Тема 8. Ответственность за нарушение обязательств и защита прав участников корпоративных отношений. Корпоративные споры
План:
1. Понятие ответственности за нарушение корпоративных обязательств. Виды ответственности.
2. Корпоративная ответственность членов корпорации. Соотношение гражданско-правовой и предпринимательско-правовой (корпоративной) ответственности.
3. Основание для освобождения от ответственности.
4. Объем (пределы) ответственности участников корпоративных отношений. Субсидиарная и солидарная ответственности.
5. Способы защиты прав участников корпоративных отношений.
6. Организация работа юридического отдела (юриста) хозяйствующего субъекта. Установление документооборота.
7. Претензионный (досудебный) порядок урегулирования корпоративных споров. Институт медиаторов в России.
8. Судебный порядок разрешения корпоративных споров. Подведомственность и подсудность корпоративных споров.
9. Третейский суд. Порядок исполнения решений третейских судов.
Задание для подготовки к практическому занятию: изучение норм корпоративного права, судебной практики.
Тема 9. Корпоративные формы предпринимательской деятельности в зарубежных странах
План:
1. Виды корпоративных форм предпринимательской деятельности в зарубежных государствах.
2. Торговые товарищества (общества): товарищества, акционерная коммандита, акционерное общество, общество с ограниченной ответственность.
3. Некоммерческие организации корпоративного типа.
4. Корпоративные (предпринимательские) объединения. Холдинги.
Задание для подготовки к практическому занятию: изучение норм корпоративного права, судебной практики, научной литературы.
Самостоятельная работа студента
Конкретные задания для самостоятельной работы студента по отдельным разделам и темам курса применительно к отдельным формам обучения определяет преподаватель. В процессе самостоятельной работы студента используются также такие виды оценочных средств, как эссе, реферат (см. раздел 5).
Особенности самостоятельной работы студентов заочной формы обучения состоят в том, что преподаватель формирует и доводит до сведения студентов банк информации о видах самостоятельной работы на установочной лекции. Проверка выполнения работы осуществляется в сессионный период в процессе проведения практических занятий.
Задания ко всем разделам:
1. Подготовка обзора основной учебной и дополнительной монографической литературы, основных правовых актов по учебной дисциплине (основным темам).
2. Разработка схемы, иллюстрирующей основные корпоративные права.
3. Составление сравнительной таблицы источников регулирования корпоративных отношений в России и зарубежных странах.
Студентам рекомендуется самостоятельно изучить темы программы учебного курса «Корпоративное право», не вошедшие в планы семинарских занятий.
1. Аффилированные лица и аффилированность.
2. Государственный контроль деятельности корпораций.
3. Реформа 2014 года законодательства о корпорациях.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе изучения дисциплины «Корпоративное право» используются современные образовательные технологии. В учебном процессе следует широко использовать презентации. Данный вид образовательной технологии позволяет сформировать у магистров представление об общих положениях корпоративного права, продемонстрировать структуру корпоративных отношений и полномочий органов управления корпорации. При применении такой образовательной технологии, как ролевые и деловые игры у магистров вырабатывается осознание схемы корпоративных отношений.
Участники игры через имитацию деятельности субъектов хозяйствования и взаимодействия с другими субъектами получают представление о сущности корпоративных отношений.
По некоторым темам курса предлагаются практические занятия в виде деловых игр по интерактивной форме «работа в малых группах».
Кроме того, проводится внеаудиторная работа в виде конференций, круглых столов, мастер-классов, магистерских кружков, студенческого кружка (клуб «Бизнес-юрист»), встречи с представителями предпринимательского сообщества, адвокатского и судейского корпуса, работниками прокуратуры.
Общий банк данных применяемых образовательных технологий
1. Подготовка проектов документов, работа с типовыми формами документов.
2. Интерактивные формы проведения занятий (мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, обсуждение результатов работы магистерских исследовательских групп, работа в малых группах, электронные презентации, вузовские и межвузовские телеконференции и др.).
3. Внеаудиторная работа (конференции, кружки, консультации, электронное дистанционное тестирование).
4. Встречи с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателями и практикующими юристами, адвокатского и судейского корпуса, в т. ч. для проведения мастер-классов и круглых столов.