Раздел «Оценка риска и страхование»

Задача данного раздела – рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния. При написании данного раздела предприниматель должен осветить следующие основные моменты:

1. привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого.

2. указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков.

3. представить программу страхования от рисков.

Вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.

Глубина анализа рисковости дела зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя и величины проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. Для более простых проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок. Главное тут – не сложность расчетов и не точность вычислений вероятности сбоев, а умение предпринимателя заранее предугадать все типы возможных рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и моменты их возникновения. А затем, разработать меры по сокращению числа этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их возникновения) могут обойтись фирме.

Для этого необходимо сделать следующее:

1. выявить полный перечень возможных рисков.

2. определить вероятность возникновения каждого.

3. оценить ожидаемый размер убытков при их возникновении.

4. проранжировать их по вероятности возникновения.

5. установить приемлемый уровень риска и отбросить все риски, вероятность возникновения которых ниже данного уровня.

После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо определить для каждого из них организационные меры по его профилактике и нейтрализации.

Что касается страхования, то здесь следует отметить, что в нашей стране система страхования развита пока крайне слабо. Если в ближайшие годы у нас сумеют создать современную систему просто будет указывать, какие типы страховых полисов, на какие суммы и в каких страховых компаниях планируется приобрести.

Диапазон рисков достаточно широк, от пожаров, землетрясений и т. п. до забастовок и межнациональных конфликтов, изменений в налогооб­ложении, колебании валютных курсов.

Наиболее характерные риски, которым подвергается предприятие, включают укрупненно:

1 . Риск ущерба зданиям и сооружениям.

2. Риск отказов, поломок технологического оборудования.

3. Риск ущерба материальным затратам.

4. Риск нарушений технологического процесса.

5. Риск освоения новой техники, технологии.

6. Экологические риски.

7. Риск при проведении строительно-монтажных работ (СМР).

8. Финансовые риски (неплатежи и т.п.).

9. Риски работы с наличными деньгами

10.Риск ущерба при грузоперевозках.

11 .Риск эксплуатации транспортных средств.

12.Риск ущерба работникам предприятия.

13 .Риск ущерба другим лицам.

14.Военные риски.

15.Политические риски.

Анализ риска

1. Выявление ключевых факторов

На эффективность проекта могут повлиять такие факторы, как объем спроса, изменение цены на сырье и основные материалы, цены на продукцию.

I.Снижение объема спроса на 25%

Объем выпуска продукции*(1-0,25)=…….

тыс.руб.

Годовой объем продаж.................................................................................

НДС................................................................................................................

Акциз(%)........................................................................................................

Полная себестоимость реализованной продукции......................................

В том числе:

материальные затраты...........................................................................

затраты на оплату труда.......................................................................

переменные накладные расходы...........................................................

постоянные накладные расходы, включая амортизацию....................

Прибыль до уплаты налога..........................................................................

Налог с превышения расходов на оплату труда.........................................

Чистая прибыль.............................................................................................

На основе этих показателей рассчитываем три основных коэффициента для всех трех рисков

1.Коэффициент экономической эффективности (руб/год) = отношение чистой прибыли к полным инвестиционным затратам.Полные инвестиционные затраты складываются из инвестиций в основной капитал (оборудование, лицензия, право аренды производственных площадей) и инвестиции в оборотный капитал.

2.Годовой экономический эффект (тыс.руб.) = чистая прибыль –полные инвестиционные затраты * нормативный коэффициент эффективности.

Нормативный коэффициент берется равным 1,15.

3.Период возврата инвестиций (лет) = Отношение полных инвестиционных затрат к (Чистой прибыли + Амортизационные отчисления).

II.Снижение цены продукции на 25%

Цена продукции =Цена*(1-0,25)

тыс.руб.

Годовой объем продаж.................................................................................

НДС................................................................................................................

Акциз(%)........................................................................................................

Полная себестоимость реализованной продукции......................................

В том числе:

материальные затраты...........................................................................

затраты на оплату труда.......................................................................

переменные накладные расходы...........................................................

постоянные накладные расходы, включая амортизацию....................

Прибыль до уплаты налога..........................................................................

Налог с превышения расходов на оплату труда.........................................

Чистая прибыль.............................................................................................

Таким образом, определили годовую чистую прибыль при снижении цены продукции на 25%.

Используем эти показатели для нахождения трех коэффициентов.

III.Увеличение стоимости сырья и основные материалов на 25%

Цена сырья и основных материалов =Цена*(1+0,25)

тыс.руб.

Годовой объем продаж.................................................................................

НДС................................................................................................................

Акциз(%)........................................................................................................

Полная себестоимость реализованной продукции......................................

В том числе:

материальные затраты...........................................................................

затраты на оплату труда.......................................................................

переменные накладные расходы...........................................................

постоянные накладные расходы, включая амортизацию....................

Прибыль до уплаты налога..........................................................................

Налог с превышения расходов на оплату труда.........................................

Чистая прибыль.............................................................................................

Таким образом, определили годовую чистую прибыль при увеличении стоимости сырья и основных материалов на 25%.

Наши рекомендации