По дисциплине «Налогообложение экономических субъектов»
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ, ИХ РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Выполнила
студентка 3 курса
заочной формы обучения
группы СЭ-31 Лисеенко А.С.
Научный руководитель
Старший преподаватель Данилова М.В.
Нижневартовск, 2015
Регистрационный номер Дата
_____________________ ____________ 2015 г.
Работа выполнена на кафедре «Экономика, управление и предпринимательского права»
Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ТюмГУ
по направлению «Экономика»
по дисциплине «Налогообложение экономических субъектов»
Допущено к защите: | _____________201_ _________________ (подпись) |
Защищена Оценка______________ | _____________201_ _________________ (подпись) |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В РОССИИ…….…5
1.1 Экономическая сущность и роль местных налогов в налоговой системе РФ……………………………………………………………………………….…5
1.2 Налог на имущество физических лиц……………………………….………8
1.3 Налог на землю……………………………………………………………....13
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ………........... 22
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на имущества физических лиц ….22
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на землю…………………………. 24
2.3 Проблемы взимания местных налогов и способы их устранения………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в условиях рыночного хозяйства, является налоговая система. Налоговая система призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.
Вопросы правового регулирования налогообложения в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни Российского государства. Для последнего времени характерно существенное изменение налогового права. Любое государство, преследуя цели пополнения казны и другие задачи, стремится разнообразить вводимые налоги. Местные налоги занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Они гарантируют финансовую поддержку при проведении важных для региона социальных мероприятий.
Теоретические основы местного обложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.
Актуальность темы курсовой работы связана также с принятием второй части Налогового Кодекса РФ, отдельные положения которой воплощают общие принципы налогообложения и сборов применительно к местному уровню налоговой системы.
Объектом курсовой работы является местное налогообложение.
Цель исследования – изучить особенности местных налогов и их роль в налоговой системе Российской Федерации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области местного налогообложения;
2) рассмотреть сущность налога на имущество физических лиц и земельного налога;
3) изучить механизм исчисления и уплаты местных налогов Российской Федерации;
4) выявить проблемы взимания местного налогообложения и разработать способы их устранения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В РОССИИ
1.1 Экономическая сущность и роль местных налогов в налоговой системе РФ
Налоги – обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги служат инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства. Таким образом, особенностью налогов является:
- тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
- принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;
- участие в экономических процессах общества.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства.
Сущность налогов проявляется в их функциях: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Согласно части первой Налогового кодекса РФ № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие
виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы; местные налоги и сборы.
Местными признаются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Введение местных налогов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
Значение местных налогов заключается в формировании доходной части бюджета местных органов. Они гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.
Виды местных налогов и сборов определены Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями. Из Закона вытекают общие установки о плательщиках, о предельных размерах ставок, об источниках уплаты. Закон наделил органы власти на местах правами по введению налогов, определению категорий плательщиков, установлению ставок, порядка исчисления и сроков уплаты, а также по предоставлению льгот.
Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов:
1) Налог на имущество с физических лиц - дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
2) Земельный налог - дифференцированы в зависимости от вида земель, их целевого назначения и пользователей (порядок зачисления определяется законодательством о земле).
Характерными особенностями местных налогов РФ являются:
- преобладание в местном налогообложении прямых налогов.
- отсутствие ограничений при обложении местными налогами.
- отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций Министерства финансов РФ и ИФНС РФ.
- плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица.
- невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет.
Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления.
Важную роль в доходах местных бюджетов должны играть местные налоги. В соответствии с проектом новой редакции Бюджетного кодекса за каждым территориальным уровнем закрепляется не менее двух видов налога.
Таким образом, с 1 января 2006 г. исключительно к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.
1.2 Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц — налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», который введён в действие с 1 января 1992 года.
Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Налогоплательщиками являются физические лица, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Если такое имущество находится в общей собственности нескольких физических лиц, то собственники несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства; если в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доли в этом имуществе.
Объекты обложения налогом на имущество физических лиц представлены на рисунке 1[1].
Рис. 1.1 Объекты обложения налогом на имущество физических лиц
Плательщиками налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (далее именуемые «граждане, имеющие на территории России в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (далее именуемые «строения, помещения и сооружения»), а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.
Налог на имущество граждан исчисляется налоговым органом по месту нахождения (регистрации) объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение, которое вручается плательщику налога. В случае, когда гражданин не проживает в месте нахождения строения, помещения и сооружения, а также в месте регистрации транспортного средства, платежное извещение на уплату исчисленного налога направляется гражданину по месту его жительства либо лицу, которое уполномочено плательщиком управлять принадлежащим ему строением, помещением, сооружением, с указанием бюджетного счета, на который зачисляются платежи по этому налогу.
За перечисленное выше имущество, не имеющее собственника, собственник которого не известен или учитываемое налоговыми службами как бесхозное, налог не взимается.
За строения, помещения, сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждан соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.
За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.
За строения, помещения, сооружения, а также транспортные средства налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения уплачивается в случае, когда физические лица принимают в порядке наследования или дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты и другие транспортные средства, предметы искусства, ювелирные изделия, вклады в учреждениях банка и т. п.
Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, являются граждане РФ, иностранные подданные и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории Российской Федерации по наследству или в виде дарения. Налог взимается при условии выдачи нотариусами свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения. Обязательным добавлением также является стоимость имущества. Для открытия наследства эта стоимость должна превышать 850-кратный установленный законом МРОТ; для удостоверения договора дарения - 80-кратный установленный законом МРОТ. Оценка жилого дома, квартиры, дачи производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями; транспортных средств - страховыми органами или организациями, связанными с техническим обслуживанием транспортных средств; другого имущества - экспертами (специалистами-оценщиками).
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, начисляется от стоимости имущества, определенной на день открытия наследства. Стоимость имущества, переходящего в процессе дарения, устанавливается сторонами, участвующими в сделке, но не ниже оценки, произведенной официальными специалистами-оценщиками.
Наследополучатели могут продать, обменять или подарить полученное имущество только после уплаты налога. Это же условие относится и к гражданам, получившим имущество в порядке дарения. Конкретный размер налога определяется в зависимости от стоимости наследуемого имущества и
от очередности наследника (первый, второй или др.). Ставки налога показаны в таблицах 1.1 и 1.2.
Таблица 1.1 Ставки налога на наследуемое имущество
Категории наследников | 850-1700 МРОТ | 1701-2550 МРОТ | 2551 МРОТ и свыше |
Наследники первой очереди | 5 % от стоимости имущества свыше 850 МРОТ | 42,5 МРОТ + 10 % от стоимости имущества свыше 1700 МРОТ | 127,5 МРОТ + 15 % от стоимости имущества свыше 2550 МРОТ |
Наследники второй очереди | 10 % от стоимости имущества свыше 850 МРОТ | 85 МРОТ + 20 % от стоимости имущества свыше 1700 МРОТ | 255 МРОТ + 30 % от стоимости имущества свыше 2550 МРОТ |
Другие наследники | 20 % от Стоимости имущества свыше 850 МРОТ | 170 МРОТ + 30 % от стоимости имущества свыше 1700 МРОТ | 425 МРОТ + 40 % от стоимости имущества свыше 2550 МРОТ |
Таблица 1.2 - Ставки налога на имущество, переходящее в порядке дарения
Категории наследников | 80-850 МРОТ | 850-1700 МРОТ | 1701-2550 МРОТ | 2551 МРОТ и свыше |
Дети и родители | 3 % от стоимости имущества свыше 80 МРОТ | 23,1 МРОТ + 7 % от стоимости имущества свыше 850 МРОТ | 82,6 МРОТ + 11 % от стоимости имущества свыше 850 МРОТ | 176,1 МРОТ + 15 % от стоимости имущества свыше 850 МРОТ |
Остальные получатели | 10 % от стоимости имущества свыше 80 МРОТ | 77 МРОТ + 20 % от стоимости имущества свыше 850 МРОТ | 247 МРОТ + 30 % от стоимости имущества свыше 850 МРОТ | 502 МРОТ + 40 % от стоимости имущества свыше 850 МРОТ |
Налоговые льготы представлены в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий или плательщиков. Налог не взимается:
1) со стоимости имущества, переходящего в порядке наследования пережившему супругу или дарения имущества одним супругом другому;
2) со стоимости жилых домов (квартир) и сумм паевых накоплений в жилищно-строительных кооперативах, если наследники или одариваемые проживали в этих домах совместно с наследодателем или дарителем на день открытия наследства или оформления договора дарения;
3) со стоимости имущества, переходящего в порядке наследования от лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации или в связи с выполнением долга гражданина СССР и РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
4) со стоимости жилых домов и транспортных средств, переходящих в порядке наследования инвалидам I и II групп;
5) со стоимости транспортных средств, переходящих в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца.
На территории Курганской области налог на имущество физических лиц введён сравнительно недавно, с 16 ноября 2005 года Решением Курганской Городской Думы № 257.
Согласно пункту 2 в редакции Решения Курганской Городской Думы от 17 июня 2009 года N 154 установлены следующие ставки налога, которые представлены в таблице 4.
Таблица 1.3 Ставки налога для Курганской области
Стоимость имущества | Налоговые ставки |
Суммарной инвентаризационной стоимостью до 300 тыс. руб.: - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, коттеджи, иные строения, сооружения и помещения | 0,09% |
Суммарной инвентаризационной стоимостью от 300 тыс. руб. до 350 тыс. руб.: - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, коттеджи - иные строения, сооружения и помещения 0,1% | 0,3% 0,1% |
Суммарной инвентаризационной стоимостью от 350 тыс. руб. до 500 тыс. руб.: - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, коттеджи - иные строения, сооружения и помещения 0,12% 0,3% | 0,12% 0,3% |
Суммарной инвентаризационной стоимостью от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.: - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, коттеджи - иные строения, сооружения и помещения | 0,3% 2,0% |
Суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 1 млн. руб.: - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, коттеджи - иные строения, сооружения и помещения 1,02% 2,0% | 1,02% 2,0% |
1.3 Налог на землю
Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных актах определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу[2].
Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.
Земельный налог не только является основным источником доходов местных бюджетов, но и выполняет ещё не менее важную стимулирующую функцию; способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
При этом «национальная принадлежность» организаций и физических лиц не имеет значения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга), на территории которого введен налог.
Одновременно НК РФ не признает объектом налогообложения земельные участки:
1) изъятые из оборота по законодательству;
2) ограниченные в обороте по законодательству, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) ограниченные в обороте по законодательству, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) ограниченные в обороте по законодательству, в пределах лесного фонда;
5) ограниченные в обороте по законодательству, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Предметом обложения налогом является земельный участок.
Согласно ст. 390 налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК. Поэтому размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за земельный участок в расчете на год.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра (недвижимости) о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база для физических лиц, не являющихся предпринимателями, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, которые имеют II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер базы, определенной в отношении участка, база принимается равной нулю.
НК РФ устанавливает особый порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности. Налоговая база в отношении земельных участков определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на участок. Если приобретателями данных объектов выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Налоговым периодом признается календарный год. Для организаций и предпринимателей могут устанавливаться отчетные периоды – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно статье 394 НК РФ Налоговые ставки устанавливаются актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В таблице 5 представлены категории лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога.
Таблица 1.4 Освобождение от уплаты земельного налога
Категории лиц | В отношении каких участков предоставлено освобождение |
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы | предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций |
Организации | занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования религиозные организации на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения |
общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов | используемых ими для осуществления уставной деятельности |
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если средняя численность инвалидов среди используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 % | общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) |
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов | используемых ими д ля достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям |
организации народных художественных промыслов | находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов |
физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов | используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов |
организации - резиденты особой экономической зоны | расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок |
организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» | предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом |
На рисунке 1.2 показано место земельного налога и удельный вес, который он занимает в бюджетах Курганской области.
Рис. 1.2 Структура налоговых поступлений в бюджеты Курганской области
В соответствии с решением Курганской городской Думы от 21 сентября 2005 г. N 219 установлены налоговые ставки в следующих размерах:
1) В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект,
не относящийся к жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, - 0,1 процента от кадастровой стоимости участка.
2) В отношении земельных участков, занятых индивидуальными и коллективными гаражами, хозяйственными блоками, погребами, - 0,2 процента от кадастровой стоимости участка.
3) В отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства и животноводства, - 0,03 процента от кадастровой стоимости участка.
4) В отношении земельных участков, занятых индивидуальной жилой застройкой или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, - 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.
5) В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, - 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.
6) В отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), - 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.
7) В отношении прочих земельных участков - 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на имущества физических лиц
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется по данным об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивает каждый собственник соразмерно своей доле в этих строениях помещениях и сооружениях.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивает один из собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивает каждый собственник в равных долях.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Порядок исчисления налога имеет ряд особенностей:
1) по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года следующего за их возведением или приобретением;
2) за строение, помещение и сооружение, перешедшие по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства;
3) в случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налоге прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены;
4) при переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное
имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.
При возникновении права на льготу в течение календарного года налог перерасчитывается с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов сумма налога перерасчитывается не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
Налог владельцы уплачивают равными долями в два срока:
- не позднее 15 сентября;
- не позднее 15 ноября.
Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года. Налог на имущество полностью зачисляется в бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения.
Налоговые органы вручают гражданам платёжные извещения на уплату налога по месту их жительства не позднее 1 августа. Уплата производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию налогоплательщика налог может быть уплачен в полной сумме до 15 сентября.
Пример 1