Тема №1. Построение структуры предприятия
Формула предпринимательства: получение максимальной прибыли при
Минимальном риске.
Однако, ее реализация осуществляется в условиях неопределенности обусловленной рыночными отношениями.! будут ли признанны на рынке предложения бизнесмена) и динамичностью изменения спроса и предложения.
Поэтому важнейшие черты предпринимательства:
1) Риск
2) Мобильность
3) Динамичность предпринимательских действий
Чтобы выдержать конкуренцию, предприниматель:
1) Постоянно совершенствует технологию производства:
2) Корректирует цену товара:
3) повышает качество:
При этом он руководствуется принципами:
1) Все нововведения должны начинатьсяс анализа возможностей источников инноваций-
2) Установление восприимчивости рынком осуществляемых нововведений, которые должны быть простыми и направленные на решение, только одной задачи.
3.
Риск-менеджмент: предотвращение появления риски, определения стоимости,
Предупреждения .
Пол риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.
Риск - это экономическая категория. Как экономическая категория он представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три экономических результата:
1) Отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
2) Нулевой;
3) Положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риск-это действие, совершаемое в надежде на счастливые исход по принципу « повезет - не повезет''.
Конечно, риск можно избежать, т е. просто уклониться от мероприятия, связанного с риском. Однако для предпринимателя, избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли. Хорошая поговорка гласит: « Кто не рискует, тот ничего не имеет»
В зависимости от возможного результата (рискового события, риски можно подразделить па две большие группы: чистые и спекулятивные)
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или пулевого результата. К этим рискам относятся:
- природ неестественны-.
- экологические.
- политические.
- транспортные. и часть коммерческих РИСКОВ (имущественные, производственные, торговые).
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата, к ним относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.
Основные правила риск-менеджера:
1) Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитан
2) Надо думать о последствиях риска
3) Нельзя рисковать многим ради малого
4) Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения
5) При наличии сомнений принимаются отрицательные решения
6) Нельзя думать, что всегда существует только одно решение.
Руководителем (единоличным исполнительным органом ООО) может быть избран кто-либо из его участников или их представителей, а также на данную должность может быть назначено третье лицо. Функции единоличного исполнительного органа ООО могут исполнять как российские, так и иностранные граждане, а также юридическое лицо - управляющая компания.
Государственную регистрацию ООО осуществляют налоговые органы : в Санкт-Петербурге - МИ ФНС N 15, в Ленинградской области – районные налоговые инспекции. ООО, регистрируемое в Ленинградской области после государственной регистрации должно так же получить коды государственного статистического наблюдения внебюджетных фондах – Пенсионном фонде, в фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования .
В учредительный договор включаются:
-наименование и тип общества;
-предмет и цели хозяйственной деятельности;
-размер уставного капитала;
-положение об ограниченной ответственности;
-структуру органов управления и порядок управления;
-порядок реорганизации и ликвидации.
Устав содержит все основные характеристики общества:
-тип общества;
-предмет и цели его деятельности;
-состав учредителей;
• фирменное наименование и местонахождение;
-paзмеp уставного капитала;
-виды хозяйственной деятельности;
-процедуры созыва и проведения собраний;
-права и обязанности директора;
-смена директора;
-права и обязанности предприятия;
-описание процедуры финансового контроля и объявления дивидендов, - порядок их выплаты;
-описание процедуры ликвидации и реорганизации;
-порядок выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом при ликвидации.
Структура и формы управления.
Организационная структура- один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
В структуре управления организацией выделяют следующие элементы: звенья (отделы), уровни(ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг-другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура управления организацией (рис. А).
Рис. А. Типовая пирамидальная структура управления организацией
Организационные структуры упраатения отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат: отличительные признаки, в частности размеры производственно- коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово - экономической состоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
Переход к рынку привел к образованию ряда новых организаций. Наиболее распространенной организационной формой являются арендные. С их появлением централизованное управление приобрело ограниченный характер
Раздел №1. Ознакомление с организационно - правовыми формами предприятий (организаций) и их организационной структурой.
Тема №1. Построение структуры предприятия.
Задание №2. Ознакомиться с видами организационных структур (линейной, функциональной, линейно - функциональной, матричной, проектной, продуктовой, инновационной), дать характеристику преимуществ и недостатков.
Организационная структура предприятия (организации) — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. В зависимости от характера связей выделяю! несколько основных типов организационных структур управления: Линейная;
Функциональная;
Линейно-функциональная;
Матричная;
Проектная;
Продуктивная;
Инновационная.
Линейная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической
лестницы.
Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.
Схема линейной организационной структуры управления компании.
Преимущества линейной структуры управления:
четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность;
быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
согласованность действий исполнителей; оперативность в принятии решений; простота организационных форм и четкость взаимосвязей; минимальные издержки производства и минимальная себестоимость выпускаемой продукции;