Прибыль — вознаграждение услуг предпринимателя

Под прибылью понимается разница между доходами, полу­ченными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработ­ной платы, процента и ренты прибыль не своеобразная рав­новесная цена, носящая договорный характер, а остаточ­ный доход.

Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капи­тал. Впервые различие между прибылью и заработной платой провел Д. Рикардо, а независимость прибыли по отношению к проценту с капитала обосновал Ж.-Б. Сэй.

Современные экономисты рассматривают прибыль как воз­награждение за функцию предпринимателя, т. е. как доход от фактора предпринимательства. Раскроем природу этого вида дохода. Прибыль как разница между объемом продаж и издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из по­лученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т. д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей

ресурсы на рынке.

Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые также должны учиты­ваться фирмой при оценке экономических результатов дея­тельности. Это платежи за ресурсы, которыми фирма владеет или которые использует. Они получили название, как ранее уже говорилось, альтернативных издержек, т. е. издержек Упущенных возможностей: фирма может использовать в произ­водственном процессе свое помещение и оборудование, свой Денежный капитал, свой земельный участок и т. п. Хотя она не оплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести ей доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.

Всегда ли фирма получает экономическую прибыль? Ответ должен быть отрицательным, и не только потому, что издержки могут количественно превышать или соответствовать доходу. Дело в другом. В условиях свободной конкуренции перемещения капитала из отрасли в отрасль в поисках более вы­сокого дохода приводят к выравниванию альтернативной цен­ности различных вариантов капиталовложений. В этом случае полные издержки фирмы совпадут с полной выручкой и эко­номическая прибыль исчезнет. Согласно знаменитой формуле Л. Вальраса ''при режиме свободной конкуренции нормальная ставка прибыли равна нулю".

Значит ли это, что предприниматель, организовавший дело, не получит никакого дохода? Разумеется, нет, поскольку в пол­ные издержки войдет и альтернативная стоимость услуг пред­принимателя, которая и будет платой за его труд по организации и ведению дела. В экономической теории она получила название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется до­ходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благопри­ятное для него предложение о работе по найму.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции, т. е. в статичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли: предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков; его доход — плата за управление.

Но вознаграждение фактора предпринимательства происхо­дит не только из нормальной прибыли, которая входит в эконо­мические издержки, но и из возможного излишка дохода, пре­вышающего явные и неявные издержки, т. е. из экономической прибыли. Как же возникает этот излишек, откуда берется эко­номическая прибыль в конкурентной системе, если все факторы производства — труд, капитал, земля, предпринимательство - вознаграждаются?

Дело в том, что в реальной действительности, как отмечалось ранее, рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: всегда ощущается нехватка информации имеет место дифференциация однородной продукции, выпуск новых, неизвестных ранее изделий, концентрация производства в руках немногих фирм, позволяющая осуществлять ,контрль за объемами продаж и ценами, тайный сговор произ­водителей и т. д. Одним словом, экономика находится в состоя­нии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность и большую или меньшую степень монополизации.

В решающей мере такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нару­шению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то пе­риод одни предприниматели оказываются в более выгодном поло­жении, чем их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации: купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т. д. Это и порождает состояние неопределен­ности, в которой приходится искать правильные решения, про­считывать множество вариантов и... рисковать. Естественно, в такой ситуации прибыль не гарантируется, но стремление к ней заставляет предпринимателя просчитывать возможные варианты с максимальной точностью и в конечном счете добиваться сво­его. Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития. Прибыль является вознаграждением за нововведения.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фак­тор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием иннова­ций, то прибыль не может выступать как равновесная цена. С одной стороны, получение наиболее динамичными, удачли­выми предпринимателями прибыли как избыточного дохода не Может иметь длительного характера, так как рядом с новаторами Низменно появляются имитаторы, которые выкачивают их прибыли и тем самым выравнивают условия хозяйствования, но ругой — причины, порождающие прибыль, постоянно восспроизводятся: у новаторов нет иного способа для получения прибыли, кроме беспрерывных нововведений. Р. Барр подчер­кивал, что прибыль рождается из новшеств и является возна­граждением, которое побуждает предпринимателя к постоян­ным нововведениям. Это значит, что стремление к прибыли —. мощный фактор экономического прогресса, так как нововведе­ния стимулируют инвестиции, рост производства, занятости, а в конечном счете и повышение благосостояния.

Вместе с тем предпринимательство связано не только с полу­чением прибыли, но и с возможными убытками. Последние — такая же реальность в рыночной экономике, как и прибыли. Поэтому угроза убытков и банкротства служит таким же мощ­ным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли.

Лекция 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

2. Основные экономические показатели и их содержание

Наши рекомендации