Пути и формы развития торговли на руси
Изначальной формой торговли на Руси была караванная. Затем, с середины XIV в., эта форма торговли дополнилась ярмарочной (т.е. ежегодной), или периодической. А в конце XVII в. в России стала зарождаться оседлая, или постоянная торговля, которая утвердила себя и стала преимущественной лишь в конце XIX в. (главным образом в городах).
1. Караванная форма торговли – такая, когда купец или «складчина», накопив необходимое количество товаров, отправлялись в путешествие водным путем (на ладьях, стругах, барках) или сухопутным (на лошадях, верблюдах, волах). На длинном и продолжительном пути досаждали купца многочисленные рати разбойников и вымогателей. При прибытии каравана к месту назначения начинался основной торг, во время которого продавец и покупатель встречаются впервые и скорее всего - в последний раз. Этим фактором объясняется соответствующий уровень нравственности, этики деловых отношений как с той, так и с другой стороны. Наконец, свой товар распродан, иноземный закуплен - и караван трогается в обратный путь. Караванные экспедиции продолжались по полгода и дольше. Эта архаичная «варварская» форма торговли не могла в силу своей опасной специфичности пробудить массовый предпринимательский энтузиазм в купеческой среде.
2. Более широкий простор для торгового предпринимательства на Руси открывала ярмарочная торговля. Первые их русских ярмарок появились в 1347 г. в Смоленске и в 1366 г. близ Нижнего Новгорода. Самая крупная из волжских ярмарок - Казанская. У стен возрожденного монастыря св. Макария сначала возник сельский торг, который с годами перерос в ярмарку. Макарьевская ярмарка просуществовала до 1816 г, когда сразу после ее закрытия сильный пожар истребил все здания и торговые павильоны. Месторасположение ярмарки было перенесено к Нижнему Новгороду, где летом 1817 г. состоялся первый торг во временных павильонах. Новое место так понравилось купечеству, что решено было именно здесь, в месте слияния Оки и Волги, учредить фундаментально Нижегородскуюярмарку. К середине XIX в. Нижегородская ярмарка превратилась в крупнейшее во всем мире торжище, а слава о ней гремела по всей земле.
Что же представляет собой ярмарка с точки зрения ее экономических функций? Это: 1) пункт массового обмена товарами; 2) центр спроса и предложения; 3) регулятор цен; 4) источник коммерческой информации; 5) выставка товарных образцов.
Ярмарка в России во все времена выполняла важные социально-культурные функции как средство общения людей, их развлечений. В России было два вида ярмарок: общие и специализированные (чайные, хлебные, конские и т.д.). Каждая из них открывалась один раз в году - в точном соответствии с названием этой формы рынка (ярмарка по-немецки означает «яр» -год, «марк» -торг, т.е. торговля один раз в году). От других торговых рынков ярмарка резко отличалась двумя требованиями, предъявляемыми к предпринимателям -участникам торговых сделок. Во-первых, от них требовалась честность в делах (отсюда поговорка: «Жульничай в лавке» с подтекстом в качестве продолжения: «а не на ярмарке»). Во-вторых, на ярмарку представлялись товары только высшего качества. Чтобы попасть на ярмарку, хозяину надо было убедительно доказать отменное качество своего товара. Само понятие «ярмарочный товар» говорил покупателю обо всем и не нуждался в дополнительной рекламе. Изменения функций ярмарки выглядят следующим образом: XIV в. – середина XIX в. – торговля товарами; вторая половина XIX в. – торговля образцами товаров; XX в. – выставка-продажа товаров и технологий.
3. Оседлое предпринимательство. На протяжении XIX столетия российская ярмарочная торговля постепенно уступала место оседлой, т.е. стационарной, торговле. Оседлая торговля - спутница развитой дорожной сети. До XIX в. Росси вообще не знала искусственных путей сообщения по суше. Первая шоссейная дорога между Петербургом и Москвой (760 верст) начала строиться в 1816 г. Первый пароход в России прошел по Неве в 1813 г. Первая в России железнодорожная линия между Царским Селом и Петербургом (25 верст) начала действовать в апреле 1838 года. Вдоль великого Сибирского пути (8 тыс. верст) российский купец развернул предприятия оседлой торговли. Так крупные ярмарки потеряли былое значение в своей ведущей функции пункта массового обмена; перестали они быть и основными центрами спроса и предложения. Остальные функции ярмарки «взяли на себя» другие достижения прогресса, оставив ей функцию выставки товарных образцов и передовых технологий. Три фактора - железные дороги, телефон и коммерческая пресса - уже в XIX в. лишили ярмарки их прежнего значения. Четвертый фактор - переход на заимствованную у Запада систему торговли через странствующих приказчиков (коммивояжеров) с образцами товаров - окончательно «добил» ярмарочную торговлю. Крупные ярмарки прекратили свое существование - прежде всего в центральных губерниях России, а мелкие превратились в базары. Ведущая роль отныне стала принадлежать стационарной торговле, обороты которой за 1900-1913 гг. выросли с 7,3 до 11 млрд. руб и составили 60% от всех оборотов внутренней торговли России.