Глава 1 общие основы менеджмента
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.. 3
1.1. Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина и предмет изучения. 4
1.2. Основное содержание. Терминология. Классификация. 7
1.3. Менеджмент и отношения собственности. 13
1.4. Особенности менеджмента в социальной сфере. 17
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.. 19
2.1. Исторические предпосылки. 19
2.2. Основные подходы, концепции и школы менеджмента. 25
2.3. Развитие и становление менеджмента в России. 33
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.. 44
3.1. Основные понятия. 44
3.2. Организация как сложная система. 47
3.3. Управление сложной системой. 59
ГЛАВА 4 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 67
4.1. Коммерческие организации. 68
4.2. Некоммерческие организации. 71
4.3. Малые предприятия. Объединения организаций. Дочерние и зависимые общества. 72
ГЛАВА 5. СРЕДА И ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ.. 77
5.1. Внутренняя среда организации. Органы управления. 77
5.2. Внешняя среда организации. 95
5.3. Инфраструктура менеджмента. 98
5.4. Договорная среда менеджмента. 104
ГЛАВА 6. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА.. 108
6.1. Функции менеджмента. 109
6.2. Экономические методы менеджмента. Хозрасчет. Стимулирование. 111
6.3. Экономические методы менеджмента. Ценообразование. 116
6.4. Экономические методы менеджмента. Финансирование и кредитование. 120
6.5. Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента. 124
ГЛАВА 7. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ И ВЫРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 128
7.1. Основные понятия. Классификация. Методы.. 128
7.2. Моделирование ситуаций. 131
7.3. Процесс подготовки и принятия решений. 138
7.4. Примеры применения количественных методов выработки решений. 144
ГЛАВА 8. ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ.. 157
8.1. Основные понятия. 157
8.3. Примеры расчетов на будущее. 165
8.4. Методы прогнозирования. 172
ГЛАВА 9. РИСК МЕНЕДЖЕРА.. 179
9.1. Основные понятия. Теоретические основы.. 179
9.2. Психологические основы риска. 187
9.3. Коллективный риск. 194
9.4. Тактика риска. 199
9.5. Право на риск. 204
ГЛАВА 10. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. КОММУНИКАЦИИ.. 206
10.1. Управленческая информация. 207
10.2. Коммуникации. 209
10.3. Паблик рилейшнз. 214
10.4. Презентация. 218
11.1. Формальные и неформальные группы.. 226
11.2. Власть. Руководство и лидерство. 230
11.3. Работа с людьми. 232
11.4. Разрешение конфликтов. 237
ГЛАВА 12. стиль, имидж и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.. 241
12.1. Стиль и имидж менеджера. 241
12.2. Организационная культура. 251
12.3. Этика и социальная ответственность менеджера. 252
12.4. Качества менеджера. 254
12.5. Управленческий юмор. 256
ГЛАВА 13. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 260
13.1. Баланс предприятия. 260
13.2. Счет прибылей и убытков предприятия. 265
13.3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. 269
13.4. Планирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. 278
ГЛАВА 14. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ИННОВАЦИИ.. 282
14.2. Стратегический анализ. 285
14.3. Инновационный менеджмент. 292
ГЛАВА 15. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.. 296
15.1. Основные понятия. 297
15.2. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия. 299
15.3. Таможенные операции. 303
ГЛАВА 16. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА.. 305
16.1. Основные понятия. Критерии эффективности. Целевая функция. 306
16.2. В поисках эффективного менеджмента. 308
16.3. Расчеты эффективного менеджмента. 313
ДЕЛОВЫЕ РАСЧЕТЫ... 322
ЗАДАЧИ.. 322
РЕШЕНИЯ.. 352
ДЕЛОВОЙ СЛОВАРЬ.. 428
Содержание. 443
ПРЕДИСЛОВИЕ
Менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. И не только в области экономики.
Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества.
Несмотря на то, что изучение менеджмента в наших вузах насчитывает уже десяток лет и изданы сотни книг на эту тему, сохраняется неослабевающий спрос на новые книги подобной тематики. И этому есть ряд веских причин.
Во-первых, большинство опубликованных у нас книг по менеджменту, в том числе и учебники – иностранного происхождения. Российскому же читателю сегодня необходимо получать информацию, привязанную прежде всего к отечественным законам, другим нормативным актам и основанную на реалиях нашей жизни. Всего этого, естественно, в книгах-переводах (или представляющих перепевы зарубежных) нет и быть не может.
Во-вторых, материал многих учебников носит сугубо теоретический, порой абстрактный характер, в то время как читатель ищет в литературе ответы на злободневные запросы жизни, практической помощи, необходимой для повседневной деятельности.
В-третьих, изложение материала в ряде учебников неоправданно осложнено, перегружено бесполезной наукообразной информацией. Эти книги неинтересны, их трудно читать (знаю такие, которые никто так и не дочитал до конца), от них мало что остается в памяти.
Все сказанное означает, что попытки создать новые отечественные, практичные и доступные учебники по менеджменту не лишены смысла. Одной из таких попыток является данная книга.
Сохраняя в целом традиционную классическую структуру учебника по менеджменту, данная книга заполняет эту структуру материалом, построенным на современном российском законодательстве и практике управления отечественными организациями. Это прежде всего относится к таким главам книги, как «Организация и ее система управления», «Формы организаций», «Среда и инфраструктура организации».
Качественно новыми являются также подход к менеджменту как к науке и предмету изучения (в том числе к менеджменту в социальной сфере), анализ развития основных идей менеджмента (особое внимание уделено становлению менеджмента в России), главы, посвященные выработке управленческих решений, предвидению, прогнозированию и риску менеджера.
Наряду с традиционными для учебной литературы по менеджменту вопросами управления персоналом, управления коммуникациями, описанием функций и методов управления организациями в данной книге рассматриваются также обычно остающиеся за рамками подобных учебников такие важнейшие проблемы менеджмента, как моделирование ситуации, финансовый менеджмент, международный менеджмент, стратегический и инновационный менеджмент, эффективность менеджмента. Это расширяет рамки учебника, дает возможность более полного панорамного охвата всего многообразия аспектов современного менеджмента.
Практичность книги обеспечивается конкретными рекомендациями по реальным проблемам, подкрепленными многочисленными примерами, описаниями ситуаций, обращениями к действующему законодательству.
Вместе с тем автор отчетливо представляет, что никакая книга не заменяет практику менеджмента, которая может быть получена лишь в результате конкретной деятельности. Для подготовки к такой деятельности менеджер наряду с профессиональными знаниями (их дает учебник) должен овладеть методикой деловых расчетов, обладать необходимыми для этого навыками и смекалкой. Этой цели служат предлагаемые учебником 256 задач из различных сфер деловой жизни с подробными решениями, которые не могут не заинтересовать будущего менеджера.
Чтобы облегчить пользование книгой, сделать ее более понятной, материал разбит на небольшие, законченные в смысловом отношении порции – параграфы. Овладение этим материалом должно оказаться для читателя не только доступным и полезным, но, что не менее важно, интересным и занимательным.
Этой же цели служат открывающие каждую главу перечни рассматриваемых вопросов и понятий, а также заключающие все главы контрольные вопросы (всего их 360).
Усилению занимательности книги, уверен, будет способствовать и управленческий юмор, пожалуй, впервые в отечественной практике удостоившийся «чести» быть помещенным в серьезный учебник.
Для удобства пользования учебником основные понятия могут быть легко найдены в алфавитном предметном указателе, а основные термины – с помощью делового словаря (315 слов).
Учебник написан на основе материала лекций, которые автор более 10 лет читал в ряде вузов Санкт-Петербурга, других городов нашей страны и за рубежом, а также его личного опыта менеджера – генерального директора крупной коммерческой фирмы и консультанта ряда организаций. Этот опыт нашел отражение в ряде книг автора, библиографический список которых помещен в конце учебника.
Учебник полностью соответствует вузовскому стандарту по специальностям управление, менеджмент, экономика и предпринимательство.
Помимо студентов вузов данная книга может быть полезна слушателям менеджер-центров и бизнес-школ, учащимся средних специальных учебных заведений экономического профиля, а также практикам-управленцам: менеджерам, бизнесменам, маркетологам, государственным служащим – всем, кто так или иначе связан с управлением организациями.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина и предмет изучения.
1.2. Основное содержание. Терминология. Классификация.
1.3. Менеджмент и отношения собственности.
1.4. Особенности менеджмента в социальной сфере.