Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации и предпосылок развития МО «Выборгский район»
Перспективы развития МО «Выборгский район» основываются как на использовании ресурсов развития и благоприятных возможностей, так и на выявлении и преодолении неблагоприятных тенденций.
Сферы действия факторов | Позитивные факторы | Негативные факторы |
Население | Предпринимательская активность населения. Наличие общественных инициатив. Заинтересованность населения в развитии территории. Патриотическое отношение к месту проживания. | Естественная убыль населения. Старение населения, регрессивная половозрастная структура населения. Отток молодежи. Большой разрыв между максимальным и минимальным уровнем средней заработной платы. |
Географическое положение | Относительная близость к областному центру (г. Санкт-Петербург). Наличие привлекательных ландшафтов. Основное богатство – рекреационные ресурсы. Возможность эффективного использования геоэкономического потенциала территории. Наличие набора транспортных и инженерных коммуникаций. Имидж экологически благоприятного района | Конкуренция со стороны областного центра (г. Санкт-Петербург). Динамичное развитие соседних районов, способных «оттянуть» на себя трудовые и инвестиционные ресурсы (Всеволожский район, Приозерский район). |
Экономика | Высокая предпринимательская активность населения. Высокий потенциал потребительского рынка. | Слабая диверсифицированность экономической базы МО «Выборгский район», Отсутствие устойчиво работающих градообразующих предприятий общероссийского значения. |
Производство | Строительство магистрального газопровода, наличие планов строительства новых промышленных предприятий | Высокий износ основных фондов. Дефицит кадров и низкий уровень квалификации предложений на рынке труда. |
Инвестиции | Наличие ФАИП (федеральной адресной инвестиционной программы) по строительству социальной инфраструктуры и жилья. Наличие адресной инвестиционной программы. Наличие свободных для застройки земельных участков. Высокая заинтересованность МО «Выборгский район» в привлечении инвестиций. | Невысокий уровень инвестиций в производства муниципального образования. Недостаточное обеспечение территории инженерной инфраструктурой для жилищного строительства. |
Среда проживания | Постоянно повышающийся уровень благоустройства. Ухоженный внешний облик населенных пунктов МО «Выборгский район». Высокий уровень обеспеченности услугами социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита и т.д.) . Постоянно растущее качество предоставления жилищно-коммунальных услуг. Удобная планировка населенных пунктов, наличие свободных площадей для жилищного строительства. | Относительно высокий уровень уличной и молодежной преступности Наличие больших массивов ветхой жилищной застройки (в особенности в сельских населенных пунктах). Высокий износ объектов социальной сферы и инженерных сооружений и объектов. Плохое состояние внутренних коммуникаций в ряде детских дошкольных учреждений. Невысокий уровень качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. |
Риски и ограничения развития муниципального образования, промышленные и непромышленные отрасли экономики муниципального образования, которые будут обладать наибольшим потенциалом роста. Система устойчивых конкурентных преимуществ экономического и социального развития муниципального образования. Оценка их перспектив в реализации.
Выводы анализа социально-экономического развития, основных тенденций, проблем, диспропорций и ограничений, сложившихся в социально-экономическом развитии Выборгского муниципального района, оказывающих влияние на стратегическую конкурентоспособность территории в долгосрочной перспективе, представлены с элементами SWOT-анализа в табличном формате.
Таблица 17.
Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ (АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»
ФАКТОРЫ | СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (сравнительные преимущества) | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (сравнительные недостатки) |
Экономико-географическое положение | § Благоприятное транспортно-географическое положение, Выборгский район – крупный транспортный узел регионального уровня § Положение района непосредственно на границе с Евросоюзом | § Качество покрытия автомобильных дорог имеет высокую степень износа, недостаточно эффективны мероприятия по ремонту в связи с отсутствием необходимого финансирования данной сферы |
Природные ресурсы и экология | § Обеспеченность общераспространенными полезными ископаемыми, а также строительным камнем § Благоприятные агроклиматические ресурсы для развития сельского хозяйства, в первую очередь молочного животноводства и кормопроизводства, рыбоводческого хозяйства § Большой потенциал водных биоресурсов в водах Финского залива и Выборгского залива Балтийского моря § Огромный потенциал развития природоориентированного туризма и рекреации, благоприятные природно-рекреационные условия | § Ограниченность ресурсов питьевого водоснабжения на части территории района, а также ограниченность ресурсов хозяйственного водоснабжения, что обусловлено неравномерным распределением поверхностных вод по территории. § Использование поверхностных водных источников лимитируется низким качеством вод. § Подземными обеспечена только южная часть территории Выборгского района. Северная часть территории относится к необеспеченным подземными водами § Высокий уровень рекреационной дигрессии наиболее посещаемых туристами и отдыхающими территорий |
Население, уровень жизни | § Высокая миграционная привлекательность территории § Высокая мобильность населения (активность ежедневных маятниковых миграций: трудовых, учебных, культурных и др.) § Средний уровень заработной платы выше среднего уровня по Ленинградской области | § Процесс старения структуры населения § Сохранение естественной убыли населения и нестабильной динамики общей численности населения района § Имеющаяся дифференциация в уровне жизни населения между городской и сельской местностью § Слабая конкурентоспособность мест приложения труда в сравнении с Санкт-Петербургом, особенно по уровню оплаты труда |
Сезонное население | § Потенциальный рынок сбыта для сферы услуг и развития малого бизнеса (в том числе питомники и др.), сбыт фермерских товаров § Развитие рынка деревянного домостроения и строительных услуг | § Влияние на значительный сезонный рост отходов потребления; § Сезонное увеличение пассажиропотоков и автомобильного транспорта |
Коммунальное хозяйство и инфраструктура | § Сравнительно высокая степень обеспеченности территории муниципального района объектами инфраструктуры, реализация проектов газификации населенных пунктов | § Высокая степень износа объектов инженерной инфраструктуры, отстающие темпы капитального ремонта и строительства новых сетей в связи с недостатком финансирования. § Мощности объектов инженерной инфраструктуры загружены практически полностью, скорость ввода новых мощностей отстает от возрастающего спроса при развитии жилищного и промышленного строительства. § Степень газификации сельских населенных пунктов недостаточна § Только 70 % жителей района проживают в зоне нормативной транспортной доступности административного центра муниципального района. § Инфраструктура может стать ограничивающим фактором социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности территории |
Транспортное обслуживание | § Тенденция к увеличению количества маршрутов железнодорожного транспорта пригородного сообщения, запуск скоростных электропоездов. § Модернизация трассы А-181 «Скандинавия». § Потенциал создания грузового аэропорта «Вещево» как крупнейшего в СЗФО, развитие мультимодальных грузовых перевозок с использованием авиатранспорта | § Дорожная инфраструктура не справляется с возросшей автомобильной нагрузкой. Автомобильные дороги района, не относящиеся к основным дорогам регионального значения, нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции с целью повышения их технико-эксплуатационных характеристик и пропускной способности. § Сокращение количества маршрутов автомобильного транспорта общего пользования. § Сокращение парка подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования. § Отсутствие благоустроенных пунктов отправления пассажиров (автостанций / автопавильонов) в центрах поселений муниципального района. § Уровень обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения очень низкий. |
Жилищное хозяйство | § Сохраняющиеся сравнительно высокими темпы нового жилищного строительства, высокий спрос на земельные участки для ИЖС, в том числе сезонного типа | § Уровень жилищной обеспеченности населения существенно ниже среднеобластного, особенно в городской местности (22,7 кв.м/чел. и 26,2 кв.м/чел. соответственно) § Наличие проблемы реконструкции ветхого и аварийного жилищного фонда, особенно в отдаленных населенных пунктах в сельской местности и в историческом центре г. Выборга |
Социальная сфера | § В целом по Выборгскому муниципальному району достаточно развитая сеть учреждений и предприятий обслуживания, во всех муниципальных образованиях имеются учреждения повседневного спроса (образования, здравоохранения, культурно-досугового типа, спорта, торговли) § Город Выборг является центром обслуживания населения межрайонного значения, здесь расположены учреждения здравоохранения, образования, культуры регионального значения § Развитие частного сектора в сфере предоставления услуг § Низкий уровень социальной конфликтности § Развит образовательный комплекс, большое количество вузов | § В условиях роста численности детского населения не в полной мере обеспечена потребность населения в учреждениях образования, данная проблема особенно актуальна для г. Выборг и Рощинского городского поселения. § Недостаточный уровень развития сети учреждений физической культуры и спорта, культурно-досугового типа в сравнении с нормативами, особенно в сельской местности. § Проблема дефицита обеспеченности учреждений обслуживания кадрами, особенно в сельской местности. § Необходимость формирования современной учебно-материальной базы. § Не в полной мере в учреждениях обслуживания организованы условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. § Требуют улучшения социально-экономическое положение и жилищные условия педагогов и врачей, что недостаточно стимулирует приток молодых специалистов в сферы образования и здравоохранения § Недостаточная роль социальных факторов в формировании привлекательности Выборгского района для притока экономически активного населения и бизнеса (система образования, здравоохранение, качество городской среды и т.д.). |
Малый и средний бизнес | § Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (в том числе фонд поддержки сельского развития, фонда малого и среднего предпринимательства, женский ресурсный центр) § Наличие широкого рынка сбыта | § Сильное влияние внешней конъюнктуры на развитие малого предпринимательства § Сложности с получением финансовых инвестиций для развития; § Несогласованность и недостаточная проработанность местного законодательства. |
Промышленность | § Сформирован многоотраслевой промышленный комплекс с основными центрами в г. Выборг и г. Каменногорск, г. Светогорск, наличие свободных территорий, промышленных зон и площадок § Реализация областных программ по созданию промышленных зон регионального значения | § Ограниченность мощностей инженерной инфраструктуры § Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов |
Сельское хозяйство | § Агропромышленный комплекс района по производственным и экономическим показателям стабильно занимает одно из ведущих мест в Ленинградской области. Выборгский муниципальный район входит в состав первых 3-4 ведущих производителей основных видов продукции сельского хозяйства § Хорошие условия для развития рыбоводного хозяйства | § Наличие неиспользуемых по назначению сельскохозяйственных угодий, конкуренция на земельные ресурсы со стороны сектора массового жилищного строительства § Засоренность угодий борщевиком Сосновского § Необходимость государственной поддержки развития сельскохозяйственного комплекса |
Муниципальное управление | § Реформирование системы муниципального управления путем объединения администрации Выборгского муниципального района с передачей ей полномочий по МО «г. Выборг» § Высокий уровень эффективности реализации муниципальных целевых программ | § нормативы штатной численности органов местного самоуправления не соотносятся с объемом обязанностей, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ § Недостатком общественного самоуправления в системе ТОСов является отсутствие надлежащей правовой базы на местном уровне и отсутствие квалифицированных лиц |
Бюджетная политика | § Повышение эффективности бюджетного планирования посредством перехода на программно-целевой метод планирования; § Внедрение комплексной системы автоматизации исполнения бюджета и управления бюджетным процессом – Автоматизированный Центр Контроля исполнения бюджета» («АЦК-Финансы»); § Повышение эффективности межбюджетных отношений: системы перераспределения финансовых ресурсов между районным бюджетом и бюджетами городских и сельских поселений Выборгского муниципального района, повышение самостоятельности органов местного самоуправления муниципальных образований района, создание условий для устойчивого исполнения местных бюджетов городских и сельских поселений Выборгского муниципального района | § Непредвиденные выпадающие доходы бюджета, необходимость финансирования непредвиденных расходов и т.д. В целях предупреждения негативных последствий таких ситуаций в бюджете Выборгского муниципального района могут предусматриваться дополнительные межбюджетные трансферты для оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, столкнувшихся с такими проблемами |
Инвестиционный климат | § Внедрение «Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области», утвержденного на Инвестиционном совете при Губернаторе Ленинградской области 21.11.2014 г. § Большой накопленный объем инвестиций в инфраструктурные проекты в экономике муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области (более трети инвестиций за 2010-2014 г.). § В рамках классификации муниципальных районов Ленинградской области по инвестиционной привлекательности в составе Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года Выборгский муниципальный район отнесен к группе наиболее привлекательных для инвестиций наряду с Кингисеппским, Всеволожским, Ломоносовским, Кировским и Тосненским районами | § Недостаточно высокий уровень инвестиционной активности на уровне Ленинградской области § Недостаточный уровень развития туристско-рекреационного комплекса § Недостаточный уровень инженерной подготовки промышленных инвестиционных площадок § Дефицит инфраструктурно-подготовленных площадок для нового строительства, особенно в сельской местности § Параллельное принятие дублирующих законодательных и ведомственных актов (как на федеральном, так и на региональном (муниципальном) уровне), что приводит к избыточным административным и иным ограничениям и, соответственно, дополнительным необоснованным расходам инвесторов § Распределение инвестиций в различных сферах экономики района приводит к нарастанию разрывов между секторами экономики § Неравномерная инвестиционная привлекательность территорий муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области |
Таблица 18.
Форма «ИТОГИ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ (ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ)»