Система образования похожа на кассетный магнитофон (может, предпочтете ноутбук с wi-fi-соединением?)
И без того спорная взаимосвязь академического успеха и реальных достижений в жизни стала еще более сомнительной тогда, когда я писал эту книгу, по мере того как набирала обороты рецессия 2008−2010 годов. Пока я придавал своим мыслям письменную форму, вышла целая серия статей, в которых американцы высказывали возмущение невозможностью зарабатывать достаточно денег, несмотря на свое дорогостоящее образование.
Раньше все было просто: отдаете четыре года жизни (больше, если учитывать и старшие классы), вкладываете тысячи долларов в обучение (порой используя кредитные программы) и отказываетесь от реальной работы на время учебы, а потом гарантированно находите достойную работу, и вы обеспечены до конца своих дней. Люди, которые начали действовать по этой схеме четыре или пять лет назад, сегодня осознают, что она работает только наполовину: действительно, в течение четырех лет необходимо учиться, отказываясь от работы, и потратить кучу денег на оплату образования. Однако ожидаемой отдачи в виде гарантированного рабочего места с хорошим окладом эта стратегия уже не приносит.
Статья в New York Times под названием «Просроченный выигрышный билет» была посвящена целой волне выпускников юридических факультетов, многие из которых взяли кредиты на тысячи долларов, но не смогли найти себе работу. Тем же, кому посчастливилось найти или сохранить рабочее место в нелегкие для их профессии времена, «стало труднее поддерживать прежний уровень чувства собственной значимости в условиях, когда бо́льшая часть твоих контрактов напоминает дела, достойные низкооплачиваемых адвокатишек из Бангалора, а клиенты, подающие на развод, предпочитают заниматься этим самостоятельно, при помощи книги “Развод для чайников” и тематических сайтов»[14]. Перспективы мрачные не только для только что сокращенных специалистов с отличным образованием, но и для новоиспеченных выпускников. В наше время обслуживающий вас в кафе официант, вполне вероятно, потратил четыре года на изучение литературы или маркетинга в солидном учебном заведении. Вполне возможно, он до сих пор не выплатил кредит на оплату этого обучения, и все это ради того, чтобы поэтично и с достойной лучших предпринимателей деловой смекалкой наливать вам кофе.
Еще одна статья в New York Times «Разыскивается работа. Любая» рассказывает о близнецах Кэти и Кэри Берри, которые в течение 17 месяцев после окончания университета Руджерса постоянно получали отказы, пытаясь найти работу. В сумме за это время они попробовали устроиться более чем на 150 вакансий: в журнале для диабетиков, рекламе жевательной резинки со вкусом зеленого чая, на сайте, посвященном настольным играм, проверять правдивость информации в компании Scholastic Books, редактировать раздел о детях знаменитостей на сайте People.com. Но нигде им не улыбнулась удача. Больше года они не получали даже приглашений на собеседование. Очевидно, в Нью-Йорке невозможно получить даже достойный отказ[15].
Скорее всего, кризис на рынке труда несколько поутихнет к тому моменту, когда эта книга выйдет в свет, однако все больше и больше людей разных возрастов начинают терять веру в пригодность традиционных методов достижения успеха. На протяжении всего предыдущего столетия крупные бюрократические организации препятствовали социальной мобильности населения от школы до выхода на пенсию. Чтобы быть успешным и обрести вес в обществе, нужно было хорошо учиться в школе, поступить в вуз, устроиться на работу в корпорации и медленно подниматься вверх по карьерной лестнице. Сейчас широко распространено понимание того, что последняя часть этой схемы – устройство на низшую должность и постепенный рост в служебной иерархии бюрократического образца – более не актуальна. И на то есть две причины.
Во-первых , понятия стабильной работы больше не существует, это подтвердит любой из недавно сокращенных сотрудников. В течение жизни вам придется сменить немало рабочих мест, начальников, коллег и подчиненных, и даже видов деятельности. Поэтому место, где вы получите свой первый опыт работы, пожалуй, единственная вещь, которую действительно проще получить с дипломом: однако и это не имеет большого значения. Портфолио ваших реальных достижений и полученных результатов работы выходит на первое место.
Во-вторы х, интернет, мобильные телефоны и почти бесплатная связь на любом расстоянии создали огромный простор для гибких, независимых специалистов. Этой тенденции во многом способствовали миллионы голодных высокообразованных молодых людей в Индии, Китае, Восточной Европе, Филиппинах и многих других уголках земного шара, которые готовы выполнять работу низших звеньев производственной цепи крупных корпораций за гроши. Эти неожиданные конкуренты побудили многих западных специалистов по-новому взглянуть на вещи и заняться созданием таких профессиональных услуг, которые нельзя было бы получить при помощи аутсорсинга в странах третьего мира или при помощи простеньких компьютерных программ.
Все больше американцев осознают, что необязательно работать традиционные восемь часов, чтобы быть полноценным членом общества, делать что-то полезное и зарабатывать деньги. Миллионы мелких предпринимателей, программистов, дизайнеров, независимых консультантов, писателей и всевозможных фрилансеров вносят существенный вклад в развитие общества (создавая при этом четыре из десяти новых рабочих мест), не имея стандартного графика работы в офисе.
До последнего десятилетия начало пути в любой карьере – медицине, юриспруденции, инженерном деле или работе на солидную корпорацию – было возможно только после прохождения своеобразного «фейс-контроля», на котором обязательно было представить документ о формальном образовании. Возможностей обойти эти требования было мало. Однако времена меняются. Хотя многие традиционные профессии все еще требуют прохождения программы обучения, сами эти профессии перестали быть единственными (и уж тем более самыми желанными) маршрутами к общественному признанию, материальному обогащению и возможности менять мир.
Появляется новый вид американцев, и они создают новые возможности. Для них американская мечта по-прежнему включает в себя счастливую семейную жизнь, дом и финансовое благополучие. Но в ней нет места традиционной работе в офисе, куда нужно отправляться каждое утро. Они хотят работать самостоятельно, создавая ценность на своих условиях, например с помощью ноутбука, подключенного к интернету через wi-fi. Эти люди читают книги Тима Ферриса «Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть»[16], а также Escape from Cubicle Nation: From Corporate Prisoner to Thriving Entrepreneur («Избавление от офисного рабства») Памелы Слим и Career Renegade: How to Make a Great Living Doing What You Love («Отказ от карьеры») Джонатана Филдса.
Даниель Пинк в своей книге «Нация свободных агентов»[17]описывает целую волну микропредпринимательства и независимых работников, называя их «самостоятельными работниками сферы интеллектуального труда, бизнесменами-домосидцами, фрилансерами, инфопредпринимателями, независимыми профессионалами, работниками по вызову и специалистами-одиночками»[18].
Все эти новые возможности открыты для каждого, кто захочет пойти таким путем. Не нужно никаких формальностей, дипломов, сертификатов, чтобы встать в один ряд с другими, и все это благодаря технологиям. Как пишет Пинк, в истории нашей страны уже было время до Индустриальной революции, когда каждый человек был независимым работником: мясником, пекарем, изготовителем свечей. В те времена работать на себя имело смысл, так как люди могли купить и хранить в своем доме все, что могло им понадобиться. Однако, по мнению Пинка, «крупные организации обрели власть только тогда, когда эти вещи – орудия производства, если использовать терминологию Карла Маркса, – стали слишком дорогими… Капитал и труд, ранее понятия столь тесно взаимосвязанные, что их трудно было различить, стали различными. Капиталисты владели инструментами, а работники получали скромное вознаграждение за кучи денег, которые с их помощью производили машины»[19].
Пинк утверждает, что за последнее десятилетие в одной отрасли экономики, так называемой сфере умственного труда, произошли столь грандиозные перемены, что их можно было бы сравнить с переходом от аграрной экономики к индустриальной. Для таких работников в странах развитого мира орудия производства стали до смешного доступными, и снова некоторые специалисты смогли владеть всем необходимым. Больше их успех не зависит от начальства и огромных организаций. Они могут покинуть крупные компании и стать ремесленниками нового времени, подобно пресловутым мясникам, пекарям и плотникам былых лет, – это называется феноменом цифрового предпринимательства.
Пинк называет все это цифровым марксизмом. В эпоху дешевых компьютеров, беспроводных карманных устройств и повсеместного доступа к глобальной сети коммуникаций работникам вновь под силу владеть собственными средствами производства[20]. И все больше их (особенно молодежь, выросшая уже в эпоху вездесущего интернета) предпочитает работать самостоятельно при помощи самоучителей и ноутбука в сумке, послав к черту традиционную систему трудоустройства «работодатель – наемный работник». Все эти люди, работающие на себя, начинают осознавать еще одну важную вещь: для них нет никакого смысла в формальном образовании, дипломы просто не котируются в новой экономической реальности. В новых условиях никого не интересует, какой колледж вы окончили, главное – чтобы вы хорошо выполняли свою работу. Я не утверждаю, что такое явление распространено повсеместно. Но все однозначно к тому идет. Как говорится в одном фантастическом произведении Уильяма Гибсона[21]«Будущее уже здесь. Просто пока оно неравномерно распределено».
Образование все еще необходимо для того, чтобы научиться делать отличную работу и получать хорошие деньги. Но, выходит, то образование, которое на самом деле помогает зарабатывать деньги, – это самообразование в области практического интеллекта и приобретение навыков, которым не обучают в обычных заведениях.
Я спросил Брайана, где он приобрел больше знаний – в школе или из личного опыта при открытии своего стартапа. «Что за вопрос, – ответил он, – это все равно, что сравнивать питательную ценность обеда из семи блюд, приготовленного поваром мирового класса, и жевательного драже». Надеюсь, вы предпочитаете обед из семи блюд, приготовленный первоклассным специалистом по питанию, а не драже.
Эта книга даст вам руководство по получению основных навыков для достижения успеха – тех навыков, которых не получишь в университете, но которые очень пригодились миллионерам, опрошенным мной в процессе создания данной книги.
Обычная программа обучения в американском колледже включает в себя тридцать два курса – по четыре предмета в семестре на протяжении восьми семестров. Предметы в «системе образования миллионеров» разделены на семь основных направлений, в которых вам предстоит совершенствоваться всю свою жизнь. Их можно и даже нужно совмещать с обычным формальным образованием. Впрочем, есть несколько весьма существенных отличий.
Итак, барабанная дробь… Вот они – предметы, входящие в программу образования миллионеров.
Навык успеха № 1. Как придать значение вашей работе и заставить людей считаться с вашим мнением, или Как привносить изменения в мир без риска обанкротиться.
Навык успеха № 2. Как найти подходящих наставников и учителей, связаться с нужными людьми и создать эффективную сеть знакомств.
Навык успеха № 3. Что успешный человек должен знать о маркетинге, и как этому научиться.
Навык успеха № 4. Что успешный человек должен знать о продажах, и как этому научиться.
Навык успеха № 5. Как эффективно инвестировать в успех, или Искусство бутстрэппинга[22].
Навык успеха № 6. Превратите себя в бренд, или К черту резюме!
Навык успеха № 7. Предпринимательское мышление или образ мыслей наемного работника, или Как стать автором своей жизни.
Эти семь курсов, описанные в семи главах данной книги, сфокусированы на тех навыках, которые приносят успех в карьере, финансовом положении, работе и бизнесе. Конечно, чтобы в полной мере добиться успеха, нужно освоить много личных навыков практического характера. К ним относятся умение найти и поддерживать отношения, полные любви, поддерживать здоровье в хорошей форме и не терять своего внутреннего компаса во время хаоса. Можно быть миллионером в финансовом плане и полностью нищим – в духовном. Никакие деньги в мире не дадут покоя, если вы одиноки, больны и нелюбимы.
И все же я оставлю описание навыков личного успеха для другой книги, так как эта прежде всего делает акцент на успехе в мире бизнеса и карьеры. Вряд ли все необходимые навыки (даже если ограничиться профессиональной жизнью) можно свести к этим семи главным умениям, но с их помощью можно далеко продвинуться на пути к успеху.
Структура этой книги довольно проста. В начале каждой главы я привожу несколько историй успеха известных самоучек, которые применяют свои навыки с большим успехом. Затем описываю, как эти навыки пригодились лично мне. (Я не раздаю советов, не опробованных на личном опыте.) Затем, основываясь на опыте своих собеседников и своем собственном, даю несколько рекомендаций прикладного характера относительно того, как лучше всего обучиться этим умениям и как их применять в своей жизни.
Итак, я рад приветствовать вас в вашем путешествии в мир самообразования. Но прежде чем мы с головой окунемся в постижение навыков успеха, в интересах полной прозрачности и ясности мне хочется сделать несколько небольших заявлений.