Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям
ВОПРОСЫ
для подготовки к экзамену по учебной дисциплине
«Налоги и налогообложение» для студентов специальностей
Фс-4 (з), Бс-4 (з), Вс-4 (4), Ас-4 (з), Ус-4 (з)
1. Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям.
2. Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.
3. Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
4. Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь.
5. Элементы налога и налоговая терминология.
6. Характеристика субъектов налогообложения. Налогоплательщики, их права и обязанности.
7. Общая характеристика объектов налогообложения.
8. Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.
9. Налоговые льготы. Совершенствование налоговых льгот как способ стимулирования предпринимательской инициативы.
10. Виды налогов и сборов. Классификация налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь.
11. Виды налоговых нарушений. Ответственность налогоплательщиков за налоговые нарушения.
12. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, ставки, льготы, методика исчисления, порядок и сроки уплаты. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам.
13. Акцизы: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам.
14. Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, методика исчисления, порядок и сроки уплаты.
15. Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
16. Экологический налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
17. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
18. Земельный налог: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
19. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты.
20. Местные налоги и сборы. Сбор с заготовителей. Курортный сбор. Налог за владение собаками.
21. Подоходный налог с физических лиц: плательщики, объекты налогообложения, льготы, налоговые вычеты, ставки, порядок исчисления и уплаты.
22. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты.
23. Налог на игорный бизнес: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты.
24. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты.
25. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты.
26. Сбор за осуществление ремесленной деятельности и сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
27. Налог при упрощенной системе налогообложения: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты.
28. Единый налог для индивидуальных предпринимателей: плательщики, виды деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты.
29. Особенности налогообложения резидентов свободных экономических зон.
30. Сравнительный анализ налоговых систем Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.
Экономическая сущность налогов и их объективная необходимость в условиях перехода к рыночным отношениям
Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения — это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т.д. То есть налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Таким образом, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.
Налоги представляют собой финансовый институт, совокупность экономических отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. Посредством их часть доходов предприятий, организаций и населения привлекается в централизованный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Налоги — это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки организациями.
Согласно Налогового Кодекса РБ:
«Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».
«Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь».
Налог, как правило, не имеет специальной цели (порядка его дальнейшего использования государством). Лишь в некоторых случаях используются целевые налоги, однако при этом они никогда не бывают индивидуально возмездными.
В отличие от этого при уплате пошлины и сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы.
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, организациями и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Особенность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов организаций и физических лиц на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льгот.