Второй состав – ст.186 (фальшивомонетчество)

Это мы на следующий раз оставим.

СТ.179 – ПРИНУЖДЕНИЕ К СОВЕРШЕНИЮ СДЕЛКИ ИЛИ ОТКАЗУ ОТ ЕЕ СОВЕРШЕНИЯ.

Гражданину понравился земельный участок в сельской местности, и он захотел его, во что бы то ни стало, купить. Но земельный участок принадлежит другому человеку. Гражданин засылает к человеку гостей, которые под угрозой сожжения дома собственника, требуют продать земельный участок за небольшую сумму.

Второй пример: сельская местность. Там есть много мелких товаропроизводителей. Они растят овощи. Продают их на местном колхозном рынке. Но есть группа предпринимателей, которые организуют вооруженную группу людей, которые приходят к этим мелким товаропроизводителям и требуют от них продать произведенную ими продукцию по цене ниже рыночной. Если ты не заключишь с нами сделку, то мы твоих детей и жену изнасилуем.

Тут есть признаки вымогательства (ст.163), есть недопущение ограничения конкуренции (ст.178), и есть признаки преступления по ст.179 (принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения).

Требование составить дарственную на имя определенного гражданина – это вымогательство. В примере с сельхозпроизводителями – принуждение к совершению сделки. А в примере с земельным участком – что это: принуждение к совершению сделки или вымогательство?

Первый признак связан с объектом посягательства. В ст.179 – общественное отношение, обеспечивающее свободу заключения гражданско-правового договора. Это главный объект. В ст.179 говорится о том, что принуждение к сделке совершается соответствующими способами. И тогда, когда идет речь о применении насилия, то появляется дополнительный объект – здоровье гражданина, его честь, достоинство.

Принуждая к сделке, очевидно, что сторона, принуждающая к оной, стремится достигнуть преступного результата (заключить сделку и получить от ее совершения имущественную выгоду). В ст.179 дополнительный объект может быть – имущественный интерес, но не отношения собственности. Когда требование состоит в том, чтобы гражданин передал имущество по договору дарения, то посягательство направлено против собственности, поэтому вымогательство. В ст.179 – имущественный интерес, а не право собственности.

Преступление совершается путем активных действий – путем принуждения. Принуждение тут – незаконное требование заключить сделку или отказаться от нее.

Требование незаконно, ибо оно противоречит воле потерпевшего. Для того, чтобы появилась объективная сторона ст.179, нужно, чтобы требование было выражено путем одного из трех способов: требование под угрозой насилия, под угрозой повреждения или уничтожения имущества, принадлежащего потерпевшему или его близки, или под угрозой сообщить сведения, порочащие честь и достоинство его самого и его близких.

Преступление окончено с момента выдвижения требования. Состав формальный. Само по себе заключение сделки или отказ от нее не выступает в виде общественно-опасного последствия.

Угроза насилия – в том числе угроза убийством. Дополнительной квалификации за угрозу не надо.

Угроза должна быть реальной и действенной.

Угроза уничтожения или повреждения имущества. Тут тоже такая угроза должна быть реальной и действенной.

Угроза распространить сведения, причиняющие ущерб правам и законным интересам (!). Это, по существу, шантаж. В ст.163 (вымогательство) шантаж шире раскрыт. В ст.179 шантаж уже, ибо здесь нет «сведений, позорящих лицо…». Это недосмотр законодателя. Поэтому угроза распространения позорящих сведений должна образовывать объективную сторону ст.179.

Субъективная сторона – умысел. Содержание умысла: осознание незаконности требования (незаконность заключения или отказа от заключения сделки) и желание совершить действия. Преступный результат (совершение или несовершение сделки) лежит за пределами состава.

Субъект общий – лицо, достигшее 16 лет.

Как нужно поступать, если в результате совершенных действий, он угрозу исполняет?

Если насилие применяет, то есть квалифицирующий признак в ч.2 ст.179. А если сжигает имущество или распространяет сведения, то по совокупности квалифицируем. Личная и семейная тайна – это ст.139. Банковская, коммерческая или налоговая тайна – ст.183. Если клевета, то клевета.

Если же требование заключить сделку сопровождается применением насилия, то по ч.2 (применение насилия), то последствия некоторые охватываются ст.179 и совокупность не нужна (это побои, легкий, средний и тяжкий вред). А вот тяжкий вред здоровью – нужно помнить, что в ст.111 есть квалифицированные составы. Санкция за такие составы выше, чем по ч.2 ст.179. Поэтому при квалифицирующих признаках тяжелого вреда, нужна дополнительная квалификация по соответствующей части ст.111.

Преступление квалифицируется по ст.179 при отсутствии вымогательства. Сложности возникают тогда, когда требование к совершению сделки – это есть требование передачи права на имущество, а вымогательство – это требование, которое включает в себя, в том числе, и передачу права на имущество.

Таким образом, получается, что в такой ситуации почти совпадают составы. Формально, состав вымогательства от ст.179 разграничивается чуть ли не по всем элементам состава: по объекту (собственность и свобода договора соответственно), по деянию (требование передачи имущества, права на него, совершение действий имущественного характера и требование совершить или отказаться от совершения сделки соответственно), по субъекту (с 14 и с 16 лет соответственно).

Главное отличие лежит в том, на что направлено данное преступление. Вымогательство выражается в имущественном требовании, а оно преследует цель незаконно получить в свое владение чужое имущество. Т.о. вымогательство причиняет реальный ущерб. А в ст.179 – это не прямой ущерб, а упущенная выгода. Ведь можно требовать заключить сделку на приемлемых условиях (высока цена), но с принуждением. Тут имущественные интересы потерпевшего не страдают. Но свобода заключения договоров пострадает.

Можно ориентироваться на два критерия. Первый критерий – нужно определить, к какой категории относится сделка, к которой принуждают. Если сделка односторонняя (завещание, например), то можно говорить, что здесь поражаются отношения собственности (гражданина заставляют лишиться имущества путем совершения сделки). Тогда будет вымогательство.

А если сделка двусторонняя? Купля-продажа. Тут нужно смотреть, что разница между рыночной и предложенной ценой должна быть существенной. Речь идет именно об ущемлении имущественных интересов. Эти имущественные интересы могут страдать на сумму упущенной выгоды.

СТ. 186 – ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЛИ СБЫТ ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕГ ИЛИ ЦЕННЫХ БУМАГ (ФАЛЬШИВОМОНЕТЧЕСТВО).

Эта статья помещена не в главу преступлений против собственности, а в главу преступлений против экономической деятельности. Это преступление направлено против денежной и кредитной системы.

Это преступление направлено против установленных законом отношений в сфере денежного обращения.

Можно сказать, что это преступление подрывает денежную систему государства. Фальшивые деньги могут привезти к серьезным последствиям.

В этом составе нужно конкретизировать предмет преступления. К предмету ст.186 – банковские билеты ЦБ РФ (бумажные деньги). Предмет подделки – это фальшивые деньги, находящиеся в обороте. Если подделываются советские деньги, то это не предмет преступления ст.186, а это мошенничество.

Дальше, монеты (металлические деньги), государственные и иные ценные бумаги. Речь идет о государственных и иных ценных бумагах в валюте РФ, т.е. в рублях. Дальше, иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте.

На некоторые признаки этого предмета обращает внимание ВС РФ. В судебной практике обращаются к ППВС от 28.04.1994 в редакции ППВС 06.02.2007 о судебной практике по делам об изготовлении и сбыте поддельных денег или ценных бумаг.

Объективная сторона альтернативно выражается в четырех действиях: в изготовлении поддельных денег (с целью сбыта), в сбыте поддельных денег, в хранении или перевозке поддельных денег с целью сбыта.

Применительно к трем действиям (изготовление, хранение и перевозка) должна быть цель сбыта поддельных денег. При сбыте эта цель не указана. При сбыте речь идет о включении этих денег в денежное обращение.

Изготовление – полное или частичное. Достаточно подчистить что-то в денежной единице (номинал купюры) – это уже фальшивка. А можно ее изготовить с нуля.

Хранение – умышленные действия, связанные с фактическим обладанием и контролем над поддельными деньгами или ценными бумагами независимо от того, находятся ли они при виновном (в кармане), либо в тайнике.

Перевозка – это такие действия умышленные, которые направлены на перемещение фальшивых денег из одного населенного пункта в другой (из района в район, в том числе). Перемещение должно быть с помощью транспортного средства. Если гражданин едет на автомобиле, его задерживают, и у него находят фальшивые деньги, то тут хранение денег.

В этих трех действиях если нет цели сбыта, то нет состава.

Сбыт – включение фальшивок в обращение. Какие действия выражают сбыт? Использование фальшивок в качестве средства платежа, либо в передаче фальшивок при расчетах за покупку (продавец на сдачу дает фальшивки), при размене, в случае дарения, в случае дачи взаймы. К сбыту будет относиться и продажа фальшивок.

Преступление считается оконченным с момента совершения любого из этих действий. От размера (количества) фальшивок зависит состав? По ч.1 – без разницы. Изготовление одной монеты – уже состав. То же самое со сбытом, хранением и перевозкой. Однако общественная опасность повышается, если количество фальшивок растет. В ч.2 – крупный размер (свыше 1,5 млн. рублей). Тут крупный размер – это не доход, а нарицательная стоимость денег, которые сбываются.

На практике возникает ряд вопросов.

Скажем, гражданин нашел фальшивку. Либо получил ее на сдачу. Или при продаже имущества гражданина. Короче, он ее не изготовил, но и не получил в результате покупки. И потом готов от этих фальшивок избавиться. Здесь нужно исходить из следующего: пока в диспозицию этой статьи не включили хранение, вопрос решался просто: если у лица каким-то образом оказались фальшивки, и он имеет цель их сбыть, но по обстоятельствам, от него не зависящим, не успел их сбыть, то тут состав неоконченного преступления (приготовление). А теперь, когда включили хранение, то вопрос нужно решать или в пользу хранение (оконченный состав) или в пользу приготовления к сбыту, если это хранение продолжалось короткое время.

В отношении лотерейного билета. Лотерейный билет – не ценная бумага. Поэтому подделка оного не образует состав ст.186, а будет образовывать состав мошенничества.

Есть ситуации, когда человек в порядке самоутверждения (на спор) изготавливает фальшивку. В этом случае, он не преследует цель сбыта, а значит, нет признака состава, а значит, и нет состава. Значит, такие действия не уголовно наказуемы.

И еще одна проблема. Гражданин может изготовить или получить поддельные деньги для платежа. Тут прямой умысел (цель сбыта). Но он платеж осуществляет в магазине, например. То есть тут появляется потерпевший: физлицо или юрлицо. ВС в своем постановлении 1994 года говорит, что в том случае, если незаконное приобретение лицом чужого имущества имело место в результате совершения операций с фальшивыми деньгами или ценными бумагами (покупка товаров, например), то дополнительной квалификации за хищение не нужно. Ст.186 все охватывает.

Но у нас же есть потерпевший. Тут есть позиция, согласно которой такие действия нужно по совокупности квалифицировать (мошенничество + фальшивомонетчество). Бурлаков придерживается позиции ВС РФ.

А когда нужно квалифицировать такие действия как мошенничество? Тут вопрос о разграничении ст.159 и ст.186. ВС говорит, что когда поддельные деньги представляют собой грубый обман (нет существенного сходства по размеру, по форме, по цвету, по качеству бумаги и другим признакам, и если умысел виновного направлен именно на грубый обман одного или нескольких потерпевших), то тогда мошенничество, а не фальшивомонетничество.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА.

Тут преступления посягают на общественную безопасность в широком смысле этого слова. Тут безопасность общества в целом. Это означает реальные угроз направленных на население страны в целом или отдельного региона. Тут нужно благополучие населения, а не отдельного человека.

Это раздел 9. Там 5 глав. Каждая из глав нацелена на защиту определенной сферы общества, защищенность которой в отдельности означает и защищенность общества в целом.

Общественная безопасность – родовой объект. А в пяти главах пять видовых объектов.

Во-первых, глава 24 – общественная безопасность в узком смысле этого слова. Хулиганство, вандализм, массовые беспорядки – это нарушение общественного порядка. Отсюда, общественный порядок – часть общественной безопасности в узком смысле этого слова.

Глава 25 – общественная нравственность.

Глава 26 – экологическая безопасность.

Глава 27 – транспортная безопасность.

Глава 28 – информационная безопасность.

Раздел 9 получил развитие, и в нем появились новые статьи. Прежние статьи были переименованы (ст.205 – терроризм раньше и теракт сейчас).

Нормы, содержащиеся в главе 24, и в других главах, действуют в редакции законов 2006, 2008, 2010 гг.

Наши рекомендации