Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость(НДС) относится к числу федеральных налогов
Налог на добавленную стоимость(НДС) относится к числу федеральных налогов. Плательщикаминалога являются:
1– организации;
2– индивидуальные предприниматели;
3– лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
К объектам налогообложения относятся следующие операции:
1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Р;
2. передача имущественных прав;
3. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
4. .выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
5. .ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
В ст. 146 п. 2 НК РФ перечислены операции, не признаваемые
объектом налогообложения(9 пунктов).
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплатыналога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб.
В ст. 149 НК РФ перечислены операции, освобождаемые от налогообложения. К таким операциям относятся, например:
1– реализация жизненно необходимой медицинской техники;
2– услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
3– услуги скорой медицинской помощи;
4– услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
5– услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в секциях;
6– услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования;
7– реализация предметов религиозного назначения;
8– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов,
9– услуги организаций отдыха и оздоровления детей (всего 54 пункта).
Налоговая базадля НДС определяется как стоимостной показатель облагаемых налогом операций. При определении налоговой базы выручкаот реализации товаров (работ, услуг) устанавливается из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, в том числе оплата ценными бумагами.
Для правильного расчета налогооблагаемой базы важно определить место реализации товаров(работ, услуг). Моментом определения налоговой базыявляется наиболее ранняя из следующих дат:
– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– день оплаты полной или частичной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Установлены три ставки налога: 0%, 10%, 18%. Ставки налога применяются в зависимости от объекта налогообложения и порядка формирования цены.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода.
Налоговый периодустанавливается как календарный месяц; для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., - квартал.
В бюджет вносится сумма НДС, соответствующая разнице между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов.
Вычетамподлежат следующие суммы налогов:
1. предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг);
2. предъявленные покупателю продавцом товаров (работ, услуг) в бюджет в случае возврата этих товаров (отказа от работ, услуг);
3. уплаченные по расходам на командировки, представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
4. исчисленные и уплаченные с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, товары (работы, услуги) должны быть оплачены, оприходованы и быть производственного назначения, объекты основных средств введены в эксплуатацию, а сырье и материалы отпущены в производство.
4.4. Акцизы
Акциз – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В соответствии со статьей 181 НК РФ подакцизнымипризнаются следующие товары:
1– спирт этиловый;
2– спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция;
3– алкогольная продукция;
4– пиво;
5– табачная продукция;
6– автомобили;
7– бензин;
8– топливо для дизельных и карбюраторных двигателей.
Некоторые виды спиртосодержащих изделий (лекарственные средства, ветеринарные препараты) не признаются подакцизнымипри условии, что они имеют государственную регистрацию и разлиты в емкости, соответствующие установленным стандартам. При отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к плательщикам акцизов необходимо руководствоваться наличием в их хозяйственной деятельности объекта обложения акцизами.Согласно статье 182 НК РФ объектом обложения акцизами признаются определенные хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами. При определении объекта налогообложения следует учитывать, что отдельные операции не подлежат обложению акцизами (ст. 183 НК РФ).
Ставкиакцизов в зависимости от метода их построения бывают:
1– специфические (установленные в фиксированной денежной сумме на определенную единицу натурального (или физического) измерения объема налоговой базы);
2– адвалорные (процентные);
3– комбинированные (состоят из специфической и адвалорной ставок). Ставки имеют индивидуальный характер применения, так как установлены для каждого вида подакцизных товаров.
Налоговая базаисчисляется за каждый налоговый период, продолжительность которого составляет один календарный месяц. Ее расчет производится в разрезе отдельных видов подакцизных товаров по каждому виду облагаемых операций.
Сумма акцизаопределяется как произведение налоговой ставки по соответствующему виду подакцизных товаров на величину исчисленной налоговой базы. Полученные результаты суммируются, и получается общая сумма акциза, вытекающая из объема облагаемых операций за истекший
налоговый период. Начисленная сумма акцизов может быть уменьшена на величину соответствующих налоговых вычетов.
Таможенные пошлины
Таможенные органы Российской Федерации пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию таможенных платежей(ст. 34 НК РФ). Перечень таможенных платежей установлен ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза2. К таможенным платежам относятся:
1. ввозная и вывозная таможенные пошлины;
2. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
3. акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4. таможенные сборы.
Таможенная пошлина– обязательный платеж, взимаемый таможенными
органами страны при ввозе (вывозе) товаров за ее таможенную территорию.
Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам:
1– по объекту обложения: вывозные (экспортные), ввозные (импортные), транзитные;
2– по цели взимания: фискальные, протекционные;
3– по назначению: сезонные и особые (специальные, антидемпинговые, компенсационные);
4– по методу обложения (от ставки): адвалорные, специфические (твердые), комбинированные;
5– в зависимости от страны происхождения: базовые, максимальные, преференциальные.
Для расчета таможенной пошлины необходимо рассчитать облагаемую базу, то есть количество товаров в натуральном или стоимостном выражении. Существуют шесть методов расчета таможенной стоимости товара:
1) по цене сделки с ввозимыми товарами;
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) метод вычитания стоимости;
5) метод сложения стоимости;
6) резервный метод.
Каждый последующий метод применяется при невозможности расчета
по предыдущему.