Вопрос №85. Понятие, правовое регулирование и принципы внешнеэкономической деятельности. Правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 года.
Под внешнеэкономической деятельностьюпонимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;
внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;
внешняя торговля информацией - внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;
внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров.
ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости договора, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.
ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.
Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Различают следующие виды ВЭД:
внешнеторговая деятельность;
международное разделение труда;
производственная кооперация;
валютные и финансово-кредитные операции;
Отношения с международными организациями.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основываетсяна Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Другие ФЗ: например ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О таможенном тарифе», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»., ФЗ «О специальных экономических мерах». Постановления Правительства: Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров. Также Указы Президента, нормативные правовые акты Минэкономразвития, Минпромторга. Большая роль в регулировании внешнеторговой деятельности принадлежит обычаям делового оборота. В качестве примера можно назвать Правила ИНКОТЕРМС, которые издаются международной торговой палатой.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Правовой режимозначает совокупность правил осуществления внешнеэкономической деятельности, совершения экспортно-импортных операций. Различают национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, преференциальный и специальный режимы.
Установление национального режима означает, что каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам и юридическим лицам другой договаривающейся стороны тот же режим, что и собственным гражданам и юридическим лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
Режим наибольшего благоприятствования означает, что физическим и юридическим лицам договаривающихся государств будут предоставлены такие же права, как физическим и юридическим лицам третьих государств.
Устанавливая преференциальный режим, развитые государства предоставляют физическим и юридическим лицам развивающихся государств определенные льготы и преимущества без взаимности.
Специальный режим – это режим, при котором государство на взаимной основе предоставляет физическим и юридическим лицам договаривающихся государств особые права для осуществления внешнеэкономической деятельности.