Экономическая мысль цивилизаций Плодородного Полумесяца

Происхождение государственного сектора хозяйства.Первыми зачатками экономической мысли можно считать сведения о хозяйственном быте народов, оставленные в документах-памятниках древнейших цивилизаций. Стоит помнить, что само понятие «цивилизация» происходит от латинского слова «сivitas» — «городской» — и предполагает существование городов(укрепленных средоточий вооруженной силы, государственной власти, ремесла и торговли) в противоположность сельской округе, жители которой заняты возделыванием земли. Города как центры государственности, крупного (дворцового или храмового) и изощрённого хозяйства (с ремесленным производством знаков богатства и власти, монументальным культовым зодчеством) возникли ранее всего на территориях ближневосточного «Плодородного Полумесяца». Одну его «полудугу» образуют нижнее течение Нила (с дельтой устьевых отложений) и восточная прибрежная полоса Средиземного моря с Палестиной и Финикией, а другую — междуречье Евфрата и Тигра (по-гречески «Месопотамия»).

Разливы «великих исторических рек» — Нила, Евфрата и Тигра — обеспечивали щедрую урожайность илистых почв, но требовали массовых ирригационных работ, породивших календарные расчёты по звездам и жёсткое верховное управление. Города «Плодородного Полумесяца» выросли как резиденции верховных распорядителей земли и воды, опиравшихся на пирамиду военнослужащих и чиновников. Государственный сектор, использовавший труд захваченных в войнах рабов, возвысился над совокупностью сельских общин, в рамках которых шло расслоение на сильных и слабых хозяев. Зажиточные предоставляли бедным займы и в случае невозврата долга обращали в рабство. Этот процесс усугубился, когда государство положило в основу своего содержания не дворцово-храмовое хозяйство, а обложение всего подвластного населения данью. Не способные к уплате дани попадали в число рабов.

Дворцово-храмовое хозяйство и поголовное налогообложение требовали крупномасштабного учёта, что привело к возникновению первых форм письменности — клинописей и иероглифов. Высеченные на скалах, либо выведенные на глиняных табличках и папирусе, они донесли до нашего времени сведения о хозяйственных порядках цивилизаций Плодородного Полумесяца.

Египет: тысячелетний опыт централизации. Вытянувшиеся вдоль Нила властно-хозяйственные городские центры были сцеплены в Египет — единое государство, которое стало контролировать не только перераспределение созданного массовым трудом общественного продукта, но и занятия самих масс. Всё население страны было зачислено в «свойственники» фараонов — «владык дворца», считавшихся земным воплощением богини истины и справедливости Маат. Каждому поселянину были предписаны определённый круг работ и размеры налога. Налоги собирали писцы — учётчики богатства фараонов. Сколь велико оно было, свидетельствует наличие иероглифа, обозначающего тысячу тысяч: фигура человека, поднявшего руки от удивления перед таким большим числом. Главный чиновник (чати) имел полномочия взимать в пользу государства и устанавливать границы каждого пастбища, каждого земельного надела, каждого храмового хозяйства. Исключительному вéдению верховной власти подлежали внешняя торговля и изготовление таких продуктов, как папирус (грамота была достоянием узкого круга «начальников») и ячменное пиво (первый в истории цивилизации горячительный напиток — зелье для достижения жрецами культового экстаза).

Страна фараонов просуществовала более двух тысяч лет (ХXXI — XI вв. до н.э.), упорно восстанавливая после нескольких хаотических периодов смут принцип управления всеми производящими хозяйства из государственного центра. Наряду с государственным сектором появились и частные вельможные хозяйства, но их процветание напрямую зависело от высоты служебного положения и возможностей присвоения государственного имущества. Отсюда избыток предписаний и мер по надзору в законодательстве Египта.

Но удержание масс в покорности беспокоило власть сильнее, чем пресечение желаний чиновников изъять часть собранного богатства в свою пользу. Поэтому фараоны учили своих наследников: «будь враждебен беднякам и возвышай вельмож».

Вавилония: тревога об имущественном расслоении. Несколько иной вариант общественного устройства сложился в Месопотамии. Она сравнительно с долиной Нила гораздо меньше географически предрасположена к созданию государства-долгожителя с охватом всего речного бассейна. Междоусобицы городов и открытость для нападений кочевников привели к сутолоке разноплеменных царств, в которой структуры государственной централизации не успевали застыть. Наиболее выдающуюся роль играл город Вавилон («Божьи врата»), выросший (к ХХ в. до н.э.) в среднем Междуречье, в месте сближения изогнутых русел Евфрата и Тигра.

Клинописные законы вавилонского царя Хаммурапи, высеченные на базальтовой скале (XVIII век до н.э.), отразили картину довольно сложного дифференцированного общества. Её определяло не только государственное регулирование, но и сеть меновых отношений на основе закрепления функций меры ценности и средства платежа за драгоценным металлом — серебром (весовая единица сикль). Использование серебра усилило выдачу займов в рост — ростовщичество —и процесс обращения несостоятельных должников в рабство.

Судебник Хаммурапи зафиксировал многообразие форм землевладения (царская, храмовая, общинная, крупная и мелкая частная) и сделок купли-продажи и найма, распространявшихся на пахотную землю и другую недвижимость (сады, постройки), скот, рабов. Наём свободного труда охватывал сельское хозяйство, строительство, врачевание.

Угроза устойчивости режима со стороны меновых отношений (переход государственного имущества в частное владение, массовое обеднение) вызвала законодательное сопротивление в виде запрета продажи служебных земельных наделов и регламентации меновой ценности наиболее ходовых товаров (зерно, кунжутное масло, соль, шерсть, медь). Но предметом особой заботы Хаммурапи стало ограждение малозажиточных соплеменников от долгового рабства. Судебник воспрещал ростовщикам самовольно забирать урожай в случае неуплаты долга, устанавливал ограничения на требования прироста долга (не более трети займа, если натурой, и не более пятой части, если серебром) и на срок порабощения жены и детей несостоятельного должника (не более 3 лет).

Свод законов вавилонского царя отразил новое понимание государственной мудрости: расширение опоры власти не только за счёт военно-чиновничьей и жреческой прослойки (как у египетских фараонов), но и попечениемо низших слоях населения. Хаммурапи провозгласил, что всевидящий бог справедливости Шамаш («Солнце») вручил ему законы для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Однако справиться с пагубными последствиями ростовщичества, ставшего настоящим бичом цивилизаций Плодородного Полумесяца, не удалось.

Тора о ростовщичестве.Размах разорений и долгового рабства от ростовщичества был отражён в Торе — Законе, данном пророком Моисеем еврейскому народу, появившемуся на исторической арене в области Плодородного Полумесяца. В книге Дварим (Второзаконие), завершающей Моисеево Пятикнижие Священного писания Танах (Ветхий Завет), всякому заимодавцу предлагается в седьмой год прощать долг соплеменнику, и при этом не быть немилостивым, отказывая в займе в приближении седьмого года. Там же содержится противопоставление прощения долга соплеменнику и взыскания долга с чужеземцев и предсказание основоположника иудаизма единоверцам: «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Второзаконие 15: 3, 15: 6).

Священное писание отразило в контексте судеб еврейского народа и судьбы цивилизаций Египта и Месопотамии, оставшихся наиболее впечатляющими из обществ, основанных на плодородии великих речных долин и бронзовом вооружении. Обе эти цивилизации не получили прямого продолжения в дальнейшей истории человечества — в отличие и от цивилизаций, заложивших основы Западного мира: иудейской и эллинской, и от цивилизаций более отдалённого Востока: индийской и китайской. Это отличие резюмировано в понятии «Осевого времени», введённом одним из крупнейших философов минувшего ХХ в. К. Ясперсом (1881 — 1969).

Осевое время

Возникновение мировых держав.С освоением железа — металла плуга и боевого меча — на обширном географическом пространстве от афроевропейского Средиземноморья до «срединного царства» в бассейнах крупнейших азиатских рек Янцзы и Хуанхэ — наступила новая эпоха.

Возникло множество конфликтующих друг с другом «точек роста» государственности (от финикийских и греческих полисов до мелких китайских княжеств). Из их числа выделилось несколько центров, давших начало крупным державам-империям. Наиболее устойчивые — Римская и Китайская — сложились на разных концах Евразии к началу II в. до н.э. Менее прочными, но более обширными были мировые Персидская и Македонская державы, оставившие после себя практику использования золотых монет как средств обращения и мировых денег.

Империи насильственно объединяли на более или менее длительный период под единой властью территории с разными типами естественных богатств, а также накладывали руку на дальнюю торговлю, что позволяло за счёт властного присвоения и перераспределения (дань, пошлины) редких ресурсов и избыточных продуктов увеличить масштабы и разнообразие производства и обмена.

Мировые державы, так сказать, в грубой материальной (военно-политической) форме устанавливали рамки единой человеческой истории, осуществляя выход за пределы локальных цивилизаций. Но в соприкосновении с этим процессом происходило становление универсальностив культурной традиции: возникли духовные движения, сформировавшие основы мировых религий и всех разновидностей философского постижения действительности.

Духовный прорыв. В эту «Осевую эпоху» (в современном летоисчислении — примерно между 800 и 200 гг. до н.э.) пришли — чтобы навсегда остаться — «последние вопросы» о смысле человеческого существования. В разгаре кровавой борьбы за могущество и богатство, военных распрей и стремительной текучести вещей в торговых сделках человек в качестве отдельного индивидуума открыл ограниченность и хрупкость своего бытия. Но он открыл и истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. Отсюда — обострённое самосознание и этический пафос, борьба за единого Бога против демонов и борьба против неистинных образов Бога.

К. Ясперс отмечал, что великие культуры «осевого времени» возникли в отдалении друг от друга. Таким образом, «посредством мировой истории Бог как бы предостерегает от притязаний на исключительность»[1]. Но при этом установились рамки исторической значимости народов Запада и Востока. Дальнейшее развитие цивилизации определили те, кто совершил прорыв в Осевое время (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и эллины), и те, кто оказался впоследствии в орбите его духовного излучения (от германцев и славян до японцев и малайцев).

Духовный прорыв Осевого времени воплотился в греческой философии, поэзии и драматургии; пророчествах Ветхого Завета; проповеди Заратустры в Иране, учениях аскетов Индии и странствующих мыслителей Китая. Были заданы рамки осмыслению действительности, в том числе и экономической. Структурирование мировой истории Осевым временем завершилось созданием могущественных империй Востока и Запада. Их духовную жизнь определяло культивирование наследства Осевого времени: конфуцианства и соперничавших с ним школ — в Китае, веданты и буддизма — в Индии, эллинистической образованности — в Европе и на Ближнем Востоке.

1.3. Экономические аспекты китайской государственной мудрости:

Наши рекомендации