Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
В процессе самостоятельной работы по дисциплине студент должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми умениями.
Самостоятельная работа студентов весьма многообразна.
Она включает в себя различные формы организации:
1) Самостоятельное изучение учебных курсов. Это - умение слушать и конспектировать лекции, работать над докладами, рефератами, выступлениями на семинарских занятиях, активно участвовать в них, готовиться к зачетам и экзаменам;
2) Работа с научной литературой, изучение нормативных документов, руководящих документов (приказов), изданий СМИ, содержащих материалы, способствующие углублению и расширению знаний по теме;
3) Внеаудиторное изучение и исследование проблем изучаемых учебных дисциплин: участия в исследованиях кафедры, в обсуждениях различных вопросов на конференциях студентов, в конкурсах студенческих работ, в пропаганде научных знаний и т.д.
Особенностью самостоятельной работы по курсу «Юридические лица» является изучение студентами значительного количества международных конвенций, регулирующих различные институты, входящие в систему гражданское право.
Немаловажное значение в организации самостоятельной работы студента играет его режим труда и отдыха. Студент должен уметь планировать свой индивидуальный режим работы и отдыха на предстоящий день или неделю таким образом, чтобы всегда заниматься в часы наибольшей для него работоспособности и рационально использовать отведенное для отдыха время. Для этого необходимо выработать стройную систему организации труда, чтобы на протяжении всего семестра максимально использовать для самостоятельной работы будни, высвобождая выходные дни для полноценного отдыха и углубленных занятий по интересам.
Самостоятельная работа будет более плодотворной, если ей придается целенаправленный характер, если она организуется на научной основе. При этом необходимо обращать внимание на следующие факторы:
1. Целеустремленность, сознательная активность в поисках более совершенных способов овладения знаниями, умением и навыками к самостоятельному творческому мышлению.
2. Систематичность и последовательность в работе.
3. Сочетание высокой требовательности к себе с умением организовать свой режим труда и отдыха.
4. Планомерность в самостоятельной работе.
Самым основным методом самостоятельной работы студента, на котором следует остановиться более подробно, является метод самостоятельного изучения литературы. Место, занимаемое им в процессе обучения, определяется теми особенностями, которые имеет чтение печатного текста по сравнению со слушанием устного изложения. При чтении нет принудительного темпа. Студент сам устанавливает его в зависимости от целей, характера литературного источника и своей подготовленности. Таким образом, при чтении создаются благоприятные условия для всестороннего осмысления и закрепления учебного материала.
Научиться работать с книгой для студента значит, прежде всего, приобрести хорошие навыки самостоятельного изучения учебных материалов. Какова же методика работы с книгой? Ведущие специалисты в области методики отмечают, что работа с книгой требует:
1) Сосредоточиваться на том, что читаешь;
2) «Вынимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
3) «Охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;
4) Мыслить последовательно;
5) Наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь.
Не утратила своей силы старая истина: книги хороши лишь для тех людей, которые умеют их читать.
Работа над книгой - это работа с карандашом в руках. Различные записи прочитанного дисциплинируют читателя, облегчают его умственный труд, мобилизуют внимание, позволяют выделить главное. Записи - как бы контролируют восприятие прочитанного. Они облегчают запоминание и предохраняют от возможных неточностей.
Преподаватели рекомендуют студента следующие виды записей.
Заметки на полях. Они делаются только на собственных (а не библиотечных!) книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений. У каждого читателя эта система своя, особенная, ибо методы и техника работы над книгой весьма разнообразны и всегда носят печать личного навыка и опыта.
План прочитанного. Он представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста книги. Запись прочитанной книги в виде развернутого плана сделать нетрудно, если материал книги хорошо осмыслен и продуман.
Выписки. Они делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных мест текста книги. Любая выписка, в особенности цитата, должна быть обозначена ссылкой на источник.
Тезисы. Этот вид записи представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги и особенно удобен, когда необходимо выступить на семинаре по содержанию отдельного произведения, рекомендованного преподавателем.
Конспект. В отличие от плана он представляет собой довольно подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр.
Конспектирование, в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.
Конспекты условно подразделяют на четыре типа:
1. Плановые;
2. Текстуальные;
3. Свободные;
4. Тематические.
План-конспект представляет собой запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется.
При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре.
Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.
Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника в графическом виде.
Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов.
Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это - наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя.
Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос - тему на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может не отображать полное содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.
Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы (контрольной, курсовой, реферата) и подготовке к зачету или экзамену.
Перед студентом постоянно стоит актуальная задача - воспитывать в себе умение работать самостоятельно. Это вопрос далеко не новый, но больших успехов здесь можно достичь только в том случае, если подходить к нему творчески, постоянно совершенствуя навыки самостоятельной работы, овладевая новыми методами организации умственного труда, особое внимание обращая на индивидуальную работу.