Доминирующее положение – не противоправное поведение, а особый режим, подлежащий государственному контролю
Доминирующее положение – некое благо. Это возможность определять цены, влиять на условия договоров, иметь клиентуру и т.п. Но раз это благо, то должно быть и обременение. Обременение: субъект, занимающий доминирующее положение, не вправе отказаться от заключения договора; не вправе изъять товар из обращения; не вправе устанавливать сговоры, дискриминирующие условия. Всё это уже правонарушения.
Доминирующее положение на рынке финансовых услуг. Раньше этот вопрос решался вообще даже не нормативными актами. Сейчас есть унифицированный подход. Не может быть признано доминирующим положением положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке и не превышает 20% на региональных рынках.
Правонарушения. Монополистическая деятельность – этот термин обозначает правонарушения хоз. субъектов.
От монополистической деятельности охраняются: 1) публичный порядок, 2) хоз. субъекты и потребители.
Если совершается злоупотребление доминирующим положением и эти действия не имеют результата в виде нарушения или ограничения конкуренции, то это не так страшно.
Признаки ограничения конкуренции. п. 17 ст. 4 ФЗ. Сокращение числа хоз. субъектов, не входящих ни в одну группу лиц; рост или снижение цены товара, не являющиеся изменением спроса; отказ хоз. субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на рынке и т.д.
Субъекты защиты. И хоз. субъекты, и потребители. Проблема: антимонопольные органы принимают заявления от хоз. субъектов в основном.
ФАС может возбудить дело и самостоятельно при получении соответствующей информации.
Виды монополистической деятельности. 1) Злоупотребление доминирующим положением. 2) Соглашения, ограничивающие конкуренцию. 3) Согласованные действия. 4) Противоправная координация экономической деятельности.
Злоупотребление доминирующим положением – не злоупотребление правом. Механизм злоупотребления правом не применяется в отношении данной темы.
1) Злоупотребления: договорные (чаще односторонние действия, связаны с этапом заключения договора и не связанные с договором. Договорные: навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора. Экономический отказ или отклонение от заключения договора… (ст. 10 ФЗ) в случае наличия возможности производства и поставки данного товара. Ценовая – установление монопольно высоких или низких цен.
Монопольно высокая цена – цена, установленная хоз. субъектом, который занимает доминирующее положение. Эта цена превышает 2 параметра: сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли, сформированную в условиях конкуренции цену на сопоставимом рынке. При сопоставлении рынков учитывается состав покупателей и продавцов, условия обращения товара, гос. регулирование.
Если монопольная цена установлена на бирже, то это не нарушение (правда, там есть аж 8 условий).
Монопольно низкая цена – эта цена, наоборот, ниже означенных двух параметров. Если снижение цены совершается субъектом, занимающим доминирующее положение, то это плохо: другие хоз. субъекты вынуждены снижать цены и уходить в минус либо вообще разорятся, а доминирующий хоз. субъект потом опять быстренько поднимет цену. Но такое бывает редко, монопольно низкая цена – это скорее исключение. И это не так опасно, как монопольно высокая цена.
Запрет на доступ к вхождению на рынок. Под этим понимается создание нового или перепрофилирование действующего хоз. субъекта для работы на соответствующем товарном рынке, или распространение деятельности уже существующего субъекта вне этого рынка на этот рынок.
2) Второй вид монополистической деятельности – соглашения. п. 18 ст. 4 ФЗ «о защите конкуренции».
Виды соглашений: горизонтальные соглашения и вертикальные соглашения.
Горизонтальные: 1) картель и 2) иные горизонтальные соглашения (разделены по критерию общественной опасности, картель – наиболее опасные).
1) Картель – вид монополии, которая образуется с участием субъектов, работающих на одном рынке, то есть занимающихся аналогичными или сходными видами дея-ти. И вот эти субъекты создают некую организацию, легитимация организации – соглашение. Особенность картеля – это независимые субъекты и экономически, и юридически.
В Германии вообще конкурентное зак-во называется «антикартельным». Во всех странах мира предусмотрена уголовная отв-ть за образование картеля.
Поэтому требуются особые меры, по типу ОРМ.
ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», картель – соглашения между хоз. субъектами-конкурентами, то есть между хоз. субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения могут привести к последствиям.
Виды картелей: а) сговор о ценах (установление или поддержание цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат, наценок); б) сговор на торгах (повышение, снижение, поддержание цен на торгах); в) сговор о разделе рынка (раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров, по составу продавцов или заказчиков); г) сговор о сокращении или прекращении производства товаров; д) сговор об отказе от заключения договора.
Данный перечень исчерпывающий. За эти виды правонарушений предусмотрена уголовная отв-ть по УК РФ.
2) Иные горизонтальные соглашения. ч. 4 ст. 11 ФЗ. Соглашения между участниками оптового и розничного рынка, которые приводят к манипулированию ценами. Соглашения о навязывании контрагенту невыгодных для него условий договора, необоснованное установление цен и тарифов, создание препятствий доступа на рынок, …
Вертикальные. Ст. 12 ФЗ отдельно посвящена правомерности вертикальных соглашений. Понятие – п. 19 ст. 4 ФЗ: соглашения между хоз. субъектами, один из которых приобретает товар, а другой – предоставляет (или продает).
Признаки вертикальных соглашений: подлежат запрету такие, если они приводят к установлению цены перепродажи товаров, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара; такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не покупать товар хоз. субъекта у субъекта, являющегося конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашение об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком продавца или производителя.
…
Недобросовестная конкуренция зародилась в США, когда суды стали понимать, что никакого нарушения закона вроде нету, но такое поведение противоречит здравому смыслу.
Параллельно в Европе стало появляться. В Европе суды стали ссылаться на честные обычаи делового оборота, начались протесты против переманивания чужой клиентелы.
1883 – парижская конвенция, закреплено понятие недобросовестной конкуренции. Акценты: всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных или торговых делах.
В Германии в 1909г. появился подобный закон. Определение то же. «Возлагается обязанность прекратить действия и возместить ущерб».
3 точки зрения по поводу того, чем является недобросовестная конкуренция.
1) Считается, что это структура злоупотребления правом. 2) Считается, что это правонарушение, т.к. есть прямой запрет на такие действия. 3) Смешанная точка зрения.
Мы придерживаемся следующего: если нет прямого запрета (перечень ведь открытый, все предусмотреть невозможно), то это злоупотребление правом. А если есть прямой запрет, то правонарушение.
По зак-ву РФ недобросовестная конкуренция – любые действия хоз. субъекта, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие зак-ву РФ, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота.
Виды недобросовестной конкуренции. Введение в заблуждение, распространение ложных сведений, введение в заблуждение в отношении производителя товара.
Сейчас в ст. 14 ФЗ установлены. Незаконное получение, использование, распространение сведений, составляющих тайну, …
1) Ущерб при дескридетации конкурента. Ст. 152 ГК – защита репутации юр. лиц. Говорится о том, какими сведениями можно пытаться опорочить деловую репутацию юр. лиц. Это то, что может быть выражено в форме порочащих сведений в СМИ, в интернете, публичных выступлениях, заявлениях, сообщение лицу.
2) Некорректные сравнения с товарами. Сравнение – сопоставление своего товара с товаром конкурента.
3) Защита интеллектуальной собственности. Здесь недобросовестная конкуренция играет главную роль. Есть ряд прямых запретов: тайна, средства индивидуализации, товарный знак и др.
Мера административной отв-ти – штраф. Может быть фиксированным (от 100 до 500 тысяч), может быть нефиксированным, т.е. оборотным (% от выручки).
ДЕМПИНГ.
ФЗ «О спец. Защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Далее – антидемпинговый закон.
Некоторые авторы относят регулирование демпинга к мерам таможенного регулирования, т.к. антидемпинговые пошлины взимают таможенные органы.
Есть мнения: а) демпинг – недобросовестная конкуренция. Демпинг – снижение цены товара и получение конкурентных преимуществ. Противники такого подхода: демпинг – институт не только недобросовестной конкуренции, но и институт, связанный с монопольно низкими ценами (монополистический институт). б) Демпинг – на стыке монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. в) Недобросовестная конкуренция рассматривается в рамках публичного права (внешнеэкономическое право или таможенное право).
Мы придерживаемся второй точки зрения.
Грань противоправности демпинга очень тонкая. Решение о начале расследования принимается лишь Правительством РФ.
Демпинг – соотношение некоторых величин - некоей справедливой цены и демпинговой, т.е. заниженной цены.
Демпинг противоправен, то есть противоправна связь между причинением ущерба отрасли национальной экономики и снижением цены. В РФ предусмотрен формальный состав (угроза причинения ущерба), но этот момент дискуссионный.
Демпинг - п. 5 ст. 2 антидемпингового закона – импорт товара на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости товара.
Сравниваются две величины, чтобы определить, является ли импорт демпинговым: экспортную цену товара и его нормальную стоимость в государстве-экспортере. На основе сопоставления этих величин устанавливается «демпинговая маржа (разница)» (выражается в процентах).
Экспортная цена – цена, по которой товар импортируется (ввозится) на таможенную территорию РФ.
Справедливая цена (нормальная стоимость) – цена аналогичного товара при обычном ходе торговли этим товаром.
Обычный ход торговли – купля-продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, в котором производится или из которого экспортируется этот товар.
Объем продажи товара на рынке иностранного государства является достаточным для определения нормальной стоимости, если такой объем составляет не менее 5% от общего объема экспорта на таможенную территорию РФ.
Демпинг противоправен, если в результате расследования будет установлено, что ввоз товара на территорию РФ причиняет вред отрасли российской экономике или причиняет угрозу ущерба.
Материальный ущерб отрасли – ухудшение положения отрасли, которое наступило вследствие демпинга, выражающееся в сокращении объемов производства товара, снижение рентабельности, негативные воздействия на уровни зарплаты, инвестиций и т.д.
Правовые последствия – антидемпинговая пошлина, одобрение ценовых обязательств, принятых экспортеров.
Одобрение ценовых обязательств – когда сам экспортер добровольно отказывается от применения демпинговых цен. Это обязательство одобряется правительством и товар ввозится по иной цене.
Антидемпинговая пошлина – применяется в результате расследования, если установлен факт демпингового импорта и, как правило, в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами, ввозящими по этой цене. Антидемпинговая пошлина – компенсационная мера, ее размер составляет демпинговую маржу. Взимается она таможенными органами. Следовательно, вопрос – а это мера ответственности вообще? Или просто фискальная мера?
Когда ведется расследование, вводится «временная демпинговая пошлина». Это важная особенность – расследование еще идет, а пошлина уже вводится. Решение о ней должно быть принято не ранее чем за 60 дней до начала расследования.