Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация
Каждая система в своем существовании проходит определенный жизненный цикл, включающий фазы от образования до гибели системы. Для каждой стадии жизненного цикла характерны свои качественно определенные процессы, различающиеся направленностью, глубиной и скоростью изменений, происходящих в системе, в уровне ее организованности, потенциале, положении в среде. Следовательно, можно говорить о классификации процессов по фазам жизненного цикла.
Для организаций основными стадиями ЖЦ являются: создание, рост, стабилизация, спад и ликвидация.
Этапы рост, стабилизация и спад относят к функционированию организации (рис. 6). В рамках функционирования выделяют этап «реорганизация» в случае, когда организация, сохраняя в основном свою систему управления и производства (статус 1), параллельно формирует дополнительные структуры (статус 2) для перехода на выпуск новой продукции (рис. 24). Этап реорганизации составляет время Т1 + Т2.
Рис. 6. Упрощенный жизненный цикл организации
На стадии функционирования могут быть следующие варианты:
• сразу спад и ликвидация,
• рост и сразу спад,
• рост, стабилизация и спад,
• рост, стабилизация и рост (см. рис. 7);
• рост и обширная стабилизация.
Рис. 7. Схема продления этапа функционирования организации
Этап реорганизации составляет Т1 + Т2, этап функционирования — Т3;
1. Процессы образования системыкак новой качественной определенности. Имеют четко фиксированные начальные и конечные точки: «система начинает формироваться» и «формирование системы завершено». В процессе образования «новорожденная» система получает:
· структуру, обеспечивающую стабильность системы;
· базовый уровень организованности;
· систему управления, способную поддерживать необходимый уровень равновесия;
· исходный потенциал;
· определенное положение в окружающей среде и каналы, по которым может осуществляться взаимодействие с этой средой.
В зависимости от формы, в которой осуществляется создание новой системы, процессы образования подразделяются на следующие виды:
· интеграцию — процесс образования системы путем объединения нескольких самостоятельных систем;
· дезинтеграцию — процесс образования новых систем путем разделения более крупной системы;
· трансформацию — процесс преобразования одной системы в другую, качественно отличную от исходной.
2. Процессы роста системы,обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба системы. Довольно четко фиксируются точки начала и окончания роста системы. Возрастает потенциал системы. Расширяется сфера ее взаимодействия со средой. Структура становится более масштабной, количество компонентов и межкомпонентных связей возрастает. Более масштабным становится и управление. Однако существенных качественных изменений в нем не происходит. Не возрастает и общий уровень организованности системы. Можно выделить следующие виды процессов роста:
· рост «взросления» новорожденных систем;
· устойчивый рост зрелой системы;
· циклический рост, предполагающий чередование периодов повышения и снижения количественных параметров системы.
3. Процессы развития системы,предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности. Представляют собой движение от начального, более низкого уровня организованности, к конечному, более высокому. За счет происходящих в системе качественных преобразований повышается потенциал системы. Возможен рост количественных параметров функционирования как результат улучшения качественных характеристик. Структура становится более сложной, что обусловлено, главным образом, увеличением разнообразия и усложнением межкомпонентных связей. Более рациональным и экономичным становится управление. Общее положение системы в среде значительно улучшается.
Выделяются следующие основные виды процессов развития:
· развитие «новорожденных» систем;
· развитие со стадии глубокого спада — «подъем со дна»;
· развитие как профилактика «отставания от времени» и старения — «вторая молодость» (например, реконструкция, модернизация и т. д.).
Довольно часто процессы развития сочетаются с процессами количественного роста системы.
4. Процессы функционирования системына одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы. Начальная точка процесса – достижение соответствующего состояния количественных и качественных характеристик. Конечная – начало перехода на другой уровень функционирования системы. Предполагается относительная неизменность потенциала, основных характеристик структуры и эффективности управления. Однако положение организации в среде может существенно изменяться, поскольку «стоять на месте», находясь в динамичной среде, – значит отставать.
Могут быть выделены:
- процесс функционирования «в чистом виде» как самостоятельная фаза жизненного цикла системы – временный застой, который через определенные периоды может повторяться многократно;
– функционирование как базовый процесс выполнения определенной функции, вытекающей из предназначения системы (как процесс производства изделий, торговли, обучения), на которые уже могут накладываться процессы роста, развития, спада или регрессирования.
5. Процессы спада противоположны процессам роста и характеризуются падением количественных параметров системы и сужением ее масштаба. Четко фиксируются точки начала и окончания процессов спада. Снижается потенциал системы. Сужается сфера взаимодействия системы со средой. Структура системы становится менее масштабной, количество компонентов и межкомпонентных связей сокращается. Качественные изменения, в том числе и уровня организованности, возможны только при значительном сужении масштаба деятельности.
Выделяются следующие виды процессов спада:
· спад «старения» системы;
· спад целенаправленного ограничения;
· спад временного ослабления;
· циклический спад.
Процессы спада совместимы не только с процессами функционирования и регрессирования системы, но и с процессами развития (при сокращении неорганизованной части системы).
6. Процессы регрессирования системыпротивоположны процессам развития и характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности. Происходит переход от начального, высокого уровня организованности, к конечному, более низкому. Снижается потенциал системы. Упрощается структура. Управление становится менее рациональным. Положение системы в среде значительно ухудшается. Выделяются следующие виды процессов регрессирования:
· регресс «стареющей» системы;
· устойчивый регресс системы, не вступившей в фазу «старения» — «болезнь»;
· временный регресс системы.
Регресс совмещается преимущественно с процессами спада и функционирования системы, номожет совмещаться и с процессом роста (когда «разбухание» системы ведет к ее дезорганизации).
7. Процессы разрушения системы,завершающиеся потерей ее качественной определенности. Начальная точка процесса — «система начинает разрушаться», конечная — «система разрушена». Система управления не способна поддерживать состояние равновесия системы. Происходит нарушение целостности системы. Можно выделить следующие виды процессов разрушения:
· разрушение как завершение процесса «старения»;
· разрушение как завершение процесса регрессирования системы, находящейся в состоянии «болезни»;
· катастрофическое разрушение системы — одномоментная потеря качественной определенности и организованности.
Принадлежность к той или иной фазе жизненного цикла является только самой общей характеристикой процесса. Конкретное содержание и формы осуществления процессов, возможность их реализации, перспективы перехода от одной фазы жизненного цикла к другой определяются собственным поведением системы.
Поведение системы –это совокупность внешних и внутренних действий системы, устанавливающих форму ее существования в окружающей среде и ориентированных на реализацию ее целей.