Основные направления оптимизации структуры предпринимательской деятельности

Тема 10. Основы построения эффективной структуры предпринимательства

1. Жизненный цикл предприятия (организации)

2. Основные направления оптимизации структуры предпринимательской деятельности

3. Несостоятельность (банкротство) предпринимательской деятельности

Жизненный цикл предприятия (организации)

При производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики предприятиям необходимо учитывать жизненный цикл товара на рынке, который состоит из ряда стадий (см. рис.):

• внедрение,требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;

• рост,как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него, происходит стабилизация расходов на рекламу;

• зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;

• насыщение – в этот период, несмотря на принятые меры, рост продаж больше на наблюдается, но прибыль может увеличиваться из-за снижения расходов на производство.

• спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.

Объём продаж

Основные направления оптимизации структуры предпринимательской деятельности - student2.ru Время

1 Внедрение 2 Рост 3 Зрелость 4 Насыщение 5 Спад

Рис. - Жизненный цикл товара на рынке

Также и к жизненному циклу организации можно применить 5 этапов:

• I. Предпринимательский этап – период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмысленны, высокий творческий подъем);

• II. Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства);

• III. Этап формализации деятельности – период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность);

• IV. Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация труда (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков);

• V. Этап спада – период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).

Структура организации – разделение организации, как экономического объекта на подразделения, отделы, участки, цеха, группы с целью упорядочения управления, налаживающие взаимоотношение звеньев, установления подчиненности и соподчиненности.

Оптимальная структура организации - структура организации наилучшим образом удовлетворяющая достижению целей организации с минимальными издержками производства.

Структура организационно-правовая – установление вида, типа предпринимательской компании, фирмы в соответствии с правовыми нормами, предусмотренные законом ГКРФ.

Построение эффективной структуры– одна из наиболее сложных организационных задач, которые необходимо решать при создании собственного бизнеса. Предпринимателю приходится делать нелегкий выбор в пользу той или иной формы, учитывая как ее преимущества, так и недостатки. Основная задача организации деятельности сводится к построению эффективной структуры организации, обеспечивающей эффективный процесс деятельности.

В целом задача потенциального владельца фирмы сводится к созданию структуры, которая будет отвечать следующим требованиям:

• функционировать с минимально-разумными организационными затратами, что особо актуально для вновь возникающего бизнеса;

• позволять владельцам полностью контролировать принятие и реализацию управленческих решений;

• позволять эффективно осуществлять финансовое и налоговое планирование.

Основные направления оптимизации структуры предпринимательской деятельности

Оптимальная структура предпринимательской деятельности должна соответствовать стратегическим целям организации и обеспечивать стратегическую эффективность ее бизнесу в изменчивой конкурентной среде Направления оптимизации структуры предпринимательской деятельности — это структурные изменения в производстве, финансировании, маркетинге, управлении и других аспектах деятельности организации, которые направлены на увеличение ее стоимости и бизнесе.

Основные направления оптимизации структуры предпринимательской деятельности реализуются в процессах реструктуризации и реинжениринга. Реструктуризация — это изменения в структуре организации, в результате которых она принимает более соответствующую новым условиям развития форму, реинжениринг— фундаментальное перепроектирование структуры организации для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

В процессе реструктуризации решаются следующие задачи:

- совершенствование производственной деятельности и структурных подразделений организации, осуществляющих эту деятельность;

- повышения эффективности использования всех видов ресурсов (финансовых, трудовых, материальных);

- минимизация издержек производства в каждом бизнес-процессе, в совокупности образующих производственно-технологическую структуру предпринимательской деятельности.

Процесс реструктуризации осуществляется поэтапно.

На первом этапе осознают необходимость проведения реструктуризации на основании непрерывного мониторинга изменения во внутренней или внешней среде предпринимательской структуры. На этом этапе выявляются причины и факторы, вызывающие негативные изменения в положении предприятия.

На втором этапе осуществляется детальный анализ действующей модели бизнеса, системы маркетинга, производства, снабжения, финансов и управления, оценивается эффективность деятельности в целях выявления сдерживающих развитие компании факторов

На третьем этапе на основе результатов второго этапа предполагается определение глубины требуемых преобразований: реинжениринг или реструктуризация развития. На этом этапе рассматриваются конкретные стратегии реструктурирования:

- разделение ранее единой структуры на ряд самостоятельных организаций
(разукрупнение предпринимательской структуры;

- слияние предприятий, создание совместного бизнеса;

- поглощение предприятий, приобретение чужого бизнеса;

- совершенствование внутренней структуры предприятий, например финансовое реструктурирование, изменяющее структуру дебиторской и кредиторской задолженности;

- ликвидация не эффективных подразделений,

- аутсорсинг как освобождение от непрофильных активов и передача их на сторону или приобретение в качестве услуг функций, ранее составлявших внутреннюю функцию организационно-управленческой и финансово-хозяйственной деятельности (например, бухгалтерский учет своей производственно-хозяйственной деятельности сторонней организации на условиях контракта).

На четвертом этапе формируются новые стратегические цели, в соответствии с которыми теоретически прорабатывается производственная, и маркетинговая модели предпринимательской деятельности, необходимые технологические изменения в производстве самой продукции. Все это согласовывается с ресурсной базой предприятия.

На пятом этапе осуществляется переход па полную модель бизнеса, т.е. последовательная реализация бизнес-планов реструктуризации. Па этом этапе фиксируется реальное воплощение бизнес-планов и достигнутые результаты сравниваются с плановыми заданиями. В случае совпадения стратегия реструктуризации признается удовлетворительной, в противном случае анализируются причины отклонения плановых заданий от фактических и оцениваются дополнительные ресурсы для достижения поставленных целей.

Оптимальность структуры предпринимательской деятельности, сложившейся в результате процессов реструктуризации, в конечном итоге выражается в показателях финансового состояния конкретного вида бизнеса.

3.Несостоятельность (банкротство) предпринимательской деятельности

Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности. Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда или добровольной ликвидации со дня официального уведомления[1]. К предприятию-должнику могут быть применены следующие меры:

• реорганизационные, которые могут привести либо к установлению внешнего управления, либо к осуществлению санации – оздоровления предприятия, на что дается 18 месяцев;

• ликвидационные,которые выливаются либо в добровольную ликвидацию под контролем кредиторов, либо в принудительную – по решению арбитражного суда и открытие конкурсного производства;

• мировое соглашение,т. е. достижение договоренности между должником и кредиторами относительно рассрочки или долгов.

Принудительная ликвидация предприятия под контролем кредиторов предполагает открытие конкурсного производства, результатом которого является распределение конкурсной массы – имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. С момента открытия конкурсного производства запрещаются передача либо другое отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника, а сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими.

Имущество предприятия-должника распределяется среди кредиторов в следующей очередности.

Вне очереди покрываются расходы, связанные:

• с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному
и конкурсному управляющим;

• с продолжением функционирования предприятия-должника.

После покрытия указанных выше расходов удовлетворяются требования
в следующей очередности:

1) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

2) по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, по выплате пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам;

3) по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года со дня открытия конкурсного производства;

4) конкурсных кредиторов;

5) членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество;

6) прочих собственников;

7) все остальные требования.

Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Если окажется, что сумма недостаточна для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.

Практика осуществления банкротства в России пока незначительна, однако по мере развития рыночных отношений банкротство станет таким же обыденным явлением, как и организация новых предприятий.

Правила ликвидации юридического лица содержатся в Гражданском кодексе РФ и федеральных законах, которые регулируют отношения по поводу возникновения, деятельности и ликвидации конкретных видов организационно-правовых форм компаний.

В результате ликвидации юридического лица его деятельность прекращается, при этом права и обязанности ни к кому не переходят. Так сказано в ст. 61 Гражданского кодекса РФ.

Решение о ликвидации компании может быть принято:

- учредителями;

- органом управления компании;

- решением суда.

Причиной могут быть:

- желание учредителей;

- истечение срока, на который было создано юридическое лицо;

- достижение цели, для которой создана компания;

- грубые нарушения закона, допущенные при создании фирмы, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- ведение деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- ведение деятельности с систематическим нарушением уставных целей некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или другим фондом.

Потребовать ликвидации фирмы через суд может государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите этапы жизненного цикла предприятия.

2. Основная задача построения эффективной структуры предприятия.

3. Порядок банкротства предприятия.

4. Дайте характеристику основным пунктам статьи о банкротстве.

[1] "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

Наши рекомендации