Пояснительная записка к проекту закона Пермского края
ПРОЕКТ
вносит группа членов Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пермского края
Закон Пермского края
Об установлении отдельных ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков
Принят
Законодательного Собрания
Пермского края
от __ _______ 2014 года
Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон устанавливает ограничения в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков и безалкогольных тонизирующих напитков в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Федеральным законом от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов населения Пермского края.
2. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков и безалкогольных тонизирующих напитков, а также физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск слабоалкогольных тонизирующих напитков и безалкогольных тонизирующих напитков покупателям по договорам розничной купли-продажи.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) слабоалкогольные тонизирующие напитки - слабоалкогольные напитки специального назначения с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9 процентов объема готовой продукции, содержащие кофеин и (или) другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека;
2) безалкогольные тонизирующие напитки - безалкогольные напитки специального назначения, содержащие кофеин синтетического происхождения, природные биологические вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие на организм человека, за исключением чая, кофе и напитков на их основе;
3) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность;
4) детские организации - организации, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, развитие, охрану здоровья и отдых детей, удовлетворение их общественных потребностей, в том числе подростковые клубы;
5) образовательные организации - организации, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (образовательные учреждения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Статья 3. Ограничения в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков
На территории Пермского края не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков.
Статья 4. Ограничения в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков
Не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих налитков:
1) несовершеннолетним;
2) в детских, образовательных и медицинских организациях;
3) в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
4) в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи.
Статья 5. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу в течение 10 дней с момента опубликования.
Губернатор
Пермского края
В.Ф. БАСАРГИН
Пояснительная записка к проекту закона Пермского края
«Об установлении отдельных ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков»
В соответствии с п. 5 (2 абзац) статьи 16 Федерального закона
от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» – органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Региональные власти могут, не дожидаясь федерального закона, самостоятельно принимать решение об ограничении продажи или о полном запрете энерготоников.
Данный Закон призван запретить продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков и ограничить продажу безалкогольных тонизирующих напитков на территории Пермского края.
Стоит отметить, что энерготоники уже были запрещены на территории ряда регионов: Чеченской Республики, Чукотского Автономного Округа, Краснодарского края и Карачаево-Черкесской Республики.
С апреля 2014 года активная молодежь более чем в 26 регионах провела серию акций в формате информационных пикетов, сбора подписей жителей, поддерживающих полный запрет алкогольных энергетиков – данная тема стала федеральным трендом. Пермский край не стал исключением.
16 апреля 2014 года депутаты Забайкальского края приняли законопроект, запрещающий торговлю «алкоэнергетиками» сразу в двух чтениях. Закон вступил в силу с 1 июля 2014 года.
В Республике Коми депутаты Государственного Совета республики 24 апреля 2014 года проголосовали за введение запрета на их розничную продажу. Закон начал действовать через десять дней после публикации – торговать «энергетиками» перестали в первой половине мая.
Думой Ставрополья принят краевой Закон «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края, внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».
Помимо ограничений, которые уже действуют на территории Ставрополья, Закон предусматривает введение полного запрета на продажу на территории региона энергетиков, с 24 мая продажа алкогольных энергетиков запрещена на территории Ставропольского края.
29 мая на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области был принят Закон «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области». Изменения предусматривают запрет продажи в розничной торговой сети региона алкогольных энергетических коктейлей. В конце 2012 г. в Ульяновской областной клинической больнице зарегистрировано два случая ишемического инсульта у молодых людей 17 и 22 лет после употребления энергетических напитков. Закон вступил в силу с 1 июля 2014 года.
10 июня 2014 года депутаты Алтайского края приняли в 1 чтении законопроект, запрещающий розничную продажу слабоалкогольной тонизирующей продукции в Алтайском крае. Депутаты единогласно проголосовали «За», второе чтение состоялось в августе.
19 июня, перед летними каникулами, в Калуге прошла заключительная сессия Законодательного Собрания области. Одним из ключевых вопросов заседания сессии стал запрет на продажу слабоалкогольных энергетиков. Региональный парламент поддержал запрет на продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Калужской области. Запрет вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.
В Тюменской областной Думе 19 июня состоялась пресс-конференция по вопросу запрета продажи алкогольных энергетических напитков. В пресс-конференции приняли участие начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, заместитель главного врача по медицинской части, главный нарколог города Тюмени, а также представитель общественных организаций. Правительством Тюменской области разработан проект постановления, который вступит в силу 1 сентября 2014 года и будет запрещать розничную продажу на территории Тюменской области энергетических напитков, которые содержат от 1,5% до 9% этилового спирта.
26 июня 2014 года депутаты Законодательного Собрания Ростовской области приняли Закон об ограничении продажи слабоалкогольных и безалкогольных энергетических напитков. Согласно закону на территории региона запрещена розничная продажа «энергетиков», содержащих алкоголь, с 1 сентября 2014 года.
22 июля 2014 года в Правительстве Тульской области подписано постановление, запрещающее продажу алкогольных тонизирующих напитков. Соответствующее постановление «О внесении дополнения в Постановление Правительства Тульской области от 11 апреля 2012 года № 136 «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Тульской области» вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (22 июля).
31 июля депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области рассмотрели проект изменений в Закон «О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области» и приняли его в двух чтениях. В целях адаптации предпринимателей, которые занимаются розничной продажей данной продукции, правительство Нижегородской области предлагает установить срок вступления в силу Закона с 1 января 2015 года. Кроме того, до этого времени будут внесены соответствующие изменения в КоАП, предполагающие наказание за нарушение закона.
С конца 2010 г. алкогольные энергетические напитки, содержащие кофеин, изъяты из продажи на территории ряда штатов США (Вашингтон, Мичиган, Юта, Оклахома и др.) на основании заключения экспертных организаций об их вреде для здоровья людей.
Считаем необходимым данную законодательную практику распространить на территорию Пермского края.