Сущность, цели, задачи и организация внутрифирменного предпринимательства
Говоря о внутрифирменном предпринимательстве, речь идет о создании в рамках предприятия, даже государственного, предпринимательских структур, обладающих высокой степенью активности, в том числе инновационной, гибкостью в отношении изменений внешней среды.
Предприятие в целом может функционировать вовсе не на основе предпринимательских принципов, но отдельные составляющие предприятия могут функционировать на основе предпринимательского подхода к выполнению профессиональных обязанностей.
Под внутрифирменным предпринимательством понимают самостоятельную творческую деятельность коллективов структурных подразделений или отдельных работников, направленную на получение дополнительной прибыли. Сущность его состоит в организации в крупных компаниях внутрифирменных подразделений (производство) для эффективного использования ресурсов и достижения высоких конечных результатов. В основе внутрифирменного предпринимательства лежит интеллектуальная деятельность энергичных, инициативных работников, нацеленная на осуществление важных инновационных проектов. С социально-психологических позиций внутрифирменное предпринимательство можно охарактеризовать как средство для реализации потребностей личности в самовыражении, независимости, улучшении материального положения и т.д. Таким образом, внутрифирменное предпринимательство – это соединение потребностей и предпринимательских возможностей личности и организации.
Цель внутрифирменного предпринимательства – повышение эффективности базовой организации в результате более рационального использования производственных ресурсов, отходов основного производства, побочной продукции на основе деловой активности работников, быстрой реализации инновационных проектов.
Основные задачи внутрифирменного предпринимательства:
· полное и эффективное использование факторов производства, побочной продукции, естественных природных запасов и т.д.
· получение дополнительных финансовых ресурсов для поддержки и развития базовой организации;
· создание условий для разработки и внедрения новых прогрессивных технологий производства;
· расширение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции, работ и услуг;
· закрепление квалифицированных работников, повышение их творческой и деловой активности;
· повышение уровня материального благосостояния персонала, престижности работы и др.
Развитие внутрифирменного предпринимательства и соблюдение главных принципов менеджмента, что является его неотъемлемой особенностью, среди которых - изучать запросы покупателя, по достоинству оценивать каждого работника, поощрять дух соревновательности, позволяют компаниям добиться устойчивых успехов.
Основная роль в организации и функционировании внутрифирменных предпринимательских структур отводится интрапренеру – предпринимателю, добившемуся реализации своих новаторских идей, принесшему организации дополнительные доходы и действующему внутри данной корпорации как владелец подразделения. Интрепренер должен обладать определенным набором качеств:
· социально-психологических – развитое воображение, творческие способности, целеустремленность, лидерство, коммуникабельность, умение сплотить коллектив;
· профессиональных – глубокие знания, широкий профессиональный кругозор, умение организовывать работу команды и т.д.
Внутрифирменное предпринимательство может успешно развиваться, если в организации-учредителе будут созданы условия, позволяющие интрапренеру проявить свой инновационный, творческий потенциал. в то числе сеть поддержки интрапренеров. Важнейшее слагаемое сети – финансовое обеспечение рискованных проектов. Это могут быть общекорпоративные средства на научные разработки, средства предпринимательских подразделений, специальные инновационные фонды. Иногда интрапренерам разрешается выпускать собственные акции и размещать их внутри предприятия, расширяя тем самым круг лиц, заинтересованных в успешной реализации проекта.
Второе слагаемое сети поддержки – организационное обеспечение внутрифирменного предпринимательства. Базовые предприятия могут создавать специальные структурные подразделения – отделы нововведений, консультационные службы. В их задачи входит выявление инициативных творческих работников, ценных научно-технических идей, проведение их научно-технической экспертизы, поддержка наиболее ценных проектов, позволяющих получить наибольший эффект с минимальными издержками. Иногда сами инновационные отделы могут наделяться правами создания интрапредприятий и распоряжения специализированными инновационными фондами осуществления творческих проектов.
Руководители предприятий иногда поощряют «скрытое» интрапренерство: уменьшается контроль за работниками, им предоставляется возможность самостоятельного использования части рабочего времени, научное оборудование и материалы для выполнения задач по проекту.
Важное условие развития внутрифирменного бизнеса – высокое вознаграждение интрапренеров, их защита от бюрократии.
Для успешного развития внутрифирменного предпринимательства необходимы следующие общие условия:
· свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для реализации предпринимательского проекта;
· возможность проведения собственной кадровой политики и осуществления мотивации работников, необходимых для реализации проекта;
· распоряжение частью прибыли, полученной от реализации проекта;
· принятие на себя части риска при осуществлении проекта.
В практике хозяйствования сложились следующие способы организации интрапренерства:
· образование внутрифирменного производства на основе одного из структурных подразделений базового предприятия;
· создание новой предпринимательской структуры на базе свободных ресурсов предприятия-учредителя;
· организация предпринимательских структур полностью за счет средств интрапренеров или инновационных фондов предприятия;
· покупка интрапренером производственных объектов и их трансформация в предпринимательские структуры.
Становление интрапренерства проходит через следующие основные этапы:
1. Анализ потребности организации в создании дополнительного бизнеса и его возможностей по развитию этого бизнеса. На этом этапе проводится анализ работы базового предприятия, выявляются наиболее важные проблемы, анализируются сложившаяся специализация производства, уровень спроса на продукцию и каналы ее реализации, выявляются потребности в освоении дополнительной продукции (работ и услуг), определяются материально-технические, финансовые, кадровые возможности для интрапренества, устанавливаются резервы использования оборудования, площадей, сырья, трудовых ресурсов.
По доступности для интрапренера выделяют следующие виды резервов:
· имеющиеся свободные резервы: неиспользуемые площади, оборудование, техника, сырье, находящиеся в отпуске без сохранения содержания работники, неспользуемые запасы и т.д.;
· плохо используемые площади, техника, занятые неполный день или месяц работники;
· неинтенсивно используемые ресурсы.
После выявления резервов разрабатывают мероприятия по их использованию в новых предпринимательских структурах.
2. Разработка бизнес-плана, предложенного интрапренером проекта. На этом этапе проводится следующая работа:
· составление резюме с кратким изложением сущности, целей, задач, ожидаемых результатов;
· разработка производственной программы;
· планирование потребности в производственных ресурсах;
· составление плана маркетинга;
· разработка стратегии финансирования.
При составлении бизнес-плана рассматривают несколько вариантов реализации проекта и выбирают оптимальный.
3. Организационно-правовое оформление предпринимательских структур.
В качестве вариантов организационно-правового статуса могут рассматриваться:
· хозрасчетные подразделения, работающие на принципах самоокупаемости в составе организационной структуры базового предприятия;
· внутрихозяйственные кооперативы, малые предприятия, дочерние общества, функционирующие в рамках предприятия-учредителя на принципах самофинансирования;
· предпринимательские структуры, обладающие полной финансовой самостоятельностью, действующие вне состава головного предприятия, но связанные с ним системой договорных отношений, - закрытое акционерное общество (ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), товарищества на вере и другие.
4. Формирование материально-технической базы внутрифирменного предпринимательства:
· подбор (получение) или покупка интрапренером помещения;
· получение от учредителя в аренду, по договору лизинга или покупка оборудования;
· строительство собственных производственных объектов;
· закупка сырья, материалов, заключение договоров на новые поставки.
Работа интрапренера с персоналом включает:
· подбор и найм работников, заключение с ними трудовых контрактов;
· обучение персонала новым технологиям;
· организацию рабочих мест;
· расстановку работников по рабочим местам;
· составление графиков работы;
· разработку и утверждение положения по оплате труда.
5. Организация внутрифирменных (внутрихозяйственных) экономических отношений. В основу этих отношений должен быть положен договор интрапренера с администрацией предприятия на поставку продукции или выполнение работ и услуг. Могут быть и другие варианты: например договор на аренду здания, оборудования, техники заключается с администрацией предприятия, договор на выполнение ремонтных работ, технических мероприятий или реставрацию запасных частей – со структурными подразделениями.
Кроме того, интрапренеры могут вступать в экономические отношения с внешними заказчиками, самостоятельно заключать договоры и своими силами реализовывать произведенную продукцию.
На начальном этапе наиболее приемлем для интрапренера договор с администрацией предприятия-учредителя. Согласно договору администрация обязуется своевременно принять и оплатить продукцию по ценам договоренности; в ее обязанности входит также обеспечение предпринимательской структуры за плату необходимыми материальными ресурсами, техникой, оборудованием, консультирование, оказание помощи в ремонте, строительстве и т.д. В свою очередь интрапренеры обязуются осуществлять предпринимательскую деятельность не в ущерб основному производству, своевременно поставлять продукцию (работы и услуги), оплачивать арендуемые помещения, технику, используемые материальные ресурсы (воду, электроэнергию, отходы основного производства, побочную продукцию.
Важный элемент системы экономических отношений субъектов интрапренерства – взаиморасчеты. Согласно договору расчеты ведут в соответствии с количеством и качеством реализуемой (обмениваемой) продукции. Ценовой механизм строится в зависимости от применяемой на предприятии системы внутрифирменных отношений и степени самостоятельности интрапренеров. Например, структурное подразделение предпринимателей, работающее на принципах самоокупаемости, реализует продукцию предприятию по внутрихозяйственным расчетным ценам, установленным на уровне нормативной себестоимости с добавлением 8-10% прибыли. Предпринимательские структуры, работающие в рамках организационной структуры предприятия на принципах самофинансирования, реализуют свои товары по внешним рыночным ценам или по внутрихозяйственным планово-расчетным ценам, установленным на уровне нормативной себестоимости единицы продукции с добавлением 35-40% прибыли.
За приобретаемые товарно-материальные ценности интрапренеры рассчитываются по действующим на предприятии планово-расчетным ценам. При этом планово-расчетные цены на материальные ресурсы собственного производства устанавливаются на уровне фактической их себестоимости с учетом качества. Покупные ресурсы – стройматериалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.д. – оцениваются по стоимости приобретения, включая внутрихозяйственную наценку, то есть расходы по доставке, хранению и выдаче со склада. Услуги вспомогательных обслуживающих подразделений оплачиваются по внутрихозяйственным планово-расчетным ценам. Например применяются следующие единицы планово-расчетных цен : в автопарке – за один тонно-километр, 1 автомобиле-час, за 1 ч пользования машиной техпомощи, сварочным агрегатом, за 1 нормо-час работы ремонтного рабочего, 1 час пользования оборудованием.
Используемые предпринимательской структурой природные запасы – глина, мел, речной песок – оцениваются по стоимости их заготовки, транспортировки, хранения.
Оплату за побочную, сопряженную продукцию, бракованные изделия устанавливают с учетом ценности этого сырья и возможности его практического использования в производства. Оплата интрапренерами этой продукции ведет к снижению издержек основного производства предприятия-учредителя.