Критерии видов приватизации

Основными критериями приватизации являлись:

· малая приватизация (продажа объектов торговли, бытового обслуживания и производственных предприятий с численностью работающих до 200 человек). Аукционная и конкурсная продажа объектов

· массовая приватизация (предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 человек) . Аукционная продажа объектов, в том числе с использованием инвестиционно-приватизационных купонов.

· приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек). Реализация индивидуальных проектов велась через продажу на оговоренных условиях определенному инвестору, реализацию на аукционах и конкурсах; заключение контракта на управление; открытую продажу акций

· приватизация организаций агропромышленного комплекса. Имущество государственных сельхозпредприятий в основном передана безвозмездно и частично продана трудовым коллективам этих предприятий. Каждому члену коллектива было выдано свидетельство об имущественном пае и право на условную земельную долю.

Выделяют следующие способы приватизации:
1. Купля-продажа по конкурсу на аукционе (продажа объектов гос. собственности при предложении максимальной цены и согласии покупателя на выполнение поставленных условий)
2. Продажа долей (акции) в капитале предприятия (критериями победы являются объем и сроки инвестиций в объект приватизации)
3. Выкуп имущества предприятия, сданного в аренду (аукцион-продажа предприятий на открытых торгах, когда от покупателя ничего не требуется, кроме предложения максимальной цены

Основными принципами при проведении приватизации являются гласность, конкурентность, правопреемственность, ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность предоставленных данных об объектах, выставляемых на продажу.

Не мо­гут быть при­ва­ти­зи­ро­ва­ны жи­ли­ща:

1) сда­ва­е­мые вна­ем в со­от­вет­ствии с от­дель­ны­ми до­го­во­ра­ми най­ма несколь­ким на­ни­ма­те­лям, в слу­чае несо­гла­сия од­но­го из них осу­ще­ствить по­куп­ку;

2) во вре­мен­ных стро­е­ни­ях;

3) не от­ве­ча­ю­щие уста­нов­лен­ным са­ни­тар­ным и тех­ни­че­ским тре­бо­ва­ни­ям;

4) под­ле­жа­щие пе­ре­обо­ру­до­ва­нию в нежи­лые по­ме­ще­ния в си­лу непри­год­но­сти их для даль­ней­ше­го про­жи­ва­ния;

5) на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии во­ен­ных го­род­ков, по­гра­нич­ных за­став и иных за­кры­тых объ­ек­тов;

6) на­хо­дя­щи­е­ся на осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­ри­ях;

7) под­ле­жа­щие сно­су;

8) предо­став­лен­ные из ком­му­наль­но­го жи­лищ­но­го фон­да в поль­зо­ва­ние граж­да­нам Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан, един­ствен­ное жи­ли­ще ко­то­рых при­зна­но ава­рий­ным в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан;

9) предо­став­лен­ные с 1 ян­ва­ря 2013 го­да из жи­лищ­но­го фон­да спе­ци­аль­ных го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов со­труд­ни­кам, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, преду­смот­рен­ных За­ко­ном Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан «О спе­ци­аль­ных го­су­дар­ствен­ных ор­га­нах Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан».

При­ва­ти­за­ции та­к­же не под­ле­жат жи­лые по­ме­ще­ния ко­еч­но­го ти­па, а та­к­же ком­нат­но­го ти­па, предо­став­лен­ные ли­цам, ра­бо­та­ю­щим по тру­до­во­му до­го­во­ру, сту­ден­там (кур­сан­там, ас­пи­ран­там) и уча­щим­ся на пе­ри­од уче­бы.

Граж­дане Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан впра­ве при­ва­ти­зи­ро­вать на тер­ри­то­рии Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан толь­ко од­но жи­ли­ще из го­су­дар­ствен­но­го жи­лищ­но­го фон­да.

11.Охарактеризуйте договор купли продажи предприятия, содержание, права и обязанности сторон

Договор продажи предприятий является разновидностью договора купли-продажи, его специфическое содержание обусловлено особенностями предмета договора - предприятия как имущественного комплекса.

Понятие "предприятие" используется в законодательстве Республики Казахстан в двух значениях. Во-первых, предприятие, это юридические лица, основанные на государственной собственности. Во-вторых, предприятие, это объект гражданского права - имущественный комплекс, используемый для предпринимательских целей. Данный объект гражданских прав может существовать независимо от организационно - правовой формы юридических лиц, которыми осуществляется предпринимательская деятельность, более того, предприятием (имущественным комплексом) может быть и имущество, используемое индивидуальным предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, и сам договор продажи предприятия является "полимерным" по содержанию. Кроме того, предприятие приравнивается к недвижимому имуществу. Поэтому, договоры купли - продажи в их отношении, будут совершатся с учетом правового режима недвижимости. Новизна анализируемого правового материла обусловливает то, что данная черта договора купли - продажи предприятия требует разносторонних исследований его содержания и вообще всех особенностей.

По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.

Элементы договора продажи предприятия. Сторонами договора купли - продажи предприятия, продавцом и покупателем могут являться любые субъекты гражданско-правовых отношений - физическое и юридическое лицо.

Срок договора продажи предприятия. Стороны могут установить любые сроки относительно исполнения ими обязанностей и осуществления прав по договору.

Форма договора продажи предприятия. Договор продажи предприятия обязательно заключается в письменной форме. Он подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента регистрации. Несоблюдение требования о государственной регистрации влечет за собой не действительность договора продажи предприятия.

Содержание договора продажи предприятия. Продавец обязан передавать все имущество, входящее в состав предприятия, с соблюдением требований, устанавливаемых законом или договором к каждой из отдельно взятых вещей или иных имущественных объектов.

При передаче предприятия в целом как имущественного комплекса (вернее в момент государственной регистрации), право собственности переходит к покупателю. Исключается переход к покупателю тех прав и обязанностей, которые продавец не вправе предавать другим лицам

Продавец обязан подготовить предприятие к передаче. В соответствии с нормами Гражданского кодекса подготовительные действия в основном касаются установления состава и оценки стоимости предприятия (имущества), подлежащего продаже. В их число входит акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, перечень долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия.

Продавец обязан передать предприятие по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия. Кроме того, в нем должны содержаться сведения об уведомлении кредиторов о продаже предприятия, а также о выявленных недостатках данного имущества и перечень имущества, исполнение обязанности по передаче которого невозможно ввиду его утраты. Составление и представление на подписание передаточного акта также являются обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором.

Подготовительные действия могут быть самыми различными. Консенсуальная природа договора продажи предприятия позволяет закрепить все необходимые требования по подготовке его к продаже непосредственно в договоре.

Еще одной особенностью договора продажи предприятия является порядок передачи имущества покупателю. Если в соответствии с нормами общего характера о купле-продаже правовое значение придается фактической передаче вещи, то предприятие считается преданным со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С продавца не слагается обязанность по введению покупателя в фактическое владение предприяти­ем. Как видим, передача имущества по договору продажи предприятия влечет наступление иных последствий, чем по договорам купли - продажи, не связанны с уступкой права собственности на недвижимое имущество. Передача по договору купли - продажи предприятия не опосредует переход права собственности, однако, она обуславливает переход с продавца на покупателя рисков случайной гибели или порчи имущества.

Если покупатель допускает просрочку (независимо от продолжительности) авансового или окончательного платежа, продавец расторгает договор в одностороннем порядке и праве потребовать от покупателя возмещение реальных убытков в части, не покрытой гарантийным взносом, и неустойки, установленной в договоре, только после полной оплаты объекта, на договоре купли - продажи делается отметка об этом. Она служит основанием для проведения госу­дарственной регистрации изменения собственника на предприятие. Обязанность покупателя по принятию предприятия исполняется путем подписания им передаточного акта. Продавец имеет право потребовать от него принятия предприятия. Наряду с этим, покупатель, конечно же, должен совершить и фактические действия по вступлению в предприятие, если же он этого не делает, как было указано выше, риск случайной гибели или порчи имущества будет лежать непосредственно на нем.

12. Охарактеризуйте содержание государственных закупок.

Эффективная система государственных закупок повышает возможности государства в регулировании бизнеса, создавая формы воздействия системы государственных заказов на экономику, стимулирующие ее развитие. Это действенный способ как для государства, при выборе наиболее приемлемого метода удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика, при получении заказа и шанса рекомендовать себя с лучшей стороны.

Закон РК «О государственных закупках» регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами, государственными учреждениями, государственными предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилированными с ними юридическими лицами закупок товаров, работ и услуг у поставщиков в целях эффективного использования имеющихся в их распоряжении средств.

Согласно Закону Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 303-III «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.12.2014 г.):

Государственные закупки - приобретение заказчиками на платной основе товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, осуществляемое в порядке, установленном настоящим Законом, а также гражданским законодательством Республики Казахстан, за исключением:

услуг, приобретаемых у физических лиц по трудовым договорам;

услуг, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг;

государственного задания и товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках его выполнения в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

внесения взносов (вкладов), в том числе в уставный капитал юридических лиц;

Законодательство Республики Казахстан о государственных закупках основывается на принципах:

1) оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок;

2) предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;

3) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков;

4) гласности и прозрачности процесса государственных закупок;

5) оказания поддержки отечественным производителям товаров, поставщикам работ и услуг.

Государственные закупки осуществляются одним из следующих способов:

· конкурс;

· запрос ценовых предложений;

· из одного источника;

· аукционы;

· товарные биржи.

За исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Закона. Способ осуществления государственных закупок выбирается заказчиком без согласования с Министерством финансов РК. Обозначенные выше виды закупок могут проводиться посредством электронных государственных закупок в порядке, определенном правилами проведения электронных государственных закупок.

Наши рекомендации