Особенности участия публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом
Публично-правовые образования участвуют в имущественном обороте в различных качествах:
1. как собственник,
2. как сторона вразного рода сделках,
3. как наследник или получатель выморочного имущества.
Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специально предусматривается законодательством.
1.Вещные правоотношения. Принадлежащие им права собственности публично-правовые образования реализуют в рамках своих властных полномочий,принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия. Эти акты определяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения,на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью.
Государство через свои органы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее состав новое имущество,которое становится государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозяйное имущество и др.
Названные правомочия на уровне РФ осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего администрации и губернаторы. Муниципальной собственностью, как правило, распоряжаются администрации и главы муниципальных образований.
2.Публично-правовые образования как субъект гражданско-правовых сделок. Круг совершаемых публичными образованиями сделок обширен. Это, прежде всегогосударственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерации или ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК (§ 4 гл. 30 и § 5гл. 37) и более полно - в законах о выполнении таких закупок и работ.
От имени публично-правовых образований заключаются соглашения о разделе продукции, которые дают субъектам предпринимательской деятельности право на возмездной основе и на определенный срок эксплуатировать крупные месторождения нефти и газа. Ввиду общегосударственной значимости таких соглашений они являются предметом специального закона - ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Особенность таких сделок состоит в том, что стороной в них является Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатации месторождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты являются стороной при предоставлении концессий (ст. 5Федерального закона от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях»).
3.Государство как наследник. Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором - действуют специальные правила ст. 1151ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества.
.Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований. Выступая субъектами имущественных гражданско-правовых отношений, публично-правовые образования должны нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК следующее.
Во-первых, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев.
Во-вторых, Российская Федерация, ее субъекты,муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная ответственность публично-правовых образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115), а также по обязательствам бюджетного учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120).
Особое значение имеет ст. 16 ГК, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией,соответствующим субъектом или муниципальным образованием.
Специальная норма установлена в ст. 1070 ГК в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания,предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако, если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.