Цель лекции: изучение основных форм финансовой
отчётности и методов планирования и анализа
Показателей финансового положения предприятия
Вопросы
1 Финансовая отчетность
2 Оценка финансового положения предприятия
1 Процесс финансового планирования включает несколько этапов. На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о доходах и расходах, отчёты о движении денежных средств [4, с. 257].
Они имеют большое значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о доходах и расходах, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем над их выполнением [4, с. 258].
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.
Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Методы финансового планирования дают возможность сравнивать разнообразные сценарии развития финансов предприятий и на основе систематизации и осмысления полученной информации выбирать оптимальные пути движения вперед, предвидеть вероятные трудности на пути к стабильному процветанию, предупреждать негативные последствия реализации избранных путей развития. Планирование позволяет рассмотреть возможные альтернативные разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости [5, с. 17].
2 Оценка финансового положения предприятия основывается на данных его отчетных балансов за предыдущий период, а также иной отчетной технико-экономической документации. Ниже приводится краткий перечень разбитых на четыре группы обобщающих финансовых показателей, которые обычно используются для такой оценки.
1. Коэффициенты ликвидности (применяются для оценки способности фирмы выполнить свои краткосрочные обязательства):
• коэффициент покрытия краткосрочных обязательств (коэффициент текущей ликвидности)— отношение текущих активов к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения это коэффициента, превышающие 1,6—2,0;
• промежуточный коэффициент ликвидности— отношение текущих активов без стоимости товарно-материальных запасов к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения этого коэффициент превышающие 1,0—1,2;
• коэффициент абсолютной (строгой) ликвидности –отношение высоколиквидных активов (денежных средств, ценных бумаг и счетов к получению) к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечают значения этого коэффициента, превышающие 0,8—1,0.
2. Показатели платежеспособности (применяются для оценки способности фирмы выполнять свои долгосрочные обязательства):
• коэффициент финансовой устойчивости— отношение собственных средств предприятия и субсидий к заемным. Этот коэффициент обычно анализируется банками при решении вопроса о предоставлении долгосрочного кредита;
• коэффициент платежеспособности— отношение заемных средств (общая сумма долгосрочной и краткосрочной задолженности) к собственным;
• коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств— отношение долгосрочной задолженности к общему объему капитализированных средств (сумма собственных средств и долгосрочных займов);
• коэффициент покрытия долгосрочныхобязательств — отношение чистого прироста свободных средств (сумма чистой прибыли после уплаты налога, амортизации и чистого прироста собственных и заемных средств за вычетом осуществленных в отчетном периоде инвестиций) к величине платежей по долгосрочным обязательствам (погашение займов + проценты по ним).
3. Коэффициенты оборачиваемости (применяются для оценки эффективности операционной деятельности и политики в области цен, сбыта и закупок):
• коэффициент оборачиваемости активов— отношение выручки от продаж к средней за период стоимости активов;
• коэффициент оборачиваемости собственного капитала— отношение выручки от продаж к средней за период стоимости собственного капитала;
• коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов— отношение выручки от продаж к средней за период стоимости запасов;
• коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности— отношение выручки от продаж в кредит к средней за период дебиторской задолженности. Иногда вместо этого показателя используют средний срок оборота дебиторской задолженности, рассчитываемый как отношение количества дней в отчетном периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности;
• средний срок оборота кредиторской задолженности— отношение краткосрочной кредиторской задолженности (счета к оплате) к расходам на закупку товаров и услуг, умноженное на количество дней в отчетном периоде.
4. Показатели рентабельности (применяются для оценки текущей прибыльности предприятия — участника ИП):
• рентабельность продаж— отношение балансовой прибыли к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций;
• рентабельность активов— отношение балансовой прибыли к стоимости активов (остаточная стоимость основных средств + стоимость текущих активов).
При разных вариантах схемы финансирования (например, при разных условиях кредитования) балансовая прибыль на одном и том же шаге может оказаться разной, соответственно будут различаться и оба показателя рентабельности. В целях обеспечения сопоставимости расчетов в этих случаях могут использоваться показатели полной рентабельности (продаж и активов), при исчислении которых балансовая прибыль увеличивается на сумму уплачиваемых процентов за кредит, включаемых в себестоимость, т.е.:
• полная рентабельность продаж— отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и включаемых в себестоимость, уплаченных процентов по займам сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций;
• полная рентабельность активов— отношение суммы валовой прибыли от oпepaционной деятельности и включаемых в себестоимость, уплаченных процентов по займам средней за период стоимости активов. Эти показатели (полная рентабельность продаж активов) в меньшей степени зависят от схемы финансирования проекта и в большей степени определяются его техническими и технологическими решениями;
• чистая рентабельность продаж— отношение чистой прибыли (после уплаты налогов) от операционной деятельности к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций. Иногда определяется как отношение чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции;
• чистая рентабельность активов— отношение чистой прибыли к средней за период стоимости активов;
• чистая рентабельность собственного капитала— отношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала.
Указанный перечень может быть дополнен по требованию отдельных участников проекта или финансовых структур, а также в связи с введением государственными органами новых или изменением существующих критериев начала процедуры банкротства предприятия.
Все финансовые коэффициенты существуют не обособленно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Оценка взаимодействия между различными областями деятельности организации, оцениваемыми при помощи финансовых коэффициентов, значительно упрощается при построении модели дерева прибыли (рисунок 7). Модель отражает концептуальные связи между коэффициентами и прослеживает происхождение общих результатов деятельности организации вглубь до самых истоков.
Рисунок 7 – Модель дерева прибыли
Контрольные вопросы
1 Этапы финансового планирования
2 Основа финансового планирования
3 Коэффициенты ликвидности
4 Показатели платежеспособности
5 Коэффициенты оборачиваемости
6 Показатели рентабельности
Литература
[2] стр. 252-207
(3] стр. 208-216
[4] стр. 126-148