Уличное образование против школьного
Знатокам восточных боевых искусств известна одна любопытная пословица: «Кубок, который наполнен, бесполезен. Но когда кубок пуст, его можно чем-то наполнить и пустить в ход». Это также верно, когда мы говорим о предпринимателях.
Всем нам доводилось слышать, как некоторые люди говорят: «О, я все это уже знаю!» Такие слова произносит человек, чей кубок полон, то есть тот, кто так говорит, считает, что знает все ответы на все вопросы. Но настоящие предприниматели не могут позволить себе заранее знать ответы. Они понимают, что знать все ответы невозможно, что для того, чтобы добиться успеха, их кубок должен быть всегда пуст.
Для достижения успеха наемные работники должны знать правильные ответы, иначе они не продвинутся по службе или даже будут уволены. Но предприниматели не должны знать все ответы. Все, что им следует знать, — это кому позвонить, а остальное — дело советчиков.
Наемные работники учатся, чтобы стать специалистами. Попросту говоря, специалист — это человек, который знает многое о немногом. Можно сказать, что его кубок наполнен до краев.
Предприниматель же должен быть обобщистом. Иначе говоря, он должен знать обо всем понемногу. Его кубок должен быть пуст.
Дети идут учиться, чтобы стать специалистами. В школе их должны научить тому, как стать бухгалтерами, юристами, секретарями, медсестрами, врачами, инженерами, программистами и т. д. В скором времени они будут знать очень много о немногом. Считается, что чем больше человек углубляется в свою специальность, тем больше он сможет заработать денег, — или, по крайней мере, многие надеются, что это именно так.
Однако в отношении предпринимателей все обстоит совсем по-другому. Они должны знать обо всем понемногу: о ведении бухгалтерского учета, о законах, об инженерном деле, функционировании систем бизнеса, страховании, проектировании продукции, финансах, инвестировании, работе с подчиненными, маркетинге, ораторском искусстве, умении делать займы и о том, как вести дела с людьми, получившими подготовку в качестве специалистов самого разного профиля. Настоящие бизнесмены знают, что существует столько вещей, о которых нужно хоть что-то знать, и столько всего, чего они совершенно не знают, что они просто не могут позволить себе такую роскошь — быть узкими специалистами в какой-то одной области. Их кубок должен быть постоянно пуст. Они всегда должны быть готовы чему-то научиться.
Учеба никогда не кончается
Все это подводит нас к мысли, что предприниматель должен стараться всю жизнь быть учеником. Я сам, как только пересек границу, отделяющую наемного служащего от предпринимателя, тотчас же снова стал учеником — начался процесс моего реального образования.
Очень скоро я научился заглядывать в каждую книгу, которая попадала мне в руки и имела хотя бы какое-то отношение к бизнесу, просматривать все финансовые газеты, посещать семинары... Я понял, что не знаю всех ответов, что должен изучить множество вопросов — и притом быстро. Сейчас я чувствую то же самое. Я знаю, что мое образование как предпринимателя никогда не закончится. Я всегда буду учеником в этой школе, и последний звонок не прозвенит для меня никогда. Другими словами, когда я непосредственно не занят работой, я все время читаю, учусь, а затем стараюсь применить в своей работе то, что узнал.
За те годы, что я занимаюсь бизнесом, постоянное учение, а затем процесс применения на деле полученных знаний стали одной из моих самых устойчивых и полезных привычек. Я уже говорил вам, что не являюсь прирожденным предпринимателем, как некоторые мои друзья. Но все случилось, как в притче о зайце и черепахе: я, подобно черепахе, медленно, но верно, все шел и шел вперед, и постепенно догнал, а затем и перегнал некоторых моих знакомых, кубки которых после того, как они достигли первого успеха, наполнились до краев и стали мешать им продвигаться вперед. Для истинного же предпринимателя нет последнего звонка — он учится всю свою жизнь.
Сверхспециализация
Следующий рисунок заимствован из книги «Квадрант денежного потока», второй по счету книги из серии «Богатый Папа».
Буква Р обозначает работающих по найму.
Буква С обозначает тех, кто сам обеспечивает себя работой, представителей малого бизнеса или специалистов
Буква Б обозначает владельцев собственного бизнеса, то есть тех, у кого под началом находятся 500 или более наемных работников.
Буква И обозначает инвесторов.
Одна из причин, почему так много предпринимателей находятся в квадранте С, а не Б состоит в том, что они слишком много значения придают узкой специализации.
Например, врачи, имеющие частную практику, выступают фактически как предприниматели, но им очень трудно перейти из квадранта С в квадрант Б. Все дело в том, что то обучение, которое они прошли, делает их очень узкими специалистами — их кубок уже наполнен. А для того чтобы перейти из квадранта С в квадрант Б,
необходимо иметь значительно более широкие знания и навыки и всегда держать свой кубок пустым. И вот еще на что необходимо обратить внимание, когда смотришь на квадрант денежного потока. Одна из причин, почему богатый папа советовал мне стать предпринимателем из квадранта Б или И, состояла в том, что налоговое законодательство наиболее благоприятно именно для представителей этих квадрантов. Законы налогообложения далеко не так благоволят наемным работникам и мелким предпринимателям — представителям квадрантов Р и С. Налоговый кодекс обеспечивает очень солидные стимулы или, образно выражаясь, лазейки для тех, кто имеет большое число наемных служащих и находится в квадранте Б, или для тех, кто инвестирует деньги в различные проекты, которые поддерживает правительство, например в строительство жилья для малообеспеченных слоев населения. Так что вывод один.— размер налога разный для представителей каждого из квадрантов.
В данной книге мы коснемся различий между отдельными квадрантами и того, как предприниматели могут переходить из одного квадранта в другой, особенно из квадранта С в квадрант Б.
Список различий
Перед тем как уйти со своего нынешнего рабочего места, каждому человеку нужно решить, действительно ли он хочет превратиться из наемного работника в самостоятельного бизнесмена. Это превращение, или метаморфоза, потребует изменения некоторых следующих характерных черт:
1. Способности заменить философию защищенности на философию свободы.
2. Способности научиться работать без денег.
3. Способности действовать, не поднимая вопрос о защищенности.
4. Способности сосредоточиваться на благоприятных возможностях, а не на имеющихся ресурсах.
5. Умения менять стиль управления, чтобы руководить разными людьми.
6. Способности управлять людьми и ресурсами, которые не находятся под вашим контролем.
7. Способности ориентироваться на команду и ценности, а не на зарплату и продвижение по службе.
8. Способности учиться на протяжении всей жизни.
9. Желания узнать понемногу обо всем, а не много по одному вопросу.
10. Смелости — чтобы взять на себя полную ответственность за тот бизнес, который вы ведете.
Подумайте о том, что крестьяне — наши предки и, может быть, первые в мире предприниматели — должны были развивать в себе большую часть названных черт, если они хотели и дальше вести и расширять свое хозяйство. Они должны были весной засеять поле, чтобы иметь возможность осенью собрать урожай. Они должны были надеяться, что погода будет благоприятной и что вредители не обрушатся на их урожай, а болезни минуют их семью во время долгой суровой зимы. Богатый папа часто говорил по этому поводу: «Если ты обладаешь упорством и установками разума, характерными для фермера, то сможешь стать прекрасным предпринимателем».