I. Цели освоения дисциплины
ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и финансов
О.А. Макаров
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной
Работы для студентов всех форм обучения
По направлению подготовки
Экономика»
Липецк-2015
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и финансов
О. А. Макаров
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной
Работы для студентов всех форм обучения
По направлению подготовки
Экономика»
Тираж __50__ экз. УТВЕРЖДЕНО К ПЕЧАТИ
Зам.дир. по УВР ______________ В.В. Черняев
РЕКОМЕНДОВАНО
РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ:
Учебно-методический совет ____________О.Ю. Усачева
Начальник УМО _____________________С.Л. Подкутова
Зав.библиотекой______________________А.Ф. Семилиди
Липецк-2015
ББК
Рекомендовано к изданию
Ученым советом
Липецкого филиала РАНХиГС
Рецензент
д.э.н., профессор Липецкого филиала РАНХиГС М.Ф. Самодурова
Макаров О.А.Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» / О.А. Макаров. - 300 с.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучения студентов очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», самоконтроля, разработки бизнес-плана, подготовки к экзамену по курсу «Бизнес-планирование». В учебно-методическом пособии содержатся вопросы для экзамена, примеры типовых таблиц, используемых при разработке бизнес-планов, а также приведены список рекомендуемой литературы, вопросы для самостоятельного изучения, тестовые задания и пример готового бизнес-плана.
Учебно-методическое пособие выполнено на кафедре «Экономика и финансы» Липецкого филиала РАНХиГС.
© О.А. Макаров, 2015
© Липецкий филиал РАНХиГС, 2015
Содержание
Введение | |
I. Цели освоения дисциплины | |
II. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата | |
III. Краткий лекционный материал | |
Модуль 1. Планирование как инструмент управления бизнесом | |
Тема 1. Сущность и организация планирования | |
Тема2. Стратегическое планирование развития предприятия | |
Тема3. Методическое и информационное обеспечение планирования | |
Модуль 2. Теоретические основы бизнес-планирования | |
Тема 4. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием | |
Тема 5. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии | |
Тема 6. Бизнес-идея как инновационный замысел | |
Тема 7. Бизнес-план: назначение и содержание | |
Модуль 3. Технология бизнес-планирования | |
Тема 8. Общая структура бизнес-плана | |
Тема 9. Описание бизнеса и анализ рынка | |
Тема 10. Разработка плана маркетинга и плана производства | |
Тема 11. Разработка организационного и финансового планов | |
Тема 12. Анализ рисков и оценка эффективности проекта | |
Модуль 4. Информационное обеспечение бизнес-планирования | |
Тема 13. Обзор основных программных продуктов | |
Тема 14. Разработка бизнес-плана с помощью системы «Project Expert» | |
Тема 15. Инвестиционный анализ бизнес-проектов в системе «Альт-инвест» | |
Модуль 5. Составление и презентация бизнес-плана | |
Тема 16. Краткая методика составления бизнес-плана | |
Тема 17. Представление (презентация) бизнес-плана потенциальным инвесторам | |
IV. Алгоритм составления бизнес-плана | |
V. Примерные вопросы к экзамену | |
VI. Рекомендуемая литература | |
VII. Приложения | |
Приложение 1. Набор тестовых заданий | |
Приложение 2. Пример таблиц для составления бизнес-плана |
Введение
Развитие рыночных отношений в России, общий упадок экономики привели к изменениям структуры процессов управления в промышленности. Отсутствие централизованного распределения средств, ставит перед предприятиями задачу, где найти резервы на их поддержание и развитие. Необходимо либо искать эти резервы, либо привлекать инвесторов, которые вложат деньги в бизнес. Вкладывая средства в какое-либо дело, инвестор хочет быть уверенным, что его деньги не только не пропадут, но и принесут прибыль. Предприятия, желающие привлечь инвесторов или получить кредиты, должны представить материалы, доказывающие эффективность проектируемого производства.
Тенденция подтверждается также повышением спроса на специалистов в области бизнес-планирования. Ситуация осложняется тем, что профессионалы, обладающие соответствующими знаниями и навыками, практически отсутствуют.
К числу основных целей обращения к процедурам бизнес-планирования следует отнести:
1. Создание стратегии развития бизнеса.
2. Определение тенденций развития предприятия.
3. Совершенствование какого-либо продукта, работ или услуг и в конечном итоге технологических и управленческих процессов.
4. Моделирование бизнес-процессов.
Можно выделить три основные причины, почему необходимо планировать бизнес:
1. Сам процесс бизнес-планирования, включает обдумывание идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на предприятие в целом. План способствует предотвращению ошибок, дает возможность увидеть итоговый результат при различном стечении обстоятельств, а так же осуществлять постоянный контроль за осуществляемой деятельностью. Это хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов. Это финансовый план в котором рассчитаны доходы и расходы от основной производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.
2. Бизнес-планирование является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет эффективно принимать решения, контролировать и управлять предприятием, что в свою очередь является основой успеха.
3. Законченный план бизнеса является средством для сообщения идей другим заинтересованным людям. Он производит благоприятное впечатление на лиц, с которыми предполагается сотрудничать: инвесторы, банки, совладельцы и служащие. Он в полной мере характеризует таланты и уровень профессионализма.
Вопросам бизнес-планирования посвящено большое количество зарубежной и отечественной литературы, однако, это не означает, что существуют единые, жестко установленные стандарты. Выполняя процедуры планирования, специалист оперирует набором «сухих» данных, однако сам процесс планирования – описание пути превращения идеи в связанную реальность, требует наряду с высокой компетентностью творческих способностей и в первую очередь, потому, что каждый проект, в своем роде уникален. Другими словами, бизнес-план скорее произведение искусства. Несмотря на то, что творческое начало действительно является важным для процесса планирования, существуют определенные принципы, которые являются общими для разработчиков бизнес-планов независимо от страны и отрасли экономики.
Следует отметить, что в развитой рыночной экономике бизнес-план используется не только в инвестиционных проектах, но и во всех сферах предпринимательства и является рабочим инструментом, позволяющим исследовать и оценить любое конкретное направление и перспективы деятельности предприятия или фирмы на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях.
В России выделяют четыре типа бизнес планов:
- внутренний бизнес-план;
- бизнес-план для получения кредитов, с целью пополнения текущих активов (оборотных средств);
- бизнес-план для привлечения инвесторов;
- бизнес-план финансового оздоровления.
Бизнес-план - это развернутое обоснование проекта, дающее возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Бизнес-план должен:
- во-первых, показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
- во-вторых, оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
- в-третьих, определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.
Современная российская экономика предъявляет к специалистам в области управления финансами и экономистам следующие требования: иметь профессиональные знания, которые необходимы для работы в рыночной экономике и практические навыки для выполнения следующих работ:
- исследовать рынок и определять виды и объемы продаж пользующихся высоким спросом;
- прогнозировать динамику спроса, предложений и уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию;
- разрабатывать стратегические планы развития предприятия и его структурных подразделений;
- выбирать оптимальные методы, формы и системы планирования, организации и управления производством в условиях свободных рыночных отношений;
- разрабатывать бизнес-планы производства новых конкурентоспособных товаров и определять их эффективность и безубыточность;
- координировать работу персонала предприятия, привлекать способных сотрудников и предоставлять им необходимые полномочия и свободу в сфере их планово-экономической деятельности;
- проводить анализ и контроль результатов производственно-хозяйственной деятельности;
- принимать оперативные решения;
- обосновывать важнейшие направления научных исследований, осуществлять своевременное обновление выпускаемой продукции, развитие новых технологий и форм организации производства и предпринимательства;
- составлять уставы и учредительные договоры на открытие новых малых и средних предприятий;
- осуществлять обоснование инвестиционных проектов, определять объемы и источники необходимых финансовых ресурсов;
- готовить аналитические записки и отчеты о финансово-экономическом состоянии предприятия и предоставлять высшему руководству письменные предложения о совершенствовании деятельности с необходимыми обоснованиями.
В процессе бизнес-планирования должны принимать участие следующие специалисты: технологи, экономисты, финансисты, кадровики, юристы - при непосредственном участии и под руководством руководителя предприятия.
Первая задача, которую должны решить разработчики - получение и подготовка достоверной исходной (статистической, аналитической и прогнозной) информации для проработки проекта. При этом следует помнить, что результаты принятых решений, полученные в итоге, напрямую зависят от качества исходных данных. Кроме того, любые изменения, вносимые в исходную информацию на конечной стадии разработки проекта, влекут за собой пересчет всего проекта.
Вторая задача, стоящая перед составителями бизнес-плана, - четкое понимание содержания инвестиционных мероприятий, их целей.
Это, в свою очередь, обеспечит возможность выполнения следующей задачи - поиска наиболее рациональных и эффективных путей реализации поставленных целей.
Третья, наиболее важная задача - всесторонняя и объективная оценка эффективности планируемых инвестиций.
Руководителям предприятия важно понимать, что все исследования и расчеты они проводят, прежде всего, для себя, они сами должны убедиться в эффективности и перспективности задуманных мероприятий, а затем убедить в этом и потенциального инвестора.
При написании учебно-методического пособия были использованы конспект лекций по дисциплине «Бизнес-планирование» авторов Бекетовой О.Н. и Найденковой В.И., а также материалы с сайта http://fond-lipetsk.ru/ некоммерческой организации «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства».
I. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Бизнес-планирование» является формирование и совершенствование у бакалавра по направлению подготовки «Экономика» профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных ФГОС:
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).