Особенности государственной политики по отношению к предпринимательству во 2-ой половине XIX в
Еще накануне реформы 1861 г. появилась программа, направленная на развитие капитализма в стране. Реализация значительных преобразований была поручена назначенному в 1862 г. на пост министра финансов Михаилу Христофоровичу Рейтерну. Он стал первым министром финансов, которому предстояло действовать в экономических и правовых условиях пореформенной России. Рейтерн в первую очередь уделял внимание вопросам, связанным с привлечением иностранного капитала, развитием железнодорожного строительства, разработкой промышленного и торгового законодательства, налогообложения, реорганизацией сметно-бюджетной части и ограничений расходов ведомств. Несмотря на меры экономической политики, в том числе денежной реформы, Рейтерну не удалось вывести страну из кризиса. Затем, в 1866 г., министр финансов подготовил новую программу, которая явилась фундаментом всей последующей экономической политики русского правительства. Основных направлений этой программы придерживались и последующие министры финансов пореформенной России, прежде всего – Бунге, Вышеградский, Витте. Она включала в себя следующие основные моменты: 1. Решение проблем денежного обращения, 2. Вопросы формирования государственного бюджета, 3. Привлечение иностранного капитала. 4. Развитие сети железных дорог.
С конца 60-х гг. XIX в., с подачи Рейтерна, правительство становится на путь привлечения частных капиталов к железнодорожному строительству. Министр финансов подчеркивал, что Государственное казначейство может выделять такие незначительные суммы, что даже для строительства сравнительно небольшой сети в 4500 верст, потребовалось бы не менее 25 лет. Предпринятые меры позволили резко увеличить темпы железнодорожного строительства, и уже к концу 1874 г. их протяженность составляла более 13,5 тыс. верст. Этот период принято называть временем расцвета частной ж/д предпринимательской деятельности в России.
После трагической гибели императора Александра II и воцарения Александра III, стала утверждаться идея – Россия как «изолированное государство сможет сама удовлетворять свои потребности. Правительство стало противодействовать вторжению иностранного капитала. На фоне всех этих событий стало очевидным, что после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был разрушен созданный при Рейтерне порядок, в области управлении финансами. Только строго продуманная экономическая политика могла вывести страну из кризиса. Эта задача была возложена на нового министра финансов (с 1881 г.) Николая Христиановича Бунге. Будучи человеком с широким экономическим кругозором, он видел одну из главных мер для устранения причин, имевших негативное влияние на положение финансов, в улучшении положения сельского населения, вплоть до добровольного переселения излишнего, не могущего прокормиться населения, что предвосхищало положения Столыпинской аграрной реформы. Бунге также предлагал разработать четкое законодательство о деятельности акционерных обществ, чтобы предотвратить новые аферы, связанные со спекулятивными сделками на рынке акций; создать систему государственного контроля за финансово-кредитной сферой; постепенно начать выкуп государством частных железных дорог, что должно было значительно увеличить доходы казны; начать подготовку денежной реформы путем постепенного накопления золотого запаса; принять меры по улучшению положения наемных рабочих. Не все предложения Бунге были приняты, а за инициативу по разработке рабочего законодательства он под давлением крупных предпринимателей был отправлен в отставку.
Тем не менее, последующие министры финансов И.А Вышнеградский (1887-1892) и С.Ю. Витте (1892-1903) в целом продолжили политику, начатую Н.Х. Бунге. Вышнеградский разработал проект денежной реформы и начал накопления золотовалютных резервов для ее проведения, а также предложил проект введения государственной винной монополии, что должно было повысить как минимум на ¼ доходы бюджета и сделать его более устойчивым и бездефицитным. Кроме того, продолжился начатый при Бунге курс на выкуп частных железных дорог, в результате чего к 1890 г. 2/3 железных дорог принадлежали государству.
Особенно вмешательство государства в экономику усилилось при министре финансов С.Ю. Витте. Он завершил преобразования своих предшественников. В 1894 г. была введена государственная питейная монополия, а в 1897 г. проведена денежная реформа. Был введен золотой стандарт и свободный размен бумажных ассигнаций на золотую и серебряную монету. Тем самым рубль стал конвертируемым. Обеспечивалось это значительными золотовалютными резервами, которые должны были составлять не менее половины суммы всех денег, находящихся в обращении. Помимо стабилизации финансовой системы государства основной целью денежной реформы было привлечение иностранного капитала в российскую экономику. Был взят курс на проведение индустриализации за счет, прежде всего, государственных средств, поощрения российских предпринимателей и использования иностранных инвестиций при одновременном введении протекционистских таможенных тарифов.
В 1890-е гг. особенно усилился протекционизм во внешней торговле. В 1891 г. была установлена таможенная пошлина на все иностранные товары в размере 33% их стоимости, а некоторые из них облагались почти запретительными пошлинами. По сравнению с 1868 г. импортные пошлины на чугун повысились в 10 раз, на рельсы – в 4,5 раза и т.д. В то же время экспортные пошлины были весьма незначительными. Все это привело к тому, что иностранцам стало выгодно ввозить в Россию не товары, а капитал, за счет которого создавались новые промышленные предприятия, работавшие на дальнейшее развитие российской экономики (хотя, конечно, иностранцы и о своих доходах не забывали). В результате к 1900 г. 1/3 всех новых промышленных предприятий была создана с активным участием иностранного капитала. При этом экономика России оставалась независимой и самодостаточной. В целом политика государства была продуманной и способствовала бурному развитию промышленного производства.