Сущность и значение культуры предпринимательства
Культура предпринимательства – система правил и норм деятельности, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников, стиля руководства данной организационной структуры, уровня удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества в организации.
Культура предпринимательства играет важную роль в функционировании предприятия, обеспечивает ему высокий престиж, способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, а, следовательно, увеличению доходов.
Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживание в данной социально-экономической среде и обеспечение внутренней интеграции для достижения поставленных целей.
Культура предпринимательства предполагает умение так организовать его производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием таких условий, при которых работники максимально удовлетворены трудом.
В зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру. В настоящее время выделяют следующие виды отраслевых культур предпринимательства:
Культура торговли характеризуется быстрой обратной связью и относительно малым риском. Сотрудниками сферы торговли являются зачастую молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты. Эти люди по натуре дружелюбны, без больших духовных запросов, но внешне привлекательные. Они умело используют красноречие, обращаясь к покупателям с известной долей юмора. Охотное общение друг с другом и обмен мнениями делают сферу культуры торговли коммуникативной, вызывают чувство сопричастности, духа коллективизма и товарищества. Однако имеются некоторые недостатки: количество превосходит качество, т. е. стремление быстро продать приводит к тому, что после недостаточно уделяется внимания последующим проблемам; преобладает мышление краткосрочного успеха, т. е. размышление о том, что сиюминутный успех может означать потерю рынка продолжается недолго; сотрудники больше связаны с коллективом, нежели чем с предприятием; высокая текучесть кадров отражается на среднем возрасте сотрудников, который относительно невысок, что отражается на проблеме продвижения культуры.
Культура выгодных сделок (спекулятивная культура) характеризуется быстрой обратной связью успешных или неудачных предприятий с финансовым риском средней и высокой степени. Этот вид культуры встречается там, где совершаются сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и др. Элементы такой культуры встречаются в сферах моды, косметики, профессионального спорта, рекламы и финансирования рисковых предприятий. Сотрудниками здесь являются молодые или духовно молодые люди. Данная культура позволяет человеку выработать бойцовские черты характера, стать твердым в своих решениях. В этой сфере возникает культура, где приняты суеверия, вознаграждается агрессивность. О неудачах стараются не говорить как будто их не было.
Инвестиционная культура проявляется в основном в промышленности, в топливных отраслях, при производстве средств производства, в строительстве, в инвестиционных банках. Характеризуется тем, что имеет выраженную ориентацию на будущее. Здесь в условиях риска, осуществляются крупные капиталовложения. В данной сфере сотрудники работают осмотрительно, осторожно, терпеливо и настойчиво. Они вынуждены преодолевать относительно длительный период неопределенности в условиях минимальной обратной связи. Здесь, как правило, придерживаются однажды принятых решений. Сотрудники общаются часто и обсуждают все аспекты, вплоть до мелочей. На совместных заседаниях все держатся вежливо, так как каждому ясна взаимозависимость друг от друга.
Административная культура проявляется в общественном обслуживании, в крупных административных фирмах, в банках и страховых компаниях. Сотрудники здесь аккуратные, осторожные, придирчивые, однако умеют приспосабливаться. Решения принимаются продуманно, подстраховываются со всех сторон. На их принятие уходит длительное время. Во время работы сотрудники испытывают мало радости, поскольку практически отсутствует обратная связь о результатах их работы. С ними вступают в связь только в случае возникновения проблем. На первый план выходит проблема способа выполнения работы, а не самого результата. Отсутствует четкая связь между результатом и вознаграждением. По достижении определенного возраста практически все повышаются в должности. Этот тип культуры вызывает неудовольствие, ассоциируется с бюрократизмом, неэффективностью, неспособностью выполнить самое необходимое. В этой сфере нет особых поводов для празднований.
Основные факторы, влияющие на культуру предприятия: цели предприятия; основные его ценности и идеи; принятые на предприятии стандарты и правила; выдающиеся деятели; неформальные каналы коммуникаций и т. д.
Основные признаки культуры организации предпринимательской деятельности: имеет социальный характер, так как на ее формирование влияют большинство работников организации; регулирует поведение членов коллектива; создается людьми; осознанно или неосознанно принимается всеми работниками; основана на соблюдении традиций; познаваема; способна изменяться; многогранна.