Тема № 8. Федеральные налоги и сборы
Федеральные налоги и сборы
*Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог являющийся надбавкой к цене товара. Плательщиками налога являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товар через таможенную границу России.
Объектами налогообложения в данном случае считаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом для целей обложения данным налогом под реализацией товаров (работ, услуг) понимается передача на возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары или результаты выполненных работ, оказание услуг одним субъектом другому. Также объектами этого налога являются:
· реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашениям о предоставлении, отступного или новации;
· передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций;
· выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
· ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Законодательство устанавливает широкий перечень объектов и операций, не подлежащих обложению НДС.
Так, согласно п. 3 ст. 39 НК РФ не относятся к реализации и, таким образом, выбывают из объектов налогообложения:
Для полноценного осуществления возложенных полномочий освобождаются от уплаты НДС органы государственной власти и местного самоуправления в случаях:
· выполнения работ (оказания услуг), если эта обязанность установлена соответствующим законодательством или актами местного самоуправления;
· получения на безвозмездной основе объектов основных средств. Указанное правило распространяется и на бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В целях развития социальной политики государства не является объектом НДС - передача на безвозмездной основе органам государственной власти или органам местного самоуправления жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей и других подобных объектов.
Не облагается данным налогом и передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность освобождения плательщика НДС от исполнения обязанностей, связанных с его исчислением и уплатой (ст. 145).
Решение об освобождении принимается налоговыми органами и распространяется только на организации и индивидуальных предпринимателей при условии, что за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков не превысила 1 млн. руб.
При этом не освобождаются от обложения налогом объекты, образующиеся в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от уплаты НДС производится на срок, равный 12 календарным месяцам.
Законодательством установлен закрытый перечень операций, не подлежащих обложению НДС, и определен круг субъектов, деятельность которых не относится к объектам льготного налогообложения (ст. 149 НК РФ).
* Акцизы
Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). Как правило, подакцизными являются товары, монопольно производимые государством; пользующиеся наибольшим спросом; либо, напротив, дефицитные.
По общему правилу плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. При этом субъектом данного налога являются только реализаторы подакцизной продукции, а их контрагентами могут быть любые лица, не обязательно признаваемые п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями.
Относительно деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) при определении плательщика данного налога имеются следующие особенности. Налогоплательщиком, исполняющим соответствующие обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, считается лицо, ведущее дела простого товарищества. Это лицо, как правило, осуществляет и бухгалтерские операции по исполнению договора о совместной деятельности, поэтому императивное требование НК РФ о признании его плательщиком акцизов вполне закономерно.
Если ведение дел осуществляется всеми участниками договора о совместной деятельности, то по решению товарищей налоговые обязанности возлагаются на одно лицо (участника). Выбранный в качестве налогоплательщика участник приобретает все права и несет обязанности плательщиков акцизов. При этом до начала первой подакцизной операции он должен известить налоговые органы о принятии обязанностей налогоплательщика.
Законодательство устанавливает перечень подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, относя к ним:
· спирт этиловый из всех видов сырья (кроме коньячного спирта),
· спиртосодержащую продукцию (кроме лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии в аэрозольной упаковке),
· алкогольную продукцию, пиво,
· табачную продукцию,
· ювелирные изделия,
· легковые автомобили и мотоциклы,
· бензин, дизельное топливо, моторные масла,
· нефть, газовый конденсат и природный газ.
1.Объектом налогообложения акцизами является реализация, т. е. передача на территории Российской Федерации на возмездной основе, права собственности от одних лиц, производящих подакцизный товар, другим.
Одновременно НК РФ обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет освобождаемых от налогообложения операций по производству и реализации подакцизных товаров. При отсутствии раздельного учета подакцизных товаров сумма налога исчисляется налоговыми органами на основе максимальной ставки от единой налоговой базы.
Особый правовой режим освобождения от акцизов установлен относительно операций по реализации подакцизных товаров за пределы Российской Федерации, т. е. от помещенных под таможенный режим экспорта.
Во-первых, вывоз товаров за пределы России должен осуществляться непосредственно их производителем или собственником.
Во-вторых, освобождение от уплаты акциза возможно только в случае представления в налоговый орган поручительства уполномоченного банка. При этом к форме и содержанию поручительства предъявляются особые требования в виде наличия обязательства банка уплатить в полном объеме сумму акциза и соответствующую пеню в случае непредставления налогоплательщиком (клиентом банка) документов, свидетельствующих о факте экспорта подакцизных товаров. При неисполнении (или ненадлежащем исполнении) банком обязательства по договору поручительства налоговые органы вправе обратиться в суд в порядке искового производства о принудительном взыскании с поручителя акциза и начисленной пени.
В случае отсутствия поручительства уполномоченного банка акциз уплачивается на общих основаниях, однако после предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров, уплаченная сумма акциза и начисленная пеня подлежат возврату налогоплательщику.
Налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду товара и зависит от вида налоговой ставки. Относительно подакцизных товаров, на которые установлены твердые налоговые ставки, налоговая база определяется как объем переданных (реализованных) товаров в натуральном выражении. Если подакцизные товары облагаются процентными ставками, то налоговая база определяется как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная без учета акцизов, НДС и налога с продаж. Налоговый кодекс РФ запрещает включать в налоговую базу полученные средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.
Акцизные ставки носят довольно подвижный характер и нередко изменяются в зависимости от финансовой политики государства.
Кроме названного порядка уплаты акцизов законодателем предусмотрен авансовый платеж при реализации налогоплательщиками алкогольной продукции. Федеральное законодательство установило обязательную маркировку региональными специальными марками алкогольной продукции, реализуемой на территории Российской Федерации. При покупке налогоплательщиком региональной специальной марки и происходит уплата авансового платежа акциза.
При реализации подакцизных товаров налогоплательщик обязан предъявить покупателю к оплате сумму налога, которая выделяется в расчетных документах отдельной строкой. Если реализуемый подакцизный товар освобожден от данного налога, то обязанностью продавца является внесение в платежные документы записи «без акциза». При реализации подакцизных товаров через розничную сеть сумма налога включается в цену товара, но отдельно на ярлыках (ценниках) не выделяется.
Налогоплательщику предоставлено право (в некоторых случаях) уменьшать общую сумму уплачиваемого акциза, т. е. осуществлять налоговые вычеты. Налоговые вычеты применяются относительно подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение и используемых в дальнейшем в качестве сырья для производства подакцизных товаров. Уменьшается сумма налога при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Предусмотрены налоговые вычеты в случае возврата покупателем оплаченных подакцизных товаров или отказа от них. Относительно алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке, подлежат вычету суммы авансовых платежей, уплаченные налогоплательщиком при приобретении акцизных марок или специальных региональных марок. Также уменьшается сумма акциза, начисляемого на этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый для производства алкогольной продукции.
Следует отметить, что налоговые вычеты применяются только при условии предоставления налогоплательщиком в налоговые органы расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении подакцизных товаров, либо на основании таможенной документации, подтверждающей ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы налога.
По общему правилу акциз уплачивается ежемесячно с обязательным представлением в налоговые органы специальной декларации. Особый режим уплаты данного налога предусмотрен при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и определяется таможенным законодательством. Согласно положениям ТК РФ уплата акцизов представляет неотъемлемое условие подачи таможенной декларации, следовательно, акцизы уплачиваются — до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации — непосредственно таможенному органу.
Относительно исполнения обязанности по уплате акцизов в рамках договора простого товарищества действует принцип солидарной ответственности, являющийся отражением п. 2 ст. 1047 ГК РФ. Согласно названной норме, если договор простого товарищества связан с осуществлением предпринимательской деятельности, то контрагенты по такому договору отвечают по общим долгам и обязательствам солидарно. Поэтому при полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, ведущим дела простого товарищества, считается исполненной и налоговая обязанность другими участниками договора о совместной деятельности. Аналогично в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) выбранным плательщиком возложенных на него налоговых обязанностей наступает солидарная ответственность всех участников простого товарищества по уплате акцизов.
* Налог на доходы физических лиц — это прямой налог, обращенный непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.
Подоходный налог по своей сущности является юридической формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налогообложения во многом определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства).
Налог на доходы физических лиц уплачивают лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от российских источников. Таким образом, правовой статус плательщиков данного налога зависит от того, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации.
Российской Федерации требуется ежегодное подтверждение налогового резидентства.
Главное различие налоговых резидентов и нерезидентов заключается в объеме выполняемой налоговой обязанности.
Налоговые резиденты уплачивают подоходный налог со всех видов доходов, независимо от территории их получения, т. е. несут полную налоговую обязанность перед государством.
Налоговые нерезиденты уплачивают налог только в части доходов, полученных от источников Российской Федерации, поэтому они несут усеченную (ограниченную) налоговую обязанность.
Объектом подоходного налогообложения для физических лиц-резидентов признается любой доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а для физических лиц-нерезидентов — только доход, полученный от источников на территории России.
По общему правилу в состав налогооблагаемой базы включаются все доходы. налогоплательщика, полученные им в денежной и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Перечень доходов, подлежащих подоходному налогообложению, не является исчерпывающим, поскольку законодателем допускается появление новых источников материальных благ.
Кроме объектов, не подлежащих налогообложению, законодательством установлены налоговые вычеты — денежные суммы в твердо определенном размере, вычитаемые из налоговой базы некоторых категорий налогоплательщиков.
Право на получение социальных и имущественных налоговых вычетов предоставляется налогоплательщику по его письменному заявлению при подаче им налоговой декларации. Согласно налоговому законодательству имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только один раз в жизни.
Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации предоставлено право устанавливать иные размеры социальных и имущественных вычетов с учетом своих региональных особенностей, но более размеров налоговых вычетов, определенных НК РФ.
Физические лица могут уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов.
В Российской Федерации одним из принципов налогообложения доходов физических лиц является признание приоритета норм международных договоров над внутренним законодательством. В этой связи в целях избежания двойного налогообложения, фактически уплаченные налоговым резидентом суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате подоходного налога внутри страны. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать ставки российского подоходного налога. Для реализации данного принципа необходимо наличие действующего международного договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения.
*Единый социальный налог (взнос) — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж целевого назначения, взимаемый с работодателей, индивидуальных предпринимателей, родовых и семейных общин в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Единый социальный налог является новеллой российского налогового права, впервые введенной в действие гл. 24 НК РФ. Он зачисляется в государственные общефедеральные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Включение единого социального налога в налоговую систему Российской Федерации можно объяснить тем, что в процессе государственно-правовых и социальных реформ поставлена цель создать действующую систему обязательного социального страхования работников. Подобные страховые системы функционируют практически во всех развитых странах.
Данный налог имеет ряд юридических особенностей, отличающих его от налога в классическом понимании.
Во-первых, природа единого социального налога коренится в страховых взносах, взимавшихся в нашей стране до принятия части второй НК РФ. Единый социальный налог вошел в налоговую систему в качестве обобщающей категории, скомпоновав страховые взносы, но сохранив их сущность. Следовательно, единый социальный налог:
во-первых, имеет юридические признаки страховых взносов;
во-вторых, данный налог зачисляется не в бюджетную систему, а во внебюджетные фонды;
в-третьих, лицо, в пользу которого произведена уплата единого социального налога, считается застрахованным и, таким образом, приобретает право требования (возмещения) денежной компенсации при наступлении страхового случая. Таким образом, у этого налога не в полной мере проявляется признак безвозмездности.
Единый социальный налог имеет характерную черту в виде целевого назначения, в то время как все остальные федеральные налоги зачисляются в федеральный бюджет для совокупного покрытия его расходной части.
Единый социальный налог имеет две группы плательщиков, классификация которых зависит от объекта обложения.
К первой относятся работодатели, нанимающие иных лиц и, следовательно, уплачивающие налог за использование привлеченного труда.
Ко второй группе относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты. Особенностью этой категории налогоплательщиков является то, что они уплачивают единый социальный налог только в Пенсионный фонд РФ и в медицинские фонды социального страхования.
Из числа плательщиков данного налога исключаются организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Отнесение налогоплательщиков к одной из вышеназванных категорий влияет на определение объекта обложения, налоговой базы и ставок единого социального налога.
Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, произведенных для осуществления этой деятельности. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную форму налогообложения, уплачивают единый социальный налог с дохода, определяемого исходя из стоимости патента.
Особый порядок определения налогооблагаемой базы установлен относительно натуральной формы оплаты труда, осуществляемой в виде сельхозпродуктов или товаров для детей. Объектами единого социального налога они являются только в части суммы, превышающей 1000 руб. в месяц на одного работника.
Налоговая база для налогоплательщиков-работодателей составляет сумму любых доходов (кроме не подлежащих налогообложению), начисленных ими за календарный год в пользу работников, либо сумму иных выплат физическим лицам, не связанным с ними трудовым либо гражданско-правовым договором.
Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных ими за календарный год как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности на территории России, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
От уплаты единого социального налога освобождаются иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории России предпринимательскую деятельность, при условии, что они не имеют права на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств государственных общефедеральных фондов.
Ставки единого социального налога по своей сущности являются совокупностью тарифов страховых взносов и зависят от категории налогоплательщика, а также суммы получаемых им доходов. Налоговым законодательством установлена регрессивная шкала обложения, которая должна способствовать повышению заинтересованности налогоплательщика в получении больших доходов и увеличению налоговой базы. Взимаемый налог распределяется в соответствующие государственные внебюджетные фонды по различным ставкам в зависимости от целевого назначения фонда.
Включение единого социального налога в налоговую систему Российской Федерации означает проведение налоговыми органами (относительно соответствующих налогоплательщиков) всех мероприятий по сбору данного налога и внесению его в соответствующие фонды, налоговому контролю, применению санкций, осуществлению зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога. При этом федеральные внебюджетные фонды, имея в своем распоряжении страховые взносы на праве оперативного управления, не могут вмешиваться в деятельность налоговых органов.
Существенные полномочия по контролю за своевременностью уплаты единого социального налога возложены на обслуживающие банки. Банк имеет право выдавать клиенту-налогоплательщику денежные средства на оплату труда только после предоставления последним исполненного платежного поручения на перечисление единого социального налога.
И другие Федеральные налоги.
.