Методы и стратегии ценообразования

Формируя цены на товары, организации используют следующие основные методы: средние издержки плюс прибыль, целевая прибыль, качественно-ценовой паритет.

Средние издержки плюс прибыль. Цель: обеспечение требуемой нормы прибыли для эффективной работы организации. Характеристика: заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Преимущества: не требует затрат как временных, так и материальных, на изучение спроса; организация всегда четко обеспечивает стабильную норму прибыли. Недостатки: стандартная наценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности покупательского спроса и конкуренции, а следовательно, и определить оптимальную цену.

Целевая прибыль. Цель: обеспечение плановых показателей по прибыли. Характеристика: основан на издержках, ориентируется на получение целевой прибыли; цена сразу устанавливается из расчета желаемого объема прибыли. Преимущества: позволяет организации получать запланированный объем прибыли. Недостатки: не учитываются особенности рынка; дополнительные затраты на прогнозирование.

Качественно-ценовой паритет. Цель: обеспечение объема продаж в соответствии с рыночными возможностями товара. Характеристика: цена товара определяется с помощью метода математического моделирования, где цена рассматривается как совокупность потребительских свойств. Преимущества: ориентация на рынок и потребности покупателя; отражение конкурентных преимуществ товара. Недостатки: требует затрат на проведение исследований и анализ рынка; необходимы изменения цены в зависимости от рыночных условий.

Основными стратегиями ценообразования являются:

- «снятие сливок»: устанавливается максимально возможная цена с целью получения наибольшей прибыли;

- более глубокое проникновение на рынок: устанавливается невысокая цена с целью привлечения максимального числа потребителей;

- следование за лидером: цена устанавливается в зависимости от цены основного конкурента.

ГЛОССАРИЙ

Информационный поток – порядочное множество сообщений, циркулирующих в логической системе, между логической системой и внешней средой.

Конкуренция – борьба между производителями, продавцами, как правило, однородной продукции за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

Культура предпринимательства – система правил и норм деятельности, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников, стиля руководства данной организационной структуры, уровня удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества в организации.

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процесее доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистическая операция – действие, направленное на преобразование материального и соответствующих ему потоков.

Логистическая система – совокупность элементов, связанных между собой, предназначенных для управления потоками.

Логистическая функция – совокупность логических операций, направленных на достижение целей, поставленных перед логической системой и её элементами.

Логистическая цепь – множество физических и юридических лиц, осуществляющих логические операции по обеспечению потребителя продукцией; последовательность технологических и логических операций в производстве, находящихся под единым контролем.

Материальный поток – это продукция, рассматриваемая в процессе приложение к ней различных логических (погрузка, разгрузка, сортировка) и технологических операций (резание, ковка, сортировка, плавка) и отнесённая к оперативному временному интервалу.

Полномочия– ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на достижение целей организации.

Поток – один или множество объектов, воспринимаемое как единое целое, существующее как процесс па определённом временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах.

Поток услуг – вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности.

Предпринимательство или предпринимательская деятельность – инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Учредительные документы - свод прав, обязанностей, условий функционирования предприятия (юридического лица).

Финансовый поток – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.

Финансы коммерческих организаций – это денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

Цена – все объективные затраты потребителя, которые связаны с приобретением товара.

Ценовая политика – деятельность организации в области ценообразования.

Ценообразование – процесс формирования и изменения цен, их структуры, уровня и соотношений.

Вопросы для повторения

1. В чем состоит сущность предпринимательства?

2. Какие виды и формы предпринимательства вы знаете?

3. В чем состоит сущность производственного предпринимательства?

4. Каково основное содержание коммерческого предпринимательства?

5. Что является сферой деятельности финансового предпринимательства?

6. какие обязательные этапы надо пройти для создания нового предприятия?

7. Что включает в себя технико-экономическое обоснование будущего предприятия?

8. Что представляет собой бизнес-план?

9. Какова роль малых предприятий в формировании и развитии рыночной экономики?

10. В чем состоят преимущества малого предпринимательства перед другими формами хозяйствования?

11. что такое предпринимательский риск?

12. Какие существуют методы снижения рисков?

13. Дайте понятие юридических лиц и перечислите их.

14. В чем состоят сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования?

15. Что представляет собой культура предпринимательства?

16. Дайте определение понятия логистика.

17. Какие задачи решает логистика?

18. Дайте определение финансов предприятия.

19. Охарактеризуйте финансовые отношения хозяйствующего субъекта.

20. Какие существуют функции управления предприятием?

21. Что из себя представляет ценовая политика предприятия?

22. Какие существуют методы ценообразования?

Тренировочные задания

1. В бизнес-плане предприятия указана цена товара – 800 руб. Срок поставки – через три месяца, начиная со дня подписания контракта. Цены будут рассматриваться в зависимости от номинального индекса заработной платы и среднего индекса цен на материалы и сырье. В бизнес-плане оговорено, что 80% роста затрат будет включено в новую цену, а 20% будет погашено самим производителем. Доля материальных затрат в цене товара – 50%, доля заработной платы в цене – 22%. Индекс цен на материалы составил 1,15. Индекс роста заработной платы 1,02. Определить скользящую цену на продукцию предприятия.

2. Производственная программа бизнес-плана включает производство 700 изделий в год, себестоимость одного изделия 300 руб. Коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве 0,66. Расход основных материалов на изделие 200 руб., при норме запаса 25 дней. Расход вспомогательных материалов на годовой выпуск 12000 руб. при норме запаса 40 дней, топлива 6400 руб. и 30 дней, прочие производственные запасы 18000 руб. и 60 дней. Расходы будущих периодов 2000 руб. Норма запаса готовой продукции 5 дней. Определите нормативы оборотных средств по элементам (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция) и их общую сумму.

3. Целью бизнес-проекта является получение общей суммы прибыли от реализации продукции в размере 180 тыс. руб. Определите объем продаж, который обеспечит выполнение данного условия, если постоянные затраты 1344 тыс. руб., удельные переменные издержки 168 руб., цена реализации продукции 350 руб.

4. Проект, требующий инвестиций в размере 170000 долларов США, предполагает получение годового дохода в размере 40000 долларов США на протяжении пятнадцати лет. Оцените целесообразность такой инвестиции, если норма дисконта 20%.

5. Оцените степень риска бизнес-проекта, опираясь на показатели производственного, финансового и производственно-финансового левериджа. Исходные данные: прибыль от реализации продукции, работ, услуг 200 тыс. руб., рентабельность реализации продукции, работ, услуг 20%, удельный вес условно-постоянных расходов 40%, балансовая прибыль 250 тыс. руб., чистая прибыль 145 тыс. руб.

6. Торговый посредник рассматривает предложение о поставке 10 тыс. изделий по свободной отпускной цене 7,4 тыс. руб. за единицу. Издержки обращения посредника, согласно расчету, составят 7 млн. руб., приемлемая для него рентабельность – 30% к издержкам обращения. Рассчитайте минимально необходимый для посредника размер торговой надбавки в рублях и процентах, учитывая, что надбавка облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 16,67%. Какой может быть минимальная розничная цена?

Тесты

1. Уровень платежеспособного спроса – характеристика среды предпринимательства:

а) технологической;

б) социальной;

в) экономической.

2. Торговая деятельность относится к виду предпринимательства:

а) коммерческому;

б) финансовому;

в) производственному.

3. Общая характеристика организационной структуры предприятия представлена в разделе бизнес-плана:

а) резюме;

б) финансовый план;

в) организационный план.

4. Формирование структуры организации – сущность функции управления:

а) планирование;

б) организация;

в) контроль.

5. К коммерческим организациям относятся:

а) ОДО;

б) общественные движения;

в) фонды.

6. Если на рынке присутствует несколько крупных фирм, то это:

а) монополия;

б) олигополия;

в) чистая конкуренция.

7. Промышленным предприятиям характерен тип предпринимательской культуры:

а) спекулятивный;

б) инвестиционный;

в) административный.

8. Действие, связанное с преобразованием материального потока – это логистическая:

а) функция;

б) система;

в) операция.

9. Между организацией и финансовой системой страны возникают финансовые отношения по поводу:

а) перечисления процентов за кредит;

б) уплаты налогов;

в) выплаты заработной платы.

10. Если цены устанавливаются государством, то они являются:

а) свободными;

б) регулируемыми;

в) твердыми.

Наши рекомендации