Тема № 8. Федеральные налоги и сборы

Федеральные налоги и сборы

*Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог яв­ляющийся надбавкой к цене товара. Плательщиками налога яв­ляются организации, индивидуальные предприниматели, а так­же лица, перемещающие товар через таможенную границу Рос­сии.

Объектами налогообложения в данном случае считаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом для целей обложения дан­ным налогом под реализацией товаров (работ, услуг) понима­ется передача на возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары или результаты выполненных работ, оказание услуг одним субъектом другому. Также объектами этого налога являются:

· реализация предметов залога и переда­ча товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашениям о предоставлении, отступного или новации;

· передача на территории Российской Федерации товаров (вы­полнение услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций;

· выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

· ввоз товаров на таможенную тер­риторию Российской Федерации.

Законодательство устанавливает широкий перечень объектов и операций, не подлежащих обложению НДС.

Так, согласно п. 3 ст. 39 НК РФ не относятся к реализации и, таким образом, выбывают из объектов налогообложения:

Для полноценного осуществления возложенных полномо­чий освобождаются от уплаты НДС органы государственной власти и местного самоуправления в случаях:

· выполнения работ (оказания услуг), если эта обязанность установлена соответствующим законодательством или актами местного самоуправления;

· получения на безвозмездной основе объектов основных средств. Указанное правило распространяется и на бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В целях развития социальной политики государства не явля­ется объектом НДС - передача на безвозмездной основе органам государственной власти или органам местного самоуправления жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объ­ектов социально-культурного и жилищно-коммунального на­значения, а также дорог, электрических сетей и других подоб­ных объектов.

Не облагается данным налогом и передача имущества госу­дарственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность освобо­ждения плательщика НДС от исполнения обязанностей, связан­ных с его исчислением и уплатой (ст. 145).

Решение об освобож­дении принимается налоговыми органами и распространяется только на организации и индивидуальных предпринимателей при условии, что за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков не превысила 1 млн. руб.

При этом не освобождаются от обложе­ния налогом объекты, образующиеся в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Освобожде­ние организаций и индивидуальных предпринимателей от упла­ты НДС производится на срок, равный 12 календарным меся­цам.

Законодательством установлен закрытый перечень операций, не подлежащих обложению НДС, и определен круг субъектов, деятельность которых не относится к объектам льготного налого­обложения (ст. 149 НК РФ).

* Акцизы

Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, подакцизными являются товары, монопольно производимые государством; пользующиеся наибольшим спро­сом; либо, напротив, дефицитные.

По общему правилу плательщиками акцизов являются орга­низации, индивидуальные предприниматели и лица, переме­щающие товары через таможенную границу Российской Феде­рации. При этом субъектом данного налога являются только реализаторы подакцизной продукции, а их контрагентами мо­гут быть любые лица, не обязательно признаваемые п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями.

Относительно деятельности в рамках договора простого то­варищества (договора о совместной деятельности) при опреде­лении плательщика данного налога имеются следующие осо­бенности. Налогоплательщиком, исполняющим соответствую­щие обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, считается лицо, ведущее дела простого товарищества. Это лицо, как правило, осуществляет и бухгалтерские операции по испол­нению договора о совместной деятельности, поэтому импера­тивное требование НК РФ о признании его плательщиком ак­цизов вполне закономерно.

Если ведение дел осуществляется всеми участниками дого­вора о совместной деятельности, то по решению товарищей на­логовые обязанности возлагаются на одно лицо (участника). Выбранный в качестве налогоплательщика участник приобре­тает все права и несет обязанности плательщиков акцизов. При этом до начала первой подакцизной операции он должен из­вестить налоговые органы о принятии обязанностей налогопла­тельщика.

Законодательство устанавливает перечень подакцизных то­варов и подакцизного минерального сырья, относя к ним:

· спирт этиловый из всех видов сырья (кроме коньячного спир­та),

· спиртосодержащую продукцию (кроме лекарственных, ле­чебно-профилактических, диагностических средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической про­дукции, товаров бытовой химии в аэрозольной упаковке),

· алкогольную продукцию, пиво,

· табачную продукцию,

· ювелирные изделия,

· легковые автомобили и мотоциклы,

· бензин, дизельное топливо, моторные масла,

· нефть, газовый конденсат и природ­ный газ.

1.Объектом налогообложения акцизами является реализация, т. е. передача на территории Российской Федерации на возмезд­ной основе, права собственности от одних лиц, производящих подакцизный товар, другим.

Одновременно НК РФ обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет освобождаемых от налогообложения операций по производству и реализации подакцизных товаров. При от­сутствии раздельного учета подакцизных товаров сумма налога исчисляется налоговыми органами на основе максимальной ставки от единой налоговой базы.

Особый правовой режим освобождения от акцизов установ­лен относительно операций по реализации подакцизных това­ров за пределы Российской Федерации, т. е. от помещенных под таможенный режим экспорта.

Во-первых, вывоз товаров за пределы России должен осуществляться непосредственно их производителем или собственником.

Во-вторых, освобождение от уплаты акциза возможно только в случае представления в налоговый орган поручительства уполномоченного банка. При этом к форме и содержанию поручительства предъявляются особые требования в виде наличия обязательства банка упла­тить в полном объеме сумму акциза и соответствующую пеню в случае непредставления налогоплательщиком (клиентом банка) документов, свидетельствующих о факте экспорта подакцизных товаров. При неисполнении (или ненадлежащем исполнении) банком обязательства по договору поручительства налоговые органы вправе обратиться в суд в порядке искового производ­ства о принудительном взыскании с поручителя акциза и на­численной пени.

В случае отсутствия поручительства уполномоченного банка акциз уплачивается на общих основаниях, однако после пре­доставления в налоговые органы документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, уплаченная сумма акциза и на­численная пеня подлежат возврату налогоплательщику.

Налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждо­му виду товара и зависит от вида налоговой ставки. Относи­тельно подакцизных товаров, на которые установлены твердые налоговые ставки, налоговая база определяется как объем пере­данных (реализованных) товаров в натуральном выражении. Если подакцизные товары облагаются процент­ными ставками, то налоговая база определяется как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная без учета акцизов, НДС и налога с продаж. Налоговый кодекс РФ запре­щает включать в налоговую базу полученные средства, не свя­занные с реализацией подакцизных товаров.

Акцизные ставки носят довольно подвижный характер и нередко изменяются в зависимости от финансовой политики государства.

Кроме названного порядка уплаты акцизов законодателем предусмотрен авансовый платеж при реализации налогопла­тельщиками алкогольной продукции. Федеральное законодательство установило обязательную маркировку региональными специальными марками алкогольной продукции, реализуемой на территории Российской Федерации. При покупке налого­плательщиком региональной специальной марки и происходит уплата авансового платежа акциза.

При реализации подакцизных товаров налогоплательщик обязан предъявить покупателю к оплате сумму налога, которая выделяется в расчетных документах отдельной строкой. Если реализуемый подакцизный товар освобожден от данного нало­га, то обязанностью продавца является внесение в платежные документы записи «без акциза». При реализации подакцизных товаров через розничную сеть сумма налога включается в цену товара, но отдельно на ярлыках (ценниках) не выделяется.

Налогоплательщику предоставлено право (в некоторых слу­чаях) уменьшать общую сумму уплачиваемого акциза, т. е. осу­ществлять налоговые вычеты. Налоговые вычеты применяются относительно подакцизных товаров, ввезенных на террито­рию Российской Федерации, выпущенных в свободное обраще­ние и используемых в дальнейшем в качестве сырья для произ­водства подакцизных товаров. Уменьшается сумма налога при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Предусмотрены налоговые вычеты в случае возврата покупателем оплаченных подакцизных товаров или отказа от них. Относительно алкогольной продукции, подлежащей обяза­тельной маркировке, подлежат вычету суммы авансовых плате­жей, уплаченные налогоплательщиком при приобретении ак­цизных марок или специальных региональных марок. Также уменьшается сумма акциза, начисляемого на этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый для произ­водства алкогольной продукции.

Следует отметить, что налоговые вычеты применяются толь­ко при условии предоставления налогоплательщиком в налого­вые органы расчетных документов и счетов-фактур, выставлен­ных продавцами при приобретении подакцизных товаров, либо на основании таможенной документации, подтверждающей ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федера­ции и уплату соответствующей суммы налога.

По общему правилу акциз уплачивается ежемесячно с обяза­тельным представлением в налоговые органы специальной декларации. Особый режим уплаты данного налога предусмотрен при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и определяется таможенным законода­тельством. Согласно положениям ТК РФ уплата акцизов пред­ставляет неотъемлемое условие подачи таможенной деклара­ции, следовательно, акцизы уплачиваются — до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации — непо­средственно таможенному органу.

Относительно исполнения обязанности по уплате акцизов в рамках договора простого товарищества действует принцип со­лидарной ответственности, являющийся отражением п. 2 ст. 1047 ГК РФ. Согласно названной норме, если договор про­стого товарищества связан с осуществлением предпринима­тельской деятельности, то контрагенты по такому договору от­вечают по общим долгам и обязательствам солидарно. Поэтому при полном и своевременном исполнении обязанности по уп­лате акциза лицом, ведущим дела простого товарищества, счи­тается исполненной и налоговая обязанность другими участни­ками договора о совместной деятельности. Аналогично в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) выбранным пла­тельщиком возложенных на него налоговых обязанностей на­ступает солидарная ответственность всех участников простого товарищества по уплате акцизов.

* Налог на доходы физических лиц — это прямой налог, обра­щенный непосредственно к доходам граждан-налогоплатель­щиков.

Подоходный налог по своей сущности является юридиче­ской формой экономической связи человека и государства, по­этому правовой режим подоходного налогообложения во мно­гом определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства).

Налог на доходы физических лиц уплачивают лица, являю­щиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от российских источников. Таким образом, правовой статус плательщиков данного налога зависит от того, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации.

Российской Федерации требу­ется ежегодное подтверждение налогового резидентства.

Главное различие налоговых резидентов и нерезидентов за­ключается в объеме выполняемой налоговой обязанности.

На­логовые резиденты уплачивают подоходный налог со всех видов доходов, независимо от территории их получения, т. е. несут полную налоговую обязанность перед государством.

Налоговые нерезиденты уплачивают налог только в части доходов, полу­ченных от источников Российской Федерации, поэтому они не­сут усеченную (ограниченную) налоговую обязанность.

Объектом подоходного налогообложения для физических лиц-резидентов признается любой доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а для физических лиц-нерезидентов — только доход, полученный от источников на территории России.

По общему правилу в состав налогооблагаемой базы вклю­чаются все доходы. налогоплательщика, полученные им в де­нежной и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материаль­ной выгоды.

Перечень доходов, подлежащих подоходному налогообложе­нию, не является исчерпывающим, поскольку законодателем допускается появление новых источников материальных благ.

Кроме объектов, не подлежащих налогообложению, законо­дательством установлены налоговые вычеты — денежные сум­мы в твердо определенном размере, вычитаемые из налоговой базы некоторых категорий налогоплательщиков.

Право на получение социальных и имущественных налого­вых вычетов предоставляется налогоплательщику по его пись­менному заявлению при подаче им налоговой декларации. Со­гласно налоговому законодательству имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только один раз в жизни.

Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации предоставлено право устанавливать иные размеры социальных и имущественных вычетов с учетом своих регио­нальных особенностей, но более размеров налоговых вычетов, определенных НК РФ.

Физические лица могут уплачивать налог на доходы как са­мостоятельно, так и через налоговых агентов.

В Российской Федерации одним из принципов налогообло­жения доходов физических лиц является признание приоритета норм международных договоров над внутренним законодатель­ством. В этой связи в целях избежания двойного налогообложения, фактически уплаченные налоговым резидентом суммы на­лога с доходов, полученных за пределами Российской Федера­ции, не засчитываются при уплате подоходного налога внутри страны. При этом размер засчитываемой суммы не может пре­вышать ставки российского подоходного налога. Для реализа­ции данного принципа необходимо наличие действующего меж­дународного договора между Российской Федерацией и соответ­ствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения.

*Единый социальный налог (взнос) — это обязательный, инди­видуально безвозмездный платеж целевого назначения, взимае­мый с работодателей, индивидуальных предпринимателей, родовых и семейных общин в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхо­вание, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Единый социальный налог является новеллой российского налогового права, впервые введенной в действие гл. 24 НК РФ. Он зачисляется в государственные общефедеральные внебюд­жетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального стра­хования и фонды обязательного медицинского страхования. Включение единого социального налога в налоговую систему Российской Федерации можно объяснить тем, что в процессе государственно-правовых и социальных реформ поставлена цель создать действующую систему обязательного социального страхования работников. Подобные страховые системы функ­ционируют практически во всех развитых странах.

Данный налог имеет ряд юридических особенностей, отли­чающих его от налога в классическом понимании.

Во-первых, природа единого социального налога коренится в страховых взносах, взимавшихся в нашей стране до принятия части второй НК РФ. Единый социальный налог вошел в налоговую систему в качестве обобщающей категории, скомпоновав страховые взносы, но сохранив их сущность. Следовательно, единый со­циальный налог:

во-первых, имеет юридические признаки стра­ховых взносов;

во-вторых, данный налог зачисляется не в бюд­жетную систему, а во внебюджетные фонды;

в-третьих, лицо, в пользу которого произведена уплата единого социального нало­га, считается застрахованным и, таким образом, приобретает право требования (возмещения) денежной компенсации при наступлении страхового случая. Таким образом, у этого налога не в полной мере проявляется признак безвозмездности.

Единый социальный налог имеет характерную черту в виде целевого назначения, в то время как все остальные федераль­ные налоги зачисляются в федеральный бюджет для совокупно­го покрытия его расходной части.

Единый социальный налог имеет две группы плательщиков, классификация которых зависит от объекта обложения.

К пер­вой относятся работодатели, нанимающие иных лиц и, следо­вательно, уплачивающие налог за использование привлеченно­го труда.

Ко второй группе относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты. Особенностью этой категории налогоплательщиков является то, что они уплачивают единый социальный налог только в Пенсионный фонд РФ и в медицинские фонды социального страхования.

Из числа плательщиков данного налога исключаются орга­низации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Феде­рации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Отнесение налогоплательщиков к одной из вышеназванных категорий влияет на определение объекта обложения, налого­вой базы и ставок единого социального налога.

Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, объектом налогообложения являются доходы от предпринима­тельской либо иной профессиональной деятельности, за выче­том расходов, произведенных для осуществления этой дея­тельности. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную форму налогообложения, уплачивают единый со­циальный налог с дохода, определяемого исходя из стоимости патента.

Особый порядок определения налогооблагаемой базы уста­новлен относительно натуральной формы оплаты труда, осуще­ствляемой в виде сельхозпродуктов или товаров для детей. Объ­ектами единого социального налога они являются только в части суммы, превышающей 1000 руб. в месяц на одного работника.

Налоговая база для налогоплательщиков-работодателей со­ставляет сумму любых доходов (кроме не подлежащих нало­гообложению), начисленных ими за календарный год в поль­зу работников, либо сумму иных выплат физическим лицам, не связанным с ними трудовым либо гражданско-правовым договором.

Для налогоплательщиков, не являющихся работо­дателями, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных ими за календарный год как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной про­фессиональной деятельности на территории России, за выче­том расходов, связанных с их извлечением.

От уплаты единого социального налога освобождаются ино­странные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории России предпринимательскую деятельность, при условии, что они не имеют права на государственное пенсион­ное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств государственных общефедеральных фондов.

Ставки единого социального налога по своей сущности яв­ляются совокупностью тарифов страховых взносов и зависят от категории налогоплательщика, а также суммы получаемых им доходов. Налоговым законодательством установлена регрессив­ная шкала обложения, которая должна способствовать повыше­нию заинтересованности налогоплательщика в получении больших доходов и увеличению налоговой базы. Взимаемый налог распределяется в соответствующие государственные вне­бюджетные фонды по различным ставкам в зависимости от це­левого назначения фонда.

Включение единого социального налога в налоговую систе­му Российской Федерации означает проведение налоговыми органами (относительно соответствующих налогоплательщи­ков) всех мероприятий по сбору данного налога и внесению его в соответствующие фонды, налоговому контролю, применению санкций, осуществлению зачета или возврата излишне упла­ченных сумм налога. При этом федеральные внебюджетные фонды, имея в своем распоряжении страховые взносы на праве оперативного управления, не могут вмешиваться в деятельность налоговых органов.

Существенные полномочия по контролю за своевременно­стью уплаты единого социального налога возложены на обслу­живающие банки. Банк имеет право выдавать клиенту-налого­плательщику денежные средства на оплату труда только после предоставления последним исполненного платежного поруче­ния на перечисление единого социального налога.

И другие Федеральные налоги.

.

Наши рекомендации