес арендованного помещения и т.п.);
1.6. Ориентировочная дата начала реализации проекта
(указать месяц, год начала деятельности);
1.7. Количество создаваемых рабочих мест (указать, сколько рабочих мест будет создано, вместе (с предпринимателем) в результате реализации проекта).
2. ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ПРОЕКТ
2.1. Организационно-правовая форма
(указать, какую форму выбрал предприниматель - ИП или ООО);
2.2. Полное и сокращенное наименование
(указать полное наименование организации и сокращенный вид);
2.3. Форма собственности
(частная или государственная);
2.4. Дата основания
(указать дату регистрации предпринимателя по регистрационным документам, если предприниматель пока не зарегистрирован, то указать причину);
2.5. Среднесписочная численность работников
(начинающий предприниматель указывает то количество работников, которое у него трудоустроено в данный момент, включая себя. Действующий предприниматель указывает среднесписочную численность за 1 год);
2.6. ОКВЭД
(начинающий предприниматель может посмотреть и выбрать номер кода из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (адрес сайта: www.mogem.ru), действующий предприниматель - из регистрационных документов);
2.6.1. Основные виды деятельности (согласно коду ОКВЭД);
2.6.2. Дополнительные виды деятельности (согласно коду ОКВЭД)
2.6.3. Текущая деятельность
2.7. Уставной капитал предприятия (по балансу) (для ООО);
2.8. Стоимость основных и оборотных средств (указать, какие средства вложены предпринимателем в данный проект, если предприниматель юридическое лицо - то указать стоимость по балансу);
2.9. Величина долговых обязательств предприятия (указать, если они есть);
2.10. Дата последней аудиторской проверки;
2.11. Система налогообложения (указать, какая система выбрана - ЕНВД, ОСНО, УСНО(6%, 15%), ЕСХН);
Наиболее часто применяемые системы налогообложения в сфере малого бизнеса - упрощенная система, единый налог на вмененный доход (ЕНВД). ЕНВД применяется в том случае, если предприятие подпадает под перечень видов деятельности, в отношении которых данная система применяется в обязательном порядке (торговля, бытовые услуги, автоперевозки и т.д.). (См. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 264 «О введении в действие системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности», Решение от 27.11.2009г. № 305 о внесении изменений в Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 264). В других случаях предприниматель может выбрать упрощенную систему налогообложения (это необходимо сделать в день регистрации предпринимательской деятельности). Упрощенная система предполагает возможность выбора: единый налог по упрощенной системе - 6% от выручки, либо 15% от разницы доходы - расходы. Более подробно с вопросами налогообложения можно познакомиться в Налоговом кодексе.
2.12. Банковские реквизиты (реквизиты организации, если есть);
2.13. Адрес предприятия (указать юридический адрес предприятия);
2.14. Руководитель проекта (указать ФИО, возраст, образование, стаж работы, в том числе в бизнесе).
II. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, определяется прогноз объемов продаж, основные маркетинговые стратегии для достижения прогнозируемых объемов продаж, бюджет маркетинга (расходы на рекламу, мероприятия по продвижению продукции).
3. ПРОДУКЦИЯ (УСЛУГИ)
3.1. Наименование продукции (услуги);
3.2. Назначение и основные технические характеристики продукции (услуг)
(описательная часть о производимой продукции, предоставляемых услугах, назначение, потребители, свойства и др.);
3.3. Характеристика новизны
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
¨ | принципиально новая |
* | аналог выпускаемой продукции |
3.4. Необходимость лицензирования, сертификации, получение патентной защиты основных технологических решений
Патент - это документ установленного образца, выдаваемый государственным патентным органом (в России структура Роспатента – ФИПС) и удостоверяющий исключительное право и право авторства в отношение технического устройства или художественно-конструкторского решения, подтверждающий исключительные права патентообладателя (физического и юридического лица или лиц) на этот объект интеллектуальной собственности.
Согласно Федеральному Закону РФ от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 02.07.2005) «О лицензировании отдельных видов деятельности»: лицензия- специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Регулируется Законом РФ от 10 июня 1993 года № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», сертификация продукции и услуг— процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (услуга) соответствует установленным требованиям. Необходимо отметить, что, согласно закону, сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация применяется в отношении определенного круга товаров, полный перечень которых определен нормативными актами.
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
* | необходима сертификация |
3.5. Масштабы и направления использования
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
* | город, район | регион |
3.6. В какой сфере можно использовать продукт
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
общепромышленное применение | ||
* | массовое потребление |
3.7. Как планируется организовать послепродажный сервис
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
техническое обслуживание | ||
* | гарантийное обслуживание |
3.8. Дополнительная информация по разделу
(указать иную информацию по разделу)
4. АНАЛИЗ РЫНКА
4.1. Характеристика рынка сбыта продукции, услуг
Определение своих рыночных сегментов является одним из наиболее важных моментов в разработке новых проектов. Начиная предпринимательскую деятельность необходимо в первую очередь ответить себе на вопросы: кто будут мои потребители, сколько их будет, почему они будут делать у меня покупки, как часто они будут их делать. Точное представление о своих потребителях дает возможность, с одной стороны, определить объем продаж товаров/услуг, с другой стороны, выбрать наиболее эффективные методы привлечения будущих клиентов. Важную информацию в этом направлении дадут маркетинговые исследования.
В этом разделе предприниматель проводит маркетинговое исследование - насколько будет востребована производимая продукция, предлагаемые услуги в данном регионе, в данном сегменте рынка, анализирует, какая ситуация складывается на рынке подобных товаров/ услуг у конкурентов. Описание сегментов производится в качественных характеристиках (местонахождение, пол, возраст, уровень дохода, принадлежность к социальным группам, особенности образа жизни и т.д.) и в количественных (количество потенциальных покупателей данных товаров/услуг).
Пример:
Повсеместное увеличение количества автомобилей привело к увеличению спроса на квалифицированные услуги автосервиса и ремонта автомобилей. Жители пос. С, работая на угольных разрезах, имеют в собственности автомобили разных марок. Но ремонт автомобиля, да и просто сервисное обслуживание автомобиля автовладельцам приходится осуществлять в городских СТО. При этом затрачивается немало материальных средств (услуги эвакуатора), но и моральных (простой в очередях и др.). Большинство автовладельцев производить ремонт подвески не хотят из-за очень трудоемкой и ответственной работы. При этом им приходится менять целый узел или агрегат. Квалифицированный специалист может четко определить проблему и произвести ремонт детали или узла. Преимущество проекта в том, что на сегодняшний день квалифицированных услуг по ремонту автомобилей в пос. С и близлежащих поселках нет. Услуги по ремонту автомобиля очень востребованы. В дальнейшем, планируется расширить перечень предоставляемых услуг и создать дополнительные рабочие места.
4.2. Какие каналы распространения планируете использовать
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
оптовые компании/дилеры | ||
* | прямые продажи |
4.2.1., 4.2.2. Информация о потенциальных потребителях
(указать информацию об основных потребителях продукции, услуг применительно к физическим и юридическим лицам);
4.3. Обеспеченность сбыта продукции, услуг
(указать как устные предварительные договоренности с организациями-потребителями, так и соглашения о намерении приобретения, сроках действия договора);
4.4. Обеспеченность проекта оборотными средствами
(указать наименование оборотных средств, поставщики, у которых будет осуществляться приобретение, срок действия договора);
4.5. Мероприятия по рекламно-презентационной поддержке продукции (услуг)
(указать рекламные мероприятия по расширению спроса на продукцию (услуги), стоимость этих мероприятий и периодичность в мес./квартал/год);
4.6. Конкуренция
(Перечислить основных конкурентов в данном регионе, районе. Произвести сравнительный анализ стоимости продукции (услуг) по проекту предпринимателя и его конкурентов. Указать, в чем отличие производимой продукции от аналогичной у конкурентов, в чем преимущества для потребителя. Изучить опыт конкурентов по мерам продвижения продукции (услуг) на рынке.).
III. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги. В нем описывается поэтапно производственный процесс создания товара/услуги, потребность в оборудовании, материалах, сырья и их источниках.
5. СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
5.1. Реализованные стадии проекта
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
* | только идея проекта |
макет, опытный образец |
5.2. Обеспеченность ресурсами
(здесь и далее по тексту необходимо отметить * обеспеченность ресурсами на момент разработки бизнес-плана);
Пример:
* | офисные помещения |
производственные площади |
Пример:
6. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА
6.1. Оборудование, какого рода Вам требуется и что имеется в наличии
(Указать, какое оборудование необходимо приобрести, и какое есть в наличии для ведения бизнеса с указанием его стоимости);
6.2. Какие помещения Вам необходимы
(Указать, какое помещение Вам необходимо для ведения бизнеса и его основные характеристики: адрес, площадь офисного и производственного помещения, площадь торгового зала, площадь зала обслуживания клиентов (для расчета ЕНВД). Указать в собственности помещение или в аренде. Какими преимуществами обладает данное помещение (удобные подъездные пути, близость в сырьевой базе, центр города или промышленная зона города и т.п.);
6.3. Кого Вы могли бы принять на работу
(Указать должности, уровень заработной платы, даты создания рабочих мест, учитывая, что ИП начисляет заработную плату только сотрудникам, а его доход - с прибыли. А в ООО начисляется заработная плата всем работникам (в т.ч. руководителю). Рассчитать отчисления от ФОТ в ПФР, ФСС, ФОМС, ТОМС);
6.4. Финансовое обеспечение проекта
Источники средств разделяются на две основные группы: собственные и заемные.
Заемные денежные средства соответствуют трем признакам: платность - за их использование необходимо платить проценты по кредиту, срочность и возвратность - их необходимо возвратить в определенный срок. К иным источникам финансирования можно отнести средства, которые не полностью отвечают признакам заемных средств, например беспроцентный, бессрочный заем у родственников, знакомых и т.д. Помимо этого, средствами финансирования могут быть и средства субсидии, средства гранта и др.
(Указать из каких средств планируется обеспечение проекта. Причем, собственные денежные средства и собственное оборудование суммируются);
6.5. Показатели проекта
(Расшифровать затраты на мероприятия по реализации проекта с указанием сроков проведения. Причем, итоговая сумма намеченных мероприятий должна совпадать с финансовым обеспечением проекта. Расписать намеченные мероприятия по календарному графику, расходам на капитальные вложения, расходам на оборотные средства и другим затратам. Произвести расчет плана производства и реализации продукции (услуг) по проекту в натуральном выражении по периодам первого года и 2 года).
Пример:
№ | Наименование продукции (услуг) | Ед. изм. | Цена, руб. | Всего за 1 год | В том числе по периодам реализации проекта | Всего за 2год | |||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | ||||||
1 | Стрижка женская | Усл. | 350,00 | 750 | 150 | 180 | 210 | 210 | 840 |
7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
7.1. Социально-экономический эффект развития города
(здесь и далее по тексту необходимо нужное отметить *);
Пример:
* | Обеспечение занятости; |
* | Рост деловой активности; |
7.2. Экономическая эффективность проекта
7.2.1. Экономический эффект от реализации проекта
(указать показатели экономического эффекта от реализации проекта, согласно предварительным расчетам по годам реализации проекта).
7.2.2. Показатели экономической эффективности
Коэффициент прибыльности:
К приб.=(чистая прибыль/объем реализации)
Рентабельность проекта, %:
Р проекта=(объем доходов/объем расходов)*100,
Рентабельность инвестиций, %:
Р инвест.=(прибыль/сумма инвестиций)*100,
Срок окупаемости проекта, мес.:
Токуп.= капитальные вложения по проекту*12/ сумма годовой чистой прибыли
(произвести расчет по формулам и свести данные в таблицу).
7.3. Социальный эффект от реализации проекта
(указать сколько рабочих мест будет создано в ходе реализации проекта, из них рабочих специальностей, специалистов, руководителей, режим работы предприятия и т.п.)
7.4. Прочая эффективность от реализации проекта
(указать прочую эффективность – возможность экспорта в другие страны, возможность освоить производство дополнительной продукции, влияние предприятия на окружающую среду и т.п.)
IV. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Этот раздел бизнес-плана позволяет оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для покрытия затрат и получения прибыли. В нем должны быть отражены основные финансовые показатели: стоимость проекта, чистая прибыль, объем налоговых отчислений и др.
8. ПРОГНОЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1-3 года.
Прогноз производится согласно предварительным расчетам.
Если предприниматель действующий, то «до начала реализации проекта» учитываются поступления с предыдущего периода. Начинающий предприниматель заполнение таблицы начинает с первого месяца работы проекта.
Поступления
1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг – рассчитывается ежемесячно, согласно плану производства и реализации продукции (услуг) по проекту. См. Раздел III п.6.5.Показатели проекта. (Цена товара* количество проданного товара = выручка);
2. Собственные средства – см. Раздел III п. 6.4.;
3. Кредит (заемные средства) - см. Раздел III п. 6.4.;
4. Грант, субсидия - см. Раздел III п. 6.4.
Поступления суммируются помесячно и за год.
Расходы по проекту
1. Капиталовложения - см. Раздел III п. 6.5.Показатели проекта;
2. Сырье – указать все расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, запчасти, непосредственно используемые в производстве продукции (услуг);
3. Заработная плата, включая все налоги и страховые выплаты. Рассчитать фонд оплаты труда, отчисления от ФОТ в ПФР, ФСС, ФОМС, ТОМС (в 2012г.- 30%).
Пример расчета ФОТ:
Должность | Кол-во штатных единиц | Оклад (руб.) | Месячный ФОТ (руб.) | Годовой ФОТ (руб.) |
Мастер смены | 3 | 15 000 | 45 000 | 540 000 |
Разнорабочие | 9 | 10 000 | 90 000 | 1 080 000 |
Итого: | 25 000 | 135 000 | 1 620 000 |
30 % | 486 000 |
Отчисления от ФОТ (руб.)
Таким образом, затраты предприятия на заработную плату, включая все налоги и страховые выплаты, будут составлять в месяц – 135000+40500=175500 руб., в год – 1620000+486000=2106000 руб.
4. Комиссионные специалистам – если предприниматель планирует выплачивать дополнительные финансовые премии специалистам, агентское вознаграждение);
5. Страховые обязательства – расходы на страхование имущества и др.;
6. Аренда – расходы на аренду помещения, оборудования;
7. Коммунальные платежи – ежемесячные расходы на электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение, если они не входят в стоимость аренды;
8. Транспортные расходы – расходы на ГСМ, ремонт автотранспорта;
9. Ремонт и обслуживание – ежемесячные расходы на ремонт и обслуживание оборудования;
10. Канц. Товары, тел/факс, почта - ежемесячные расходы;
11. Реклама – расходы на рекламу, продвижение товара, рекламные акции в стоимостном выражении;
12. Амортизация
Амортизация - денежное выражение износа основных средств. Одновременно амортизация является и средством переноса части стоимости основных средств на себестоимость готового продукта. Для расчета суммы амортизации необходимы данные: стоимость единицы основных средств, количество единиц, сроки амортизации. Сроки амортизации определяются на основе классификации основных средств и их отнесению к амортизационным группам (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы").
Пример расчета амортизации:
13.
Наименования основных средств | Цена за единицу, руб. | Количество единиц | Общая стоимость, руб. | Срок амортизации, лет | Амортизация в год, руб. | Амортизация в месяц, руб. |
Компьютер | 26 000 | 2 | 52 000 | 3 | 17 333 | 1 444 |
Автомобиль «ГАЗель» | 280 000 | 1 | 280 000 | 6 | 46 667 | 3 889 |
Итого: | 306 000 | 64000 | 5 333 |
Таким образом, в годовых затратах предприятия будет учтена амортизация в размере 64000 руб.
13. Безнадежные долги – долги, не подлежащие возврату;
14. Возврат кредита
Как правило, график погашения кредита определяется самой кредитной организацией, при согласовании условий кредитования клиента.
Пример расчета графика погашения кредита:
Сумма кредита 120 000 руб., срок погашения - 6 месяцев равными частями, проценты начисляются на остаток непогашенного кредита. % по кредиту - 18% годовых (соответственно 1,5% в месяц)
15.
Месяц | Оставшаяся часть непогашенного кредита, руб. | Сумма погашения кредита, руб. | Процентные платежи, руб. | Общая сумма к платежу, руб. |
1. | 120000 | 20000 | 1800 | 21800 |
2. | 100000 | 20000 | 1500 | 21500 |
3. | 80000 | 20000 | 1200 | 21200 |
4. | 60000 | 20000 | 900 | 20900 |
5. | 40000 | 20000 | 600 | 20600 |
6. | 20000 | 20000 | 300 | 20300 |
Итого: | 120000 | 6300 | 126300 |
15 Проценты по кредиту – см. п. 14;
16. Прочие расходы – непредвиденные расходы составляют примерно 0,5-1% от выручки;
Расходы по проекту суммируются помесячно и за год.
Результаты деятельности
1. Прибыль (убыток) до налогообложения – Финансовый результат деятельности организации без учета налогов определяется как «доход» минус «расход»;
2. Налоги
Наиболее часто применяемые системы налогообложение в сфере малого бизнеса - упрощенная система, единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
ЕНВД применяется в том случае, если предприятие подпадает под перечень видов деятельности, в отношении которых данная система применяется в обязательном порядке (торговля, бытовые услуги, автоперевозки и т.д.). (См. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 264 «О введении в действие системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности», Решение от 27.11.2009г. № 305 о внесении изменений в Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005г. № 264). В других случаях предприниматель может выбрать упрощенную систему налогообложения (это необходимо сделать в день регистрации предпринимательской деятельности). Упрощенная система предполагает возможность выбора: единый налог по упрощенной системе - 6% от выручки, либо 15% от разницы доходы - расходы. Более подробно с вопросами налогообложения можно познакомиться в Налоговом кодексе.
3. Чистая прибыль – Определяется как прибыль, с учетом уплаты налогов. «Прибыль» минус «налоги»;
4. Прибыль (убытки, перенесенные из предыдущего периода) – чистая прибыль, заработанная в предыдущем году, переносится в следующий период.
ПРИЛОЖЕНИЯ
В приложения включить документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. Возможно предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
♦ биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
♦ результатов маркетинговых исследований;
♦ заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
♦ подробных технических характеристик продукции;
♦ гарантийных писем или контрактов с поставщиками и потребителями продукции;
♦ договоров аренды, найма, лицензионных соглашений;
♦ заключений служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
♦ статей из журналов и газет о деятельности предприятия;
♦ отзывов авторитетных организаций.
♦ фотографий или видеороликов образцов продукции;
♦ копий авторских свидетельств, патентов;
♦ планов предприятия;
♦ сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
Помощь в подготовке бизнес-планов для начинающих предпринимателей осуществляет Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г.Кемерово.