I. Цели освоения дисциплины

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и финансов

О.А. Макаров

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной

Работы для студентов всех форм обучения

По направлению подготовки

Экономика»

Липецк-2015

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и финансов

О. А. Макаров

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной

Работы для студентов всех форм обучения

По направлению подготовки

Экономика»

Тираж __50__ экз. УТВЕРЖДЕНО К ПЕЧАТИ

Зам.дир. по УВР ______________ В.В. Черняев

РЕКОМЕНДОВАНО

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ:

Учебно-методический совет ____________О.Ю. Усачева

Начальник УМО _____________________С.Л. Подкутова

Зав.библиотекой______________________А.Ф. Семилиди

Липецк-2015

ББК

Рекомендовано к изданию

Ученым советом

Липецкого филиала РАНХиГС

Рецензент

д.э.н., профессор Липецкого филиала РАНХиГС М.Ф. Самодурова

Макаров О.А.Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» / О.А. Макаров. - 300 с.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучения студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», самоконтроля, разработки бизнес-плана, подготовки к экзамену по курсу «Бизнес-планирование». В учебно-методическом пособии содержатся вопросы для экзамена, примеры типовых таблиц, используемых при разработке бизнес-планов, а также приведены список рекомендуемой литературы, вопросы для самостоятельного изучения, тестовые задания и пример готового бизнес-плана.

Учебно-методическое пособие выполнено на кафедре «Экономика и финансы» Липецкого филиала РАНХиГС.

© О.А. Макаров, 2015

© Липецкий филиал РАНХиГС, 2015

Содержание

Введение
I. Цели освоения дисциплины
II. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
III. Краткий лекционный материал
Модуль 1. Планирование как инструмент управления бизнесом  
Тема 1. Сущность и организация планирования  
Тема2. Стратегическое планирование развития предприятия  
Тема3. Методическое и информационное обеспечение планирования  
Модуль 2. Теоретические основы бизнес-планирования  
Тема 4. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием  
Тема 5. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии  
Тема 6. Бизнес-идея как инновационный замысел  
Тема 7. Бизнес-план: назначение и содержание  
Модуль 3. Технология бизнес-планирования  
Тема 8. Общая структура бизнес-плана  
Тема 9. Описание бизнеса и анализ рынка  
Тема 10. Разработка плана маркетинга и плана производства  
Тема 11. Разработка организационного и финансового планов  
Тема 12. Анализ рисков и оценка эффективности проекта  
Модуль 4. Информационное обеспечение бизнес-планирования  
Тема 13. Обзор основных программных продуктов  
Тема 14. Разработка бизнес-плана с помощью системы «Project Expert»  
Тема 15. Инвестиционный анализ бизнес-проектов в системе «Альт-инвест»
Модуль 5. Составление и презентация бизнес-плана
Тема 16. Краткая методика составления бизнес-плана
Тема 17. Представление (презентация) бизнес-плана потенциальным инвесторам
IV. Алгоритм составления бизнес-плана  
V. Примерные вопросы к экзамену
VI. Рекомендуемая литература
VII. Приложения
Приложение 1. Набор тестовых заданий
Приложение 2. Пример таблиц для составления бизнес-плана

Введение

Развитие рыночных отношений в России, общий упадок экономики привели к изменениям структуры процессов управления в промышленности. Отсутствие централизованного распределения средств, ставит перед предприятиями задачу, где найти резервы на их поддержание и развитие. Необходимо либо искать эти резервы, либо привлекать инвесторов, которые вложат деньги в бизнес. Вкладывая средства в какое-либо дело, инвестор хочет быть уверенным, что его деньги не только не пропадут, но и принесут прибыль. Предприятия, желающие привлечь инвесторов или получить кредиты, должны представить материалы, доказывающие эффективность проектируемого производства.

Тенденция подтверждается также повышением спроса на специалистов в области бизнес-планирования. Ситуация осложняется тем, что профессионалы, обладающие соответствующими знаниями и навыками, практически отсутствуют.

К числу основных целей обращения к процедурам бизнес-планирования следует отнести:

1. Создание стратегии развития бизнеса.

2. Определение тенденций развития предприятия.

3. Совершенствование какого-либо продукта, работ или услуг и в конечном итоге технологических и управленческих процессов.

4. Моделирование бизнес-процессов.

Можно выделить три основные причины, почему необходимо планировать бизнес:

1. Сам процесс бизнес-планирования, включает обдумывание идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на предприятие в целом. План способствует предотвращению ошибок, дает возможность увидеть итоговый результат при различном стечении обстоятельств, а так же осуществлять постоянный контроль за осуществляемой деятельностью. Это хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов. Это финансовый план в котором рассчитаны доходы и расходы от основной производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.

2. Бизнес-планирование является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет эффективно принимать решения, контролировать и управлять предприятием, что в свою очередь является основой успеха.

3. Законченный план бизнеса является средством для сообщения идей другим заинтересованным людям. Он производит благоприятное впечатление на лиц, с которыми предполагается сотрудничать: инвесторы, банки, совладельцы и служащие. Он в полной мере характеризует таланты и уровень профессионализма.

Вопросам бизнес-планирования посвящено большое количество зарубежной и отечественной литературы, однако, это не означает, что существуют единые, жестко установленные стандарты. Выполняя процедуры планирования, специалист оперирует набором «сухих» данных, однако сам процесс планирования – описание пути превращения идеи в связанную реальность, требует наряду с высокой компетентностью творческих способностей и в первую очередь, потому, что каждый проект, в своем роде уникален. Другими словами, бизнес-план скорее произведение искусства. Несмотря на то, что творческое начало действительно является важным для процесса планирования, существуют определенные принципы, которые являются общими для разработчиков бизнес-планов независимо от страны и отрасли экономики.

Следует отметить, что в развитой рыночной экономике бизнес-план используется не только в инвестиционных проектах, но и во всех сферах предпринимательства и является рабочим инструментом, позволяющим исследовать и оценить любое конкретное направление и перспективы деятельности предприятия или фирмы на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях.

В России выделяют четыре типа бизнес планов:

- внутренний бизнес-план;

- бизнес-план для получения кредитов, с целью пополнения текущих активов (оборотных средств);

- бизнес-план для привлечения инвесторов;

- бизнес-план финансового оздоровления.

Бизнес-план - это развернутое обоснование проекта, дающее возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Бизнес-план должен:

- во-первых, показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;

- во-вторых, оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;

- в-третьих, определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.

Современная российская экономика предъявляет к специалистам в области управления финансами и экономистам следующие требования: иметь профессиональные знания, которые необходимы для работы в рыночной экономике и практические навыки для выполнения следующих работ:

- исследовать рынок и определять виды и объемы продаж пользующихся высоким спросом;

- прогнозировать динамику спроса, предложений и уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию;

- разрабатывать стратегические планы развития предприятия и его структурных подразделений;

- выбирать оптимальные методы, формы и системы планирования, организации и управления производством в условиях свободных рыночных отношений;

- разрабатывать бизнес-планы производства новых конкурентоспособных товаров и определять их эффективность и безубыточность;

- координировать работу персонала предприятия, привлекать способных сотрудников и предоставлять им необходимые полномочия и свободу в сфере их планово-экономической деятельности;

- проводить анализ и контроль результатов производственно-хозяйственной деятельности;

- принимать оперативные решения;

- обосновывать важнейшие направления научных исследований, осуществлять своевременное обновление выпускаемой продукции, развитие новых технологий и форм организации производства и предпринимательства;

- составлять уставы и учредительные договоры на открытие новых малых и средних предприятий;

- осуществлять обоснование инвестиционных проектов, определять объемы и источники необходимых финансовых ресурсов;

- готовить аналитические записки и отчеты о финансово-экономическом состоянии предприятия и предоставлять высшему руководству письменные предложения о совершенствовании деятельности с необходимыми обоснованиями.

В процессе бизнес-планирования должны принимать участие следующие специалисты: технологи, экономисты, финансисты, кадровики, юристы - при непосредственном участии и под руководством руководителя предприятия.

Первая задача, которую должны решить разработчики - получение и подготовка достоверной исходной (статистической, аналитической и прогнозной) информации для проработки проекта. При этом следует помнить, что результаты принятых решений, полученные в итоге, напрямую зависят от качества исходных данных. Кроме того, любые изменения, вносимые в исходную информацию на конечной стадии разработки проекта, влекут за собой пересчет всего проекта.

Вторая задача, стоящая перед составителями бизнес-плана, - четкое понимание содержания инвестиционных мероприятий, их целей.

Это, в свою очередь, обеспечит возможность выполнения следующей задачи - поиска наиболее рациональных и эффективных путей реализации поставленных целей.

Третья, наиболее важная задача - всесторонняя и объективная оценка эффективности планируемых инвестиций.

Руководителям предприятия важно понимать, что все исследования и расчеты они проводят, прежде всего, для себя, они сами должны убедиться в эффективности и перспективности задуманных мероприятий, а затем убедить в этом и потенциального инвестора.

При написании учебно-методического пособия были использованы конспект лекций по дисциплине «Бизнес-планирование» авторов Бекетовой О.Н. и Найденковой В.И., а также материалы с сайта http://fond-lipetsk.ru/ некоммерческой организации «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства».

I. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Бизнес-планирование» является формирование и совершенствование у бакалавра по направлению подготовки «Экономика» профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных ФГОС:

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).

Наши рекомендации