Тема 8. Ответственность за нарушение обязательств и защита прав участников корпоративных отношений. Корпоративные споры

План:

1. Понятие ответственности за нарушение корпоративных обязательств. Виды ответственности.

2. Корпоративная ответственность членов корпорации. Соотношение гражданско-правовой и предпринимательско-правовой (корпоративной) ответственности.

3. Основание для освобождения от ответственности.

4. Объем (пределы) ответственности участников корпоративных отношений. Субсидиарная и солидарная ответственности.

5. Способы защиты прав участников корпоративных отношений.

6. Организация работа юридического отдела (юриста) хозяйствующего субъекта. Установление документооборота.

7. Претензионный (досудебный) порядок урегулирования корпоративных споров. Институт медиаторов в России.

8. Судебный порядок разрешения корпоративных споров. Подведомственность и подсудность корпоративных споров.

9. Третейский суд. Порядок исполнения решений третейских судов.

Задание для подготовки к практическому занятию: изучение норм корпоративного права, судебной практики.

Тема 9. Корпоративные формы предпринимательской деятельности в зарубежных странах

План:

1. Виды корпоративных форм предпринимательской деятельности в зарубежных государствах.

2. Торговые товарищества (общества): товарищества, акционерная коммандита, акционерное общество, общество с ограниченной ответственность.

3. Некоммерческие организации корпоративного типа.

4. Корпоративные (предпринимательские) объединения. Холдинги.

Задание для подготовки к практическому занятию: изучение норм корпоративного права, судебной практики, научной литературы.

Самостоятельная работа студента

Конкретные задания для самостоятельной работы студента по отдельным разделам и темам курса применительно к отдельным формам обучения определяет преподаватель. В процессе самостоятельной работы студента используются также такие виды оценочных средств, как эссе, реферат (см. раздел 5).

Особенности самостоятельной работы студентов заочной формы обучения состоят в том, что преподаватель формирует и доводит до сведения студентов банк информации о видах самостоятельной работы на установочной лекции. Проверка выполнения работы осуществляется в сессионный период в процессе проведения практических занятий.

Задания ко всем разделам:

1. Подготовка обзора основной учебной и дополнительной монографической литературы, основных правовых актов по учебной дисциплине (основным темам).

2. Разработка схемы, иллюстрирующей основные корпоративные права.

3. Составление сравнительной таблицы источников регулирования корпоративных отношений в России и зарубежных странах.

Студентам рекомендуется самостоятельно изучить темы программы учебного курса «Корпоративное право», не вошедшие в планы семинарских занятий.

1. Аффилированные лица и аффилированность.

2. Государственный контроль деятельности корпораций.

3. Реформа 2014 года законодательства о корпорациях.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изучения дисциплины «Корпоративное право» используются современные образовательные технологии. В учебном процессе следует широко использовать презентации. Данный вид образовательной технологии позволяет сформировать у магистров представление об общих положениях корпоративного права, продемонстрировать структуру корпоративных отношений и полномочий органов управления корпорации. При применении такой образовательной технологии, как ролевые и деловые игры у магистров вырабатывается осознание схемы корпоративных отношений.

Участники игры через имитацию деятельности субъектов хозяйствования и взаимодействия с другими субъектами получают представление о сущности корпоративных отношений.

По некоторым темам курса предлагаются практические занятия в виде деловых игр по интерактивной форме «работа в малых группах».

Кроме того, проводится внеаудиторная работа в виде конференций, круглых столов, мастер-классов, магистерских кружков, студенческого кружка (клуб «Бизнес-юрист»), встречи с представителями предпринимательского сообщества, адвокатского и судейского корпуса, работниками прокуратуры.

Общий банк данных применяемых образовательных технологий

1. Подготовка проектов документов, работа с типовыми формами документов.

2. Интерактивные формы проведения занятий (мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, обсуждение результатов работы магистерских исследовательских групп, работа в малых группах, электронные презентации, вузовские и межвузовские телеконференции и др.).

3. Внеаудиторная работа (конференции, кружки, консультации, электронное дистанционное тестирование).

4. Встречи с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателями и практикующими юристами, адвокатского и судейского корпуса, в т. ч. для проведения мастер-классов и круглых столов.

Наши рекомендации