Чистая монополия: объем выпуска и цена
Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, Когда она единственный поставщик однородного товара, так Что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Условия существования. Во-первых, чистая монополия возникает там, где существует только один продавец и отсутствует реальные альтернативы — нет товаров-субститутов, а выпускаемый продукт однороден или уникален. В этом случае фирма получает реальную власть с точки зрения реализации продукции: в известной мере контролирует цену и влияет на нее, изменяя количество.
|
|
| |||
|
5
|
3
|
|
1
|
0 1 2 3 4 Q 0 1 2 3 4 Q
а б
Рис. 9-2. Предельный доход в условиях:
а- совершенной конкуренции; б- монополии
Во-вторых, монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или уходе из нее существуют входные или выходные барьеры.
Анализ поведения фирмы-монополиста. В начале поговорим о спросе на продукцию монопольной фирмы. Как было установлено ранее, производитель, действующий в условиях совершенной конкуренции, продает все единицы блага по одной и той же цене, поэтому его предельный доход MR равен этой цене (рис. 9-2). Так, предельный доход MR от продажи четвертой единицы блага равен площади прямоугольника А (рис. 9-2,а).
Продажа на монопольном рынке (рис. 9-2,6) требует снижения цены, поскольку в отрасли работает одна фирма и в этом случае действует закон убывающей предельной полезности блага. Если производитель хочет продать четвертую единицу блага, то он должен снизить цену с 5 до 4 единиц. Но теперь по этой цене будет продаваться не только последняя, но и все предыдущие единицы блага. В этом случае увеличение дохода продавца будет равно приращению дохода за счет продажи четвертой единицы (А) за вычетом того дохода, который будет потерян в результате снижения цены предыдущих трех единиц (В). Отсюда следует, что для фирмы-монополиста предельный доход MR оказывается меньше рыночной цены при каждой величине выпуска. Графически это означает, что кривая предельного дохода MR имеет более крутой наклон, чем кривая спроса D (рис. 9-3).
|
|
|
|
|
Рм
РЕ
|
0 QM QE Q
Рис. 9-3. Выпуск и цена в условиях чистой монополии
Перед монополистом встает специфическая задача, которая не могла возникнуть у совершенного конкурента, — выбор уровня цены, которую нужно не только назначить, но и удержать.
Решение этой задачи распадается на два этапа;
а) определить выпуск и сознательно ограничить его, поскольку с ростом продаж снижается цена;
б) разработать и осуществить ценовую стратегию.
Решая первую задачу, монополист исходит из стремления получить максимальную прибыль, что возможно лишь при определенном условии. Прибыль у монополиста, как и у совершенного конкурента, будет максимальной при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Значит, искомый объем QM — это объем, при котором MR — МС (точка М).
Вторая задача заключается в определении цены (монополист является ценоискателем). Какую цену надо избрать, чтобы реализовать целевую функцию? Такой ценой будет монопольная цена Рм, которая отвечает цене спроса при данном объеме вы пуска QM. Как видно на рис. 9-3 , монопольная цена будет больше предельных издержек и предельного дохода (PM>MR = MC) Иначе говоря, это такая цена, которая обеспечивает монопольной фирме сверхприбыль. Получение такой прибыли — преимущество монополиста. У совершенного конкурента сверхприбыль мимолетна, у монополиста — стабильна. Но стабильна до тех пор, пока:
а) ему удается ограничивать вход в отрасль;
б) существенно не изменится спрос (если он уменьшится, сверхприбыль также упадет).
На рис. 9-3 изображена модель чистой монополии. Посмотрим на особенности модели со стороны общества. Она показывает, что в условиях монополизации отрасли потребители получат меньше продукции QM, чем в условиях совершенной конкуренции QЕ, а цена за единицу продукции возрастет с РЕ до Рм. Это означает, что и факторов производства будет вовлекаться в производство меньше, чем конкурентными фирмами. Следовательно, общество понесет потери от недоиспользования ресурсов. Эти потери графически иллюстрируются треугольником ММ'Е, который получил название "мертвыйубыток".
Вместе с тем было бы неправильно оценивать эффективность монополии лишь с этой (неоклассической) точки зрения. Как показал И. Шумпетер в начале XX в., монополия далеко не всегда зло для экономики и общества. По его мнению, время "старых" монополий, основанных на исключительных правах на какие-то ресурсы, прошло. Их место заняли "'новые" монополии, возникшие на основе технических достижений. Их монопольная прибыль — это награда за роль пионеров технического прогресса. Такие монополии Шумпетер назвал эффективными и заявил, что они полезны обществу и вести антимонопольную борьбу с ними вредно. Согласно гипотезе Шумпетера совершенно конкурентные фирмы, получающие лишь нормальную прибыль в долгосрочном периоде, не в состоянии осуществлять технический прогресс и способствовать развитию общества.
В экономике также есть такие виды деятельности (производство электричества, транспортировка нефти и природного газа и др ). эффективность которых определяется масштабом производства, при котором экономнее и выгоднее всего, чтобы одна фирма производила весь необходимый продукт и продавала его по определенной цене (регулируемой государством). Эти фирмы получили название естественных монополий.