Понятие международного налогового права

В условиях все более возрастающей интеграции государств возника­ют проблемы регулирования различного рода отношений между ними. Определенные моменты, требующие юридического решения, существу­ют и в налоговой сфере. К ним относятся проблемы:

1.устранения многократного налогообложения;

2.избежание дискриминации налогоплательщиков;

3.гармонизации налоговых систем, налогового законодательства,налогообложения инвестиционной деятельности;

4.предотвращения уклонения от налогообложения.

Наибольшую конфликтность и соответственно необходимость по­стоянного разрешения имеет проблема многократного налогообложе­ния. Существует международное юридическое и экономическое мно­гократное налогообложение.

Международное юридическое многократное налогообложение — это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государ­ствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени. В результате возникает идентичность нало­гового платежа, тождественность объекта и субъекта налогообложе­ния и сроков уплаты налогов. Излишнее налогообложение сдержива­ет деловую активность предпринимателя и способствует повышению цены на товары и услуги.

Многократное налогообложение возможно, когда одна страна пре­тендует на право взимать налог на основании факта проживания (либо гражданства) налогоплательщика, а другая — на основании места по­лучения дохода. Также излишнее налогообложение может возникать, если обе страны считают конкретного налогоплательщика своим рези­дентом или каждая из двух стран полагает, что доход получен именно на ее территории.

Противовесом многократного налогообложения выступает антина­логообложение, которое означает не включение объекта или субъекта на­логообложения в налоговую систему двух (или более) стран. Такая си­туация приводит к отсутствию или уменьшению налогообложения, что в конечном итоге сказывается на снижении интереса предпринимателя к участию в развитии национальной экономики.

Для устранения многократного юридического налогообложения применяются как односторонние меры, связанные с нормами внут­реннего налогового законодательства, так и многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглаше­ний и конвенций.

Существуют следующие методы устранения двой­ного налогообложения:

распределительный метод (принцип освобождения). В соответ­ствии с этим методом одно государство не облагает налогом доход, который по соглашению облагается в другом государстве. В дого­ворах между сторонами приводится закрытый перечень доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию;

налоговый зачет (налоговый кредит) означает, что одно государство исчисляет взимаемый им с резидента налог на основе сово­купного дохода, включая доход, полученный в другом государ­стве, но далее из собственного налога вычитает суммы налогов, уплаченных во втором государстве;

налоговая скидкауменьшает облагаемую базу на сумму уплаченного за рубежом налога, т. е. уплаченный налог рассматривается как рас­ход, вычитаемый из суммы подлежащих налогообложению доходов.

Международное экономическое многократное налогообложение свя­зано с обложением у разных налогоплательщиков одной и той же нало­говой базы сопоставимыми налогами. Так, например, излишнее налого­обложение может возникнуть в случае обложения налогом на прибыль компании и затем дивидендов, полученных ее акционерами.

Избежание дискриминации налогоплательщиковпредполагает, в ча­стности, не ухудшение условий налогообложения, действующих в конк­ретном государстве относительно иностранных субъектов по сравнению с субъектами национального права. Так, в п. 2 ст. 3 НК РФ говорится, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различ­но применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религи­озных и иных подобных критериев».

Другим, не менее важным и проблематичным направлением деятель­ности современных государств является гармонизация налоговых сис­тем и налоговой политики,охватывающая унификацию основных пока­зателей налоговых систем, налоговое право различных стран, проблемы международного многократного налогообложения и налогообложение инвестиционной деятельности.

Ярким примером гармонизации налогообложения является полити­ка, проводимая в странах — участниках Европейского Союза (ЕС). Так, в ходе согласования налогового законодательства этих стран была прове­дена обязательная и постепенная унификация взимания косвенных нало­гов. Некоторые акцизы отменили вообще (например, на чай, соль, сахар), другие косвенные налоги стали взимать по единым ставкам. Возникла идея постепенного перехода от проведения общей налоговой политики к созданию территории с единым налоговым режимом. Унификация затрагивает и корпоративное налогообложение. В странах — участни­цах ЕС установлен средний уровень налога на корпорации в пределах 30-40%. С 2005 г. на территории ЕС введена в действие Директива об инвес­тициях, предусматривающая, что налоговые органы каждой из стран Союза будут осведомлены о доходах своих граждан, полученных в других странах сообщества. Вводится единый европейский подоходный налог.

Наряду с унификацией конкретных видов налогообложения произ­водится универсальная унификация налоговых систем. Так, в 1993 г. был разработан документ, выполняющий роль мирового налогового ко­декса, который определяет современное понимание налоговой систе­мы, проверенное на опыте многих стран, приводит рекомендации для разработки национального налогового законодательства и рассматри­вает вопросы создания эффективного налогового аппарата.

Таким образом, международное налоговое право — отрасль права, которая регулирует международные налоговые отношения по устра­нению многократного налогообложения, избежанию дискриминации налогоплательщиков, гармонизации налоговых систем и налогового законодательства, предотвращению уклонения от налогообложения с помощью национальных и международных правовых норм.

Наши рекомендации